Ильхам Шабан: «Проект Южного газового коридора будет служить процветанию не одной-двух стран, а целого региона» | 1news.az | Новости
Точка зрения

Ильхам Шабан: «Проект Южного газового коридора будет служить процветанию не одной-двух стран, а целого региона»

16:36 - 13 / 02 / 2015
Ильхам Шабан: «Проект Южного газового коридора будет служить процветанию не одной-двух стран, а целого региона»

Интервью 1news.az с председателем Центра нефтяных исследований Ильхамом Шабаном.

- Вчера в Баку состоялось первое заседание Консультативного совета проекта Южного газового коридора. Как бы вы прокомментировали данное событие? 

- Цель Консультативного совета, созданного совместными усилиями Азербайджана и Еврокомиссии, состоит в том, чтобы к 2020 году обеспечить поставки азербайджанского газа на европейский рынок. То есть, к этому сроку Южный газовый коридор должен быть полностью приведен в рабочее состояние.

Поэтому заинтересованные стороны - страны-транзитеры, а также представители операторов Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического газопроводов (TAP) обсуждают процесс взаимодействия сторон с целью своевременной реализации данного проекта.

Сегодня определенными силами создаются проблемы для реализации проекта. Например, в Греции. Так, греческие СМИ опубликовали, что министр производственной реформы, охраны окружающей среды и энергетики Греции Панайотис Лафазанис приедет в Баку с рядом требований в рамках реализации TAP. Новое греческое правительство выдвигает сразу три требования: приобретение доли в TAP, повышение ежегодных платежей за транзит газа по территории Греции и снижение стоимости газа, который Греция будет покупать у Азербайджана. Требования нового правительства Греции П.Лафазанис намеревался обсудить в Баку и консорциумом TAP.

Должен отметить, что на «круглом столе» по энергобезопасности на тему «Стратегии диверсификации», состоявшемся 6 февраля в рамках 51-й Мюнхенской конференции по безопасности, Президент Азербайджана Ильхам Алиев сделал несколько важных заявлений на эту тему.

По словам главы государства, в запуске проектов Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзурум (а также железнодорожного сообщения Баку-Тбилиси-Карс, которое вскоре будет сдано в эксплуатацию) участвуют только три страны - Азербайджан, Турция и Грузия, и именно эти страны совместными усилиями добились и добиваются реализации этих проектов. Сегодня же реализуется крупномасштабный проект, благодаря которому каспийский газ будет экспортироваться в Европу. И в проект вовлечены уже не три, а шесть стран. Помимо Азербайджана, Грузии и Турции, в нем участвуют три европейских государства-члена Евросоюза – Греция, Албания и Италия. А в этих странах существуют свои директивы, своя собственная бюрократия.

По словам Ильхама Алиева, сейчас, когда в проекте присутствуют страны-члены Евросоюза, необходимо обеспечить координацию и оперативность реализации проекта Южного газового коридора. Ведь иной раз правила европейских организаций отнимают много времени, тогда как в вопросе реализации этого проекта не может быть никаких проволочек, поскольку он нужен всем заинтересованным сторонам – и Азербайджану, являющемуся производителем газа, и странам-транзитерам, и потребителям, то есть, самой же Европе.

И вот сейчас появляется информация, что новое правительство Греции, которое пришло к власти в январе, недовольно тарифами на транзит азербайджанского газа по территории страны. И это пожелание - повысить тарифы на прокачку газа – будет доведено до сведения руководства консорциума TAP.  

Кроме того, было выражено недовольство «высокими» ценами на азербайджанский газ, который будет покупать Греция к 2020 году.

Мы прекрасно помним, как долго консорциум «Шах дениз» выбирал маршрут транспортировки азербайджанского газа в Европу. Отбор был тщательным. В борьбе за азербайджанский газ принимали вначале участие 4, затем уже 2 трубопровода. В конечном счете, выбор пал на самый оптимальный маршрут – TAP. Поскольку консорциумом TAP были предложены самые приемлемые варианты. Это протяженность газопровода, максимально приемлемые транзитные тарифы, а также рынок сбыта.

Но если сейчас одна из стран попытается изменить условия транзита, должна будет пересматриваться вся «коммерческая начинка» проекта. А ведь вся концепция инвестирования «Шах дениз-2» основана, в том числе, на условиях транзита и закупок газа. И в случае снижения закупочных цен на газ инвесторам будет коммерчески невыгодно инвестировать в этот проект.

А что мы наблюдаем в Италии? Кто-то выходит с транспарантами, кричит о, якобы, несоответствии газопровода экологическим нормам. Хотя правительство Италии подтвердило экологичность TAP. То же временами происходит в Греции и Албании.

Как сказал в октябре 2014 года в интервью итальянским журналистам вице-президент Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR) по инвестициям и маркетингу Эльшад Насиров, за всеми этими акциями протеста стоят заинтересованные силы.

А Европа будто не замечает всего происходящего. А ведь еще в 2005 году было заявлено, что диверсификация поставок энергоресурсов является частью европейской политики энергобезопасности, и отныне все действия будут приведены к тому, чтобы диверсифицировать источники поставок нефти и газа.              

Прошло 10 лет, и мы видим, что источники поставок не диверсифицированы. Об этом говорил наш Президент на Мюнхенской конференции. А также о том, что азербайджанский газ станет единственным новым источником газа, который получат европейские потребители в ближайшем будущем. И это большой успех Азербайджана, который может предложить Европе диверсификацию источников поставок газа.

- Иными словами, Европа должна поставить жесткие условия странам, которые своими бюрократическими проволочками и другими моментами задерживают реализацию проекта Южного газового коридора?

