Море мира и сотрудничества: историческая роль Каспия обновляется - Newtimes.az
![Море мира и сотрудничества: историческая роль Каспия обновляется - Newtimes.az](/images/articles/2014/10/14/thumb_20141014095718610.jpg?2021-02-17+09%3A23%3A27)
Информационно-аналитический портал Newtimes.az опубликовал статью «Море мира и сотрудничества: историческая роль Каспия обновляется».
Предлагаем вниманию читателей данный материал без изменений:
«Прогнозы в связи с IV саммитом глав Прикаспийских государств оправдались. В ходе саммита были сделаны заявления о сотрудничестве и региональной безопасности. С участием президентов были подписаны межправительственные соглашения. Эксперты считают, что этим был заложен новый этап в геополитической жизни Каспийского бассейна. Одновременно безопасность региона остается щепетильным вопросом. Отбросить на задний план возможные последствия включения положения о недопустимости размещения вооруженных сил НАТО в Каспийском бассейне в заявление, принятое президентами, было бы рискованно. Но вместе с тем нужно признать, что астраханский саммит имеет историческое значение в подлинном смысле этого слова.
IV саммит: к миру и сотрудничеству
Геополитическое значение каспийского бассейна всегда оценивалось высоко. Этот регион всегда был ареной борьбы великих империй, как из-за географического положения, так и по причине природных ресурсов. Сложные геополитические процессы XXI века превратили Каспий в одну важных мишеней крупных держав. На фоне наблюдающихся ныне важных геополитических трансформаций в регионе крайне актуализировались такие вопросы, как безопасность бассейна, правила использования природных ресурсов, пути развития сотрудничества между странами, окружающими его, и т.д.
На фоне сказанного важной проблемой остаются и международные аспекты регулирования отношений между странами, в географическом плане отдаленными, но и имеющими известные претензии, и государствами Каспийского бассейна, так как вопросы использования природных ресурсов имеют значение также и с точки зрения геополитики и формирования системы безопасности. Эксперты особо отмечают этот момент. Так, Ричард Вайц пишет: «Каспийское море связывает несколько ключевых геополитических регионов, и от того, как будут разрешены споры между его прибрежными странами, будет зависеть многое вдалеке от его берегов».
Но история вопроса вынуждала к осторожности – на прежних встречах договориться по принципиальным вопросам не удавалось. Вместе с тем в определенных вопросах шаг за шагом наблюдалось продвижение. Например, в связи с разделом дна моря между Азербайджаном и Казахстаном, Азербайджаном и Россией, а также между Казахстаном и Россией подписаны двусторонние соглашения. Вместе с тем между Азербайджаном, Казахстаном и Россией имеются и трехсторонние соглашения.
Главные препятствия на пути определения правового статуса Каспия достаточно широко освещены в СМИ. Поэтому необходимости останавливаться на них нет. Более актуальным является вопрос об итогах астраханского саммита и осознание его исторического значения. Эксперты справедливо оценили решения, принятые на саммите, как «скачок вперед», «историческое достижение» и т.п.
Слова Президента Азербайджана Ильхама Алиева, сказанные им в этом контексте, со всей полнотой отражают ситуацию. Глава государства об астраханской встрече сказал следующее: «Достигнутые сегодня договоренности являются итогом очень серьезной, я бы сказал, искренней работы». Чтобы достичь их, пришлось демонстрировать «общую политическую волю».
Эксперты считают, что соглашения о гидрометеорологии Каспийского моря, предотвращении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, охране водных биологических ресурсов и их рациональном использовании имеют очень большое значение. Они в будущем будут играть важную роль в определении правового статуса моря. На пресс-конференции, проведенной в Астрахани, по этому поводу свое мнение выразили руководители 5 прикаспийских государств.
