Александр Сотниченко: «России и Азербайджану нужна независимая Турция, которая не ориентируется только на Вашингтон»
Итоги прошедших в Турции 1 ноября выборов в парламент показали, что правящая Партия справедливости и развития набрала 49,4 процента голосов и получила 316 мест (258 мест на выборах в июне), Народно-республиканская партия (левоцентристская) - 25,4 процента голосов и 134 места (132 в июне), Партия национального движения (националисты) - 11,9 процента и 41 место (80 в июне), прокурдская Демократическая партия народов - 10,7 процента и 59 мест (80 в июне).
Таким образом, в результате правящая партия с запасом преодолела барьер (276 мест в парламенте), необходимый для самостоятельного формирования правительства.
В интервью 1news.az известный тюрколог, доцент Санкт-Петербургского университета Александр Сотниченко высказал свои предположения о главных причинах победы правящей партии и о возможном пересмотре внешнеполитического курса Турции в отношении стран региона.
Итак, по оценкам российского аналитика, победа правящей партии буквально озадачила российское экспертное сообщество, поскольку даже самые сведущие эксперты не ожидали столь крупной победы, а предварительные рейтинги партий, которые публиковала турецкая пресса, не предвещали большого процента Партии справедливости и развития, которого ей удалось набрать по результатам голосования.
Таким образом, ПСР практически повторила свой грандиозный успех 2011 года и забрала половину голосов избирателей.
Факторы победы ПСР
По оценкам Александра Сотниченко, правящая партия в значительной степени вовремя модернизировала свою избирательную кампанию перед выборами, избрав трех основных противников по которым наносились первые удары.
«Первым противником были курды, радикалы из числа которых провоцировали гражданскую войну в стране. В свою очередь этот факт требовал принятия необходимых жестких мер в отношении курдских террористических образований, что могло обеспечить поддержку со стороны националистически настроенного электората. Кроме того, курдская партия подвергалась очень жесткой критике за свою ливанскую программу и за поддержку различных меньшинств, в том числе сексуальных. Известно, что Партия демократии народов заявила о том, что она представляет интересы меньшинств и в состав парламента прошли их представители. Этот факт дал ПСР огромное поле для критики, ей удалось отвратить от прокурдской