Эльхан Шахиноглу: «Мировые лидеры предпочтут мероприятия в Анкаре, нежели поминки по т.н. «геноциду» в Ереване»
Интервью 1news.az с руководителем Центра политических исследований «Атлас» Эльханом Шахиноглу.
- На днях премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу призвал армян чаще посещать Турцию и покончить с предрассудками. Можно ли расценивать данное заявление как приглашение турецкой стороной Армении к открытому диалогу или это своего рода маневр в преддверии годовщины т. н. «геноцида армян»?
- На мой взгляд, это маневр Анкары. Турецкое правительство хорошо осведомлено о том, что армянское лобби, которое по всему миру готовится к масштабному проведению годовщины т.н. «геноцида», обязательно попытается помимо международных конференций, семинаров, поминальных концертов, протолкнуть законодательные акты против Турции. Поэтому Анкара пытается помешать этим планам.
Впрочем, официальная Анкара уже сделала три активных хода для нейтрализации армянского лобби, озвучивая политически важные заявления. Во-первых, нынешний президент Турции, будучи премьер-министром, в апреле 2014 года заявлял о том, что во время Первой мировой войны среди многочисленных жертв на территории Турции наряду с турками были и армяне.
Второй ход Эрдоган сделал недавно, когда заявил о том, что в апреле в Турции будут праздновать столетие сражения при Чанаккале, и на мероприятия приглашено множество лидеров из разных стран.
В свою очередь премьер-министр Давутоглу вчерашним заявлением сделал третий ход, тоже упреждающий. Этим самым премьер фактически в открытую продемонстрировал, что Турция настроена на дружбу, но вы, армяне, сделайте для этого нужные шаги в нашу сторону. Вот и все.
- Ясно, что открытие турецкой границы для Армении – выход из экономической изоляции. Как вы считаете, будет ли актуален этот вопрос в юбилейный год событий 1915 года?
- О том, что открытие турецко-армянской границы может быть возможным при условии урегулирования нагорно-карабахского конфликта, заявлялось не раз на уровне официальных лиц турецкого правительства. Об этом не раз заявлял нынешний президент страны Реджеп Таййип Эрдоган. Полагаю, что харизматичный лидер Турции будет верен своим словам, и турецкие границы останутся закрытыми до тех пор, пока не будет урегулирован нагорно-карабахский конфликт.
О том, что данный вопрос может быть актуален только при условии освобождения оккупированных азербайджанских территорий, в очередной раз было также заявлено на уровне главы турецкого государства во время недавнего визита Президента Азербайджана Ильхама Алиева в Турцию. Вне всякого сомнения, государственный визит азербайджанского президента в Турцию имел большую значимость в плане дальнейшего укрепления и развития азербайджано-турецких отношений.
- Армения имеет территориальные претензии и к самой Турции и, судя по всему, не намерена от них отказываться. Как будут стороны решать этот принципиально важный для них вопрос?
- Да, этот фактор напрямую влияет на отношения Турции с Арменией. Чтобы улучшить отношения с Анкарой, Ереван должен не только освободить оккупированные азербайджанские районы, но и отмежеваться от территориальных претензий к Турции. Ереван не сделал ни того, ни другого, и пока никаких изменений в позиции Армении не происходит. Соответственно Армения и дальше будет находиться под политическим, экономическим и, не скрою, военным прессингом Азербайджана и Турции.
- Может ли Азербайджан рассчитывать на поддержку Турции в случае военного разрешения конфликта?
- Ясно, что Турция как ближайший союзник Азербайджана заинтересована в скорейшем разрешении нагорно-карабахского конфликта, и участие Анкары в переговорном процессе могло бы обеспечить политическую поддержку Азербайджану. Но, к сожалению, страны-сопредседатели (Россия, Франция и США) не горят желанием подключать к переговорам Турцию. Турция - один из главных политических тяжеловесов региона, а это значит, что не учитывать позицию Анкары невозможно. Однако сопредседатели Минской группы должны четко понимать, что в случае начала военных действий в Карабахе Турция не останется в стороне, а поддержит своего ближайшего союзника - Азербайджан.
- Как вы считаете, чем было вызвано решение президента Турции Реджепа Тайипа Эдогана пригласить президента Армении Сержа Саргсяна в апреле в Турцию по случаю 100-й годовщины победы при Чанаккале?
- Я думаю, это был хороший пиар-ход. Ведь было понятно, что президент Армении Серж Саргсян не поедет в Турцию отмечать юбилей сражения при Чанаккале. Тут, что называется, Эрдоган отплатил той же монетой Саргсяну, поскольку первым приглашение для участия в мероприятии по случаю столетия т. н. «геноцида» в Ереване армянский президент направил именно турецкому лидеру. Тем самым ответный ход Эрдогана поставил Саргсяна в крайне сложное положение, потому что лидеры ведущих держав должны будут выбирать, куда им ехать в апреле - в мощную Турцию или в нищую Армению?
Думаю, что в этом конкретном и принципиальном вопросе Армения уже заведомо проигрывает, потому что мировые политики предпочтут участвовать в официальных мероприятиях в Турции, нежели в приуроченных к вымышленному геноциду в Ереване.
Матанат Насибова