Наибольший интерес вызвало заявление, подписанное в ходе саммита президентами Азербайджана, России, Казахстана, Ирана и Туркменистана, поскольку в этом документе отражены основные принципы стратегии сотрудничества государств бассейна, достигнута общая договоренность по принципиальным вопросам в связи со статусом моря. Здесь есть ряд геополитических моментов, заслуживающих внимания.
Коридор «Север-Юг» и безопасность: надежды растут
Президенты пришли к договоренности, что безопасность Каспия будут обеспечивать только государства региона. Западные эксперты оценили это как недопущение НАТО к морю. Это считается самым крупным стратегическим достижением Москвы и Тегерана. Эксперты даже отмечают, что на фоне сказанного Россия и Иран объединились. Это – важный геополитический сигнал.
Вопрос заключается не только в определении статуса Каспия. Речь идет прежде всего о расширении сотрудничества и принципах подхода к системе безопасности в регионе. Если 5 прикаспийских государств договорились о недопущении присутствия в бассейне внешних сил, то исключить возможность влияния этого на глобальные геополитические процессы нельзя. С этой точки зрения нельзя игнорировать и напоминание некоторыми экспертами о противоречиях в связи с бассейном.
Какой будет реакция Запада, покажет время. Здесь могут быть разные прогнозы. Среди них нельзя исключить и возможность ухудшения ситуации. В этом случае для региона могут возникнуть определенные проблемы. Так, беспокойство может вызвать вопрос о статусе Каспия и перспективах сотрудничества. В этом плане заставляет задуматься согласование на астраханском саммите конкретных принципов определения правового статуса моря. Не следует забывать и об обещаниях о том, что этот вопрос будет решаться на встрече, которая состоится в будущем году.
Естественно, что иранская пресса проявила большой интерес к астраханскому саммиту. Но и в Иране имеющиеся противоречия выпячиваются. Наиболее очевидно это проявилось при определении правового статуса моря. Иранские эксперты считают более правильным предложенную Ираном 20%-ную долю дна Каспия при его делении между пятью сторонами. В результате иранцы пришли к выводу, что «Каспий – зона столкновения интересов».
Несмотря на все это, нужно обратить внимание на достигнутую на астраханском саммите договоренность по ряду важных геополитических вопросов. На нем речь шла о создании коридора «Север-Юг» и прокладке железнодорожного пути вокруг Каспия. Для России эти два проекта имеют большое значение.
Коридор «Север-Юг» может соединить Запад и Восточную Европу с Южной Азией. Этот момент связан, с одной стороны, с более широким восприятием активно поддерживаемого Западом проекта «Шелковый путь», с другой, – с поднятием роли Каспийского бассейна в этом процессе на новый уровень. В случае реализации этого проекта в геополитической динамике, вне всякого сомнения, произойдут изменения мирового масштаба.
Разумеется, реализация предусмотренного проекта может открыть для государств региона новые возможности. Превращение Каспийского моря в регион сотрудничества и мира несет в себе большие выгоды. Слова Президента Ильхама Алиева, сказанные им по этому поводу, можно назвать девизом астраханского саммита. Глава азербайджанского государства сказал следующее: «Мы рассматриваем Каспийское море как море дружбы, мира, безопасности и сотрудничества».
В свете этих слов можно констатировать, что IV саммит глав каспийских государств имеет особое значение. Формирование между странами бассейна отношений, служащих миру, сотрудничеству и безопасности, – событие, вне всякого сомнения, историческое. Последовательность шагов в этом направлении – одно из важных условий. Так можно будет устранить и противоречия, о которых говорили эксперты. С большой вероятностью можно утверждать, что главы государств, проявив политическую волю, этого добьются.
Еще один геополитически важный момент заключается в том, что прикаспийские страны могут демонстрировать модель сотрудничества. Эта модель в будущем может быть реализована и в других регионах и бассейнах. Таким образом, региональные модели безопасности могут быть полезны в плане формирования и глобальной системы безопасности».
Newtimes.az