- Безусловно. Получается, что официальный Брюссель делает, казалось бы, громкие заявления об усиливающемся желании как можно скорее получить каспийский газ «в лице» азербайджанского газа. Но когда дело доходит до реальных действий, ничего с места не двигается. В этом вопросе Европа топчется на месте.

А условия в отношении стран, пытающихся задержать реализацию проекта, могут быть выдвинуты. В отношении той же Греции. Внешний долг этой страны достиг 320 млрд евро. К власти пришли ультралевые, которые начали делать популистские заявления еще полгода назад. И в декабре во время избирательной кампании ультралевые заявляли, что будут препятствовать приватизации DESFA и пересматривать тарифы на закупку азербайджанского газа. Чего они сейчас и добиваются. И когда представители SOCAR несколько раз побывали в Греции, мы видели, что никаких действий правительство этой страны не предпринимает. Ни по приобретению SOCAR 66% акций оператора газотранспортной системы Греции DESFA, ни по ускорению реализации TAP.

Отношение к TAP в Греции изменилось, и реализация данного проекта на территории страны фактически задержалась.

Между тем Евросоюз мог бы выступить с предупреждением, что если не будет действий по TAP, не будет и кредитов. Но этого, как мы видим, пока не произошло.

- Очевидно, что вопрос реализации проекта TAP обсуждался с греческой стороной на совещании в Баку...

- Между тем пока неизвестно, к какому решению пришли стороны. 

При этом очевидно, что в свете последних событий Азербайджан может выступить с инициативой создания нового органа, который будет координировать работу со странами, по территории которых будет проложен газопровод, способствовать оперативному решению возникающих проблем. 

Наша задача – завершить к 2018 году строительство TANAP и добиться завершения строительства TAP к 2020 году, чтобы начать поставки газа на европейский рынок.

- Насколько реально подключение к проекту TAP других стран?

- Еще на уровне подписания проекта Баку-Тбилиси-Джейхан Гейдаром Алиевым было заявлено, что это - проект регионального масштаба, и им могут воспользоваться не только Азербайджан, Грузия и Турция, но и другие страны.

И действительно, прошло всего 2,5 года с момента начала эксплуатации данного трубопровода, и по нему началась прокачка казахстанской, а с 2010 года – и туркменской нефти.

Поэтому когда Азербайджан говорил о реализации Южного газового коридора и экспорте азербайджанского газа в Европу, на уровне политического руководства страны, МИД, а также SOCAR всегда заявлялось, что этот проект будет открытым. И как только позволят физические параметры (расширение пропускной способности Южно-Кавказского трубопровода и TANAP – Ред.), по системе можно будет прокачивать газ третьих стран.

Таким образом, этот проект будет служить процветанию не одной-двух стран, а целого региона, и география может быть расширена. Поэтому если у какой-либо страны будут дополнительные объемы газа, они могут воспользоваться этой инфраструктурой. Думаю, именно так и произойдет.

- То же можно сказать и о географии стран-потребителей газа.

- Она может быть очень обширной. В первые годы реализации проекта TAP потребителями газа будут Болгария, Греция и Италия. В рамках второго этапа расширения в 2022-2023 гг. список дополнят страны Балканского полуострова – Албания, Хорватия, Сербия, Монтенегро. Меморандумы о закупках азербайджанского газа уже подписаны. В рамках третьего этапа – в 2025-2026 гг., когда пропускная способность будет увеличена до 30 млрд кубометров, - появится возможность поставок азербайджанского газа в Восточную Европу.

Поэтому сегодня мы без преувеличения можем говорить о том, что подписание 17 декабря 2013 года документа об окончательном инвестиционном решении по проекту «Шах дениз-2» является новым Контрактом века. Нефтяная стратегия Гейдара Алиева была успешно продолжена Президентом Ильхамом Алиевым. И если проекты Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзурум открыли новые возможности для развития Азербайджана и региона, то Южный газовый коридор способен открыть новые возможности как для Азербайджана и региона, так и для Европы. Это грандиозный проект, который может обеспечить развитие, прежде всего, нашей страны на долгосрочный период.  

Сегодня доказанные газовые запасы Азербайджана составляют 2,5 трлн кубометров. Это полностью позволяет в течение 100 лет удовлетворять как внутренние потребности Азербайджана в газе, так и обеспечивать экспортные поставки «голубого топлива» в объеме 30 млрд кубометров.

То есть, с собственными запасами у Азербайджана никаких проблем нет, и это гарантирует стабильность поставок газа европейским потребителям. При этом очевидно, что сегодня Азербайджан постепенно превращается из нефтяной державы в газовую. И так будет на протяжении нескольких веков за счет разработки месторождений «Шах дениз», «Умид», «Бабек», «Абшерон», «Зафар-Машал», «Нахчыван» и пр.

Говоря о реализации Южного газового коридора, не стоит забывать и о том, что Азербайджан зарекомендовал себя в качестве надежного партнера. Азербайджан всегда точно и срок выполнял свои партнерские обязательства. Нам доверяют. При этом в Азербайджане наблюдается макроэкономическая стабильность, что приобретает особый смысл в свете последних событий в мире.

Еще один немаловажный момент – Южный газовый коридор будет способствовать интеграции Азербайджана в глобальное экономическое пространство. Поэтому сегодня должны быть приложены все усилия для реализации этого крупномасштабного проекта, способного внести свой вклад в обеспечение энергетической безопасности Европы, решение вопроса диверсификации источников газовых поставок на европейский рынок, в дальнейшее развитие Азербайджана и укрепление его позиций на экономической и политической карте мира.

Алена Салаева

Поделиться:
5217

Последние новости

Все новости

1news TV