Новый кризис идет с Востока | 1news.az | Новости
От редакции

Новый кризис идет с Востока

11:48 - 02 / 09 / 2015
Новый кризис идет с Востока

Народный банк Китая влил в финансовую систему страны 150 млрд юаней (порядка $23,6 млрд) под залог ценных бумаг с обязательством обратной их продажи – через семь дней. Как говорится в сообщении банка, на минувшей неделе на рынок было выброшено в два приема еще свыше $45 млрд.

Таким путем регулятор надеется компенсировать наблюдающееся значительное падение фондовых индексов Китая, расходящиеся волны которого накрыли практически все фондовые, а также сырьевые рынки и мировые валюты – в первую очередь развивающихся стран.

«Черный понедельник»: made in China

Эффект «черного понедельника» в силе до сих пор, и эксперты с мировым именем один за другим говорят об угрозе нового глобального кризиса и второй Великой депрессии, если ведущие мировые экономики не справятся с задачей сдерживания скользящих вниз рынков.

На скорое ухудшение положения указывают стагнация экономик развивающихся стран, девальвация валют, перегрев финансовых рынков, снижение роста валового внутреннего продукта, импорта и экспорта. Есть мнение, что мировой экономике так и не удалось выйти из кризиса 2008-2009 годов, который, как это случается с заболеваниями, принял скрытую форму и таился в ожидании благоприятных условий.

По распространенному мнению, их обеспечил начавшийся в июле обвал китайского фондового рынка, предсказуемо отреагировавшего на угрозу отказа правительства КНР от поддержки национальной экономики. Ранее, в  июне официальный Пекин урезал процентные ставки, затормозил первичные размещения акций, упростил порядок кредитования под залог ценных бумаг и стимулировал инвесторов к вложениям в акции за счет централизованных кредитов центробанка. Все вместе взятое, вкупе с быстрым торможением роста ВВП, привело к тому, что на волне опасений держатели начали массово избавляться от акций.

Далее события развивались логично. Чтобы повысить конкурентоспособность китайского экспорта, Народный банк в начале августа принял решение девальвировать юань – более чем на 3% в течение пары дней, вопреки обещаниям наблюдателей, что этот шаг будет иметь глобальные последствия, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

Так и случилось. Фактически, экспортировав дефляцию в Соединенные Штаты, Китай неизбежно укрепил американский доллар, чья покупательская способность начала расти – и не только к импортным китайским товарам, но и к нефти, евро, а также всем остальным валютам. Добавьте сюда прогнозы по снижению потребления Китаем нефти (из-за сокращения промпроизводства), и «черное золото» не только теряет в цене, но начинает еще больше подталкивать вверх доллар. Продажа КНР в августе долговых облигаций США на сумму более $100 млрд на соотношении сил практически не отразилась, хотя и позволила Пекину частично компенсировать последствия девальвации.

Читайте также:

Стоимость нефти снижается на статистике из Китая и США

Однако положительного результата это не принесло. На фоне оттока капитала и нехватки ликвидности в экономике «черный понедельник» стал неизбежным и 24 августа китайский фондовый рынок обвалился сразу на 8,5%. Вслед за ним от 3% до 5% потеряли европейские биржевые индексы, затем и американские – более 5%. Чтобы не отставать от «модной тенденции», нефть опустилась до рекордно низких значений: котировки Brent упали до $43,71/баррель и потянули за собой курсы валют, конкурентных доллару – в первую очередь рубля (опустившегося до 83 RUR за евро и 71 – за доллар).

Аналитики сходятся во мнении, что панические настроения на глобальном рынке в первую очередь обуславливались обрушением американских индексов и ожиданиями возвращения финансового кризиса. Напряжения в странах, чья экономика имеет статус развивающейся, добавил резко выросший со стороны населения и бизнеса спрос на свободно конвертируемую валюту: пытаясь таким образом обезопасить себя от курсовых рисков, покупатели только усугубили обесценивание национальных валют.

Пикирование валют в СНГ

На пространстве СНГ данная тенденция проявила себя, кроме России, также в Казахстане, чей экспорт сильно завязан на поставках углеводородного сырья, в  Грузии и Кыргызстане, в Беларуси, а также в Украине, где она усугублялась политическими факторами. Азербайджан валютный ажиотаж стороной не обошел, но повторной девальвации маната, к счастью, у нас не приключилось.

