Эксперт РИСИ: «Провальная политика США на Ближнем Востоке может привести к сближению России и Евросоюза»
Результаты «борьбы» западной антитеррористической коалиции не случайны, а демонстрируют, что коалиция никогда не ставила своей целью борьбу с террористической группировкой ИГИЛ.
Об этом в интервью 1news.az сказала Анна Глазова, заместитель директора, руководитель Центра Азии и Ближнего Востока Российского Института Стратегических Исследований (РИСИ).
«Действительно, за прошедший год западная антитеррористическая коалиция, состоящая из 62 стран, в состав которой входят крупнейшие армии мира, не только не смогла нанести существенного урона так называемому «Исламскому государству Ирака и Леванта», но напротив, позволила ему расширить свою территорию более чем в два с половиной раза», - сказала эксперт.
В итоге, к началу военной операции России в Сирии в сентябре этого года ИГИЛ контролировало 90 тыс. кв. км территории. На этой территории террористы объявили о создании так называемого Халифата с собственными законами и органами власти. Численность экстремистской организации, по разным данным, достигает от 50 до 200 тысяч человек.
«Пентагон позорно признал то, что США потратили 500 млн долларов на подготовку бойцов умеренной сирийской оппозиции, но при этом большинство из них, оказавшись в Сирии, тут же перешли на сторону террористов», - сказала Анна Глазова.
«Результаты т.н. борьбы западной антитеррористической коалиции не являются случайностью, а наглядно демонстрируют, что эта коалиция никогда не ставила своей целью борьбу с ИГИЛ», - добавила эксперт, в сферу научных интересов которой входит геополитика на Ближнем Востоке и в Турции.
Единого фронта борьбы с ИГИЛ нет: борьбу ведут правительственные войска Сирии и Ирака, а также курды, ливанские и иракские шиитские ополченцы. Международная коалиция во главе с США наносит удары с воздуха. В сентябре РФ начала свои авианалеты. В результате боевых действий в Сирии погибли сотни тысяч мирных жителей, несколько миллионов стали беженцами.
Террористическая группировка ИГИЛ (ранее «Исламское государство Ирака и Леванта», затем переименовавшая себя в т.н. «Исламское государство») является на сегодняшний день одной из главных угроз мировой безопасности. За три года террористам удалось захватить значительные территории Ирака и Сирии. Они пытаются распространить свое влияние также и на страны Северной Африки.
Как отметила эксперт РИСИ, несмотря на то, что Россия еще до начала военной операции предложила всем заинтересованным сторонам объединить свои усилия в борьбе против радикальных исламистов, реакция западных стран в большинстве своем остается негативной.
«Не имея никаких существенных аргументов против действий России в Сирии, западные страны выступают с измышлениями о том, что Россия преследует собственные интересы в Сирии, что российские самолеты наносят удары не «не по тем» террористам, что жертвами авиаударов становятся мирные жители и т.д.», - сказала Анна Глазова.
Западные страны и сирийские антиправительственные активисты утверждают, что российские самолеты наносят удары в основном по сирийской умеренной оппозиции, а не по позициям ИГИЛ. В Москве эти обвинения отвергают, заявляя, что авиаудары производятся по позициям экстремистской группировки ИГИЛ и других джихадистских группировок.
Военная операция РФ в Сирии началась 30 сентября в ответ на обращение Башара Асада за помощью. Как отмечает ТАСС, в авиагруппировку вошло более 50 самолетов и вертолетов, в том числе задействованы бомбардировщики Су-34 и Су-24М, штурмовики Су-25, истребители Су-30СМ, вертолеты Ми-8 и Ми-24.
В операции также участвует Военно-морской флот РФ. В ночь на 7 октября корабли Каспийской флотилии из акватории Каспийского моря нанесли по объектам ИГИЛ в Сирии массированный удар крылатыми ракетами. Российские власти неоднократно подчеркивали, что возможность сухопутной операции ВС РФ в Сирии полностью исключена.
Анна Глазова не исключает, что провальная, на ее взгляд, политика США в регионе может привести к сближению России и Евросоюза, целостность которого находится под угрозой в результате политики США на Ближнем Востоке.
«Евросоюзу стоило бы поддержать Россию в ее борьбе с радикальным исламизмом на Ближнем Востоке», - считает эксперт. Свою позицию она объясняет тем, что политические вызовы, с которыми в последнее время сталкивается Евросоюз – кризис в Украине, экономические потери от политик санкций, волна беженцев с Ближнего Востока, во многом являются следствием политики США.
«Лучше бороться с террористами на территории Ближнего Востока, не ожидая, пока эта проблема придет в Европу», - сказала она.
Боевики ИГИЛ прославились своей жестокостью по отношению к врагам: заложников массово и жестоко убивают, женщинами и детьми торгуют как товаром. Недавно подтвердилось то, что в ИГИЛ существует документ, в котором прописаны четкие цены на рабов (женщин и детей) из числа христиан и езидов. Согласно опубликованному документу, ребенок до десяти лет стоит порядка 170 долларов, девочка от 10 до 20 лет – 130 долларов. Далее цены снижаются в зависимости от возраста женщины.
В разговоре с 1news.az Анна Глазова отметила, что на данный момент интересы, которые преследует турецкое руководство в регионе, коренным образом отличаются от российских интересов.
«Для Анкары приоритетной задачей является свержение режима Башара Асада, который она считает большей угрозой, чем распространение влияния исламского государства, - сказала эксперт. - Ради достижения этой цели Турция на протяжении последних лет оказывала поддержку радикальным исламистским группировкам, наводнившим территорию Сирии».
Кроме того, Турции важно не допустить создание курдской автономии на севере и северо-востоке страны, отметила она.
Несмотря на то, что Россия неоднократно призывала Турцию объединить усилия в борьбе с ИГИЛ, со стороны турецкого руководства, по словам Анны Глазовой, это не находит понимания, и в адрес России звучат все более недружественные заявления.
«Неконструктивная позиция турецкого руководства в этом вопросе не может не вызывать сожаления, так как Турция является крупной региональной державой и ближайшим соседом России, с которой РФ связывают общие интересы и проекты в экономической и энергетической сферах», - сказала эксперт.
Елена Остапенко