92 героя: азербайджанцы как пример боевой доблести в новой книге о Второй мировой войне | 1news.az | Новости
Точка зрения

92 героя: азербайджанцы как пример боевой доблести в новой книге о Второй мировой войне

15:08 - 04 / 05 / 2015
92 героя: азербайджанцы как пример боевой доблести в новой книге о Второй мировой войне

Гейдар Мирза

Независимый эксперт, докторант Института Политических Исследований им. Отто Зура при Свободном Университете Берлина

heydar.mirza@yahoo.com

На днях вышла в свет вторая книга из серии «Азербайджан в Великой Отечественной войне» независимого исследователя, военного историка Азада Гусейнова под названием «Кавалеры ордена Александра Невского».

Соавтором этой книги являюсь и я, ваш покорный слуга. По этой причине хотелось бы рассказать о том пути, который мы прошли пока этот труд был опубликован.

Серия «Азербайджан в Великой Отечественной войне» была начата Азадом еще два года назад, когда при финансовой поддержке Центра Стратегических Исследований при Президенте Азербайджанской Республики он опубликовал свое первое исследование – «Кавалеры ордена Славы».

Я помогал тогда Азаду с редакцией. В ходе работы над первой книгой посвященной «солдатскому» ордену Славы, и азербайджанцам являвшимся кавалерами двух и трех его степеней, пришла в голову идея написать нечто аналогичное по азербайджанцам – кавалерам ордена Александра Невского. Тем более, что и у Азада и у меня был багаж биографий по данной награде, главным образом из электронных баз данных.

Однако в случае с орденом Александра Невского оказалось сложнее, чем с орденом Славы. Только когда мы с Азадом приступили непосредственно к работе над этой книгой, то поняли, что объем предстоит преодолеть действительно неимоверный.

Дело в том, что до сих пор, по тем биографиям, что мы достали их электронных баз данных по награжденям, восстановление боевого пути мы осуществляли главным образом по наградным листам. Т.е. получается, что если некий офицер был в рядах Красной Армии с осени 1938 года, попал на фронт летом 1941 года, и впервые был награжден зимой 1944 года, то... только с зимы 1944 года его боевой путь нам и был известен. Если только в представлении на эту первую награду не было какой то информации, указывающей на предыдущий боевой путь, что бывает не всегда, скорее довольно редко. Получалась весьма отдаленная от реального боевого пути офицера, мягко говоря, дилетантская картина. 

А ведь орден Александра Невского  - это чисто офицерский орден, и работа над биографиями офицеров имеет свои требования. Помимо необходимости восстановления в деталях всего боевого пути (который, в конце концов, не из одних наград состоит), необходимо было описать происхождение человека, образование, то чем он занимался до войны, в конце концов, иметь фотографию. Все это можно было сделать только имея доступ к учетно-послужной карте, к личному делу офицера в российских архивах.

Только благодаря давним и надежным связям Азада, после месяцев ожиданий нам удалось получить полные данные из российских архивов (многие с фотографиями) на все имеющиеся у нас 92 биографии.

Когда мы стали заново восстанавливать эти биографии, то поняли, сколь велика разница между тем, что у нас было раньше, и тем, что у нас получилось в итоге.

После этого львиная доля времени ушла уже на разбор содержания архивных документов, многие их которых были не в лучшем состоянии, а также на географию боевого пути по каждой из биографий. Любой военный историк вам скажет, что география в таких случаях вообще уносит учень много времени, даже  если учесть возможности современных программ вроде Google Maps. Кроме того, отнюдь не все дивизии и бригады Красной Армии в одинаковой степени освещены и исследованы в плане их боевого пути в войне. Вот тут пришлось довольно много попотеть. В техническом плане все усложнилось еще и тем, что посреди всего этого мне пришлось переехать в Берлин в связи с началом моей докторантуры в местном университете.  

Каждый из этих 92 людей – это целая жизнь, судьба.

Не все были профессиональными военными, кадровыми офицерами. Кто-то был сельским учителем, кто-то разнорабочим, кто-то трактористом, кто-то инженером. Но война на то и является войной, что выявляет наружу все самое худшее и самое лучшее, что есть в человеке. Те их них, кто не погиб в первые месяцы войны, командуя взводами, позже стали опытными, «битыми» командирами, личным примером поднимали в атаку уже роты и батальоны, впереди всех первыми врывались во вражеские траншеи. Но самое главное – демонстрировали не только отвагу, решительность и презрение к смерти, но и такие качества как командирское мастерство, знание тактики и стратегии боя, заботу о простом солдате и умение малыми потерями максимально быстро добиться поставленной цели.

А орден Александра Невского давался именно за это.

«Смелым маневром вывел свою роту во фланг врага и обратил его в бегство...», «Грамотно организовал оборону и в течение ночи отбил шесть вражеских атак...», «Под покровом ночи занял пдацдарм на другом берегу реки, и, стянув на себя вражеские силы, способствовал форсированию реки остальными частями полка...», «Лично встал орудию, и, выкатив его на прямую наводку, метким огнем один за другим уничтожил три вражеских танка...» - вот формулировки из представлений к награждению орденом Александра Невского, которые можно встретить чаще всего.

Увы, далеко не все из этих 92 офицеров пережили ту страшную войну. Война на то и война, что, будучи действием скрупулезно планируемым, на самом деле представляет собой последовательность неожиданностей. Солдат или офицер мог оказаться одним из двадцати человек выживших в целом батальоне после трех дней тяжелых боев на смерть, но погибнуть от шального осколка через неделю в относительно спокойное время, и на не самом опасном участке фронта.  

Скажу честно, когда я познакомился с Азадом Гусейновым в 2008 году, то даже представить не мог что наступит день и мы вместе будем писать книги. Да и ни для этого мы общались. Ни он, ни я профессиональными военными историками не являемся, это скорее многолетнее хобби, превратившееся во второе я. Но знаю одно, - своим ростом в этой области я во многом должен этому человеку. И я рад, что он предоставил мне возможность выступить соавтором данного исследования.

Что касается возможности опубликовать книгу в итоговом ее качестве – то хотелось бы в очередной раз поблагодарить Центр Стратегических Исследований при Президенте Азербайджана, который во второй уже раз поддержал нас и дал нам возможность порадовать широкий круг читателей, а также специалистов по теме, данным исследованием.

Важно и то, что книга опубликована и на азербайджанском языке, т.е. рассчитана не только на русскоязычную или российскую аудиторию, но и на азербайджанского читателя. Ведь большинство из тех, кто завтра будет командовать взводами и ротами на Мурове или под Тертером читает на азербайджанском языке. И эта книга нужна в первую очередь именно им.

Азербайджанец – не просто отличный воин. Азербайджанец – отличный командир. И эта книга богата примерами из истории Великой Отечественной войны. А история, как говорил великий Мишель Монтень, обладает большей кладовой, чем вымысел. 92 офицерские биографии, 380 страниц, более года работы, если не считать несколько лет предварительного сбора биографий.

Читайте и наслаждайтесь. 

Поделиться:
6003

Последние новости

Все новости

1news TV