Выиграли от этого, как и следовало ожидать, предприятия-экспортеры, конкурентоспособность продукции которых выросла обратно пропорционально цене национальных валют. Тем не менее, для России международное рейтинговое агентство Moody's пересмотрело прогноз по ВВП в 2016 году.

Эксперты теперь ожидают снижения данного показателя на 0,5%–1,5%, против нулевого роста, прогнозировавшегося предыдущим рейтингом. Пересмотр прогнозов обусловлен снижением цен на нефть и ослаблением курса национальной валюты. Что касается региона, то самым резонансным проявлением азиатского кризиса стало обрушение курса тенге. Решение о введении режима свободно плавающего тенге принято с целью восстановления конкурентоспособности страны, как результат, по итогам биржевых торгов 20 августа средневзвешенный курс национальной валюты Казахстана упал более чем на 30% - до 255,26 тенге за доллар.

Прочие факторы обвала валют на этих рынках проявились в повышении потребительских цен и некоторой дестабилизации социального климата, для противостояния которых в Казахстане, в частности, Президентом Нурсултаном Назарбаевым было поручено Национальному банку РК компенсировать курсовую разницу физическим лицам, имеющим срочные депозиты. Гражданам будет компенсирована курсовая разница по старому курсу при условии, если они переоформят депозит на специальные счета и сохранят их в банке в течение одного года. Эта мера призвана поддержать 1,7 млн человек, или 86% всех депозитов.

В свою очередь, агентство Bloomberg выступило с собственными прогнозами скорой девальвации других валют, в том числе саудоаравийского риала, туркменского маната, таджикского сомони, армянского драма, кыргызского  сома, египетского фунта, турецкой лиры, а также нигерийской, ганской, замбийской и малазийской валют.

Ветер перемен

Надо полагать, аналитики агентства отталкивались в своих расчетах от общей тенденции динамики нефтецен и американского доллара. В этом отношении на глобальном рынке сегодня наблюдается редкое единогласие: инвесторы и наблюдатели сходятся во мнении, что проявления нового мирового кризиса налицо, а значит, необходимо проявлять осторожность и по возможности избавляться от проблемных и даже сомнительных активов. Как результат таких настроений, минувшая неделя закрылась очередным снижением котировок, несмотря на некоторый подъем активности на фондовых рынках, традиционный для среды.

Тенденция продолжилась и на этой неделе: несмотря на попытки рынка отыграть потери (хотя бы в той части, что складывается из панических настроений), вялая пятница никак не могла простимулировать оптимизм. Как следствие, по итогам понедельника снижение продемонстрировали почти все биржевые индексы Старого и Нового света, а также Азии, равно как и цены на нефть, поддержать которые в настоящее время неспособны даже прогнозы сезонного роста спроса.

Говоря о «китайских корнях» кризиса, экономисты вспоминают по ассоциации кризис 1997-1998 годов, когда интенсивный рост экономик так называемых «азиатских тигров» способствовал массивному притоку капитала в эти страны, а как следствие – росту государственного и корпоративного долга, перегреву экономики и буму на рынке недвижимости.

Однако сейчас речь идет о совсем иных масштабах процесса. Очевидно, что нынешняя экономика КНР, в то время находившаяся на периферии внимания, сейчас по своей роли в глобальной экономике превышает даже совокупную долю всех «азиатских тигров» конца 90-х годов. Ситуацию несколько смягчает тот факт, что за прошедшие без малого два десятка лет Китай накопил огромные золотовалютные резервы, и они способны обеспечить стране относительно «мягкую посадку».

Что касается всех прочих стран, то, хотя у них уязвимость оказывается более высокой, развитые страны располагают гораздо более совершенными инструментами борьбы с кризисом.

Так или иначе, но мировая экономика входит в новый этап, который несет ее участникам непростые вызовы, справиться с которыми можно лишь адаптировавшись к новым условиям игры. Каким именно? При наличии определенных универсальных рецептов, каждой из них предстоит найти свои уникальные «настройки».

Но об этом в наших последующих материалах.

Елена Старостина

Поделиться:
4038

Последние новости

Все новости

1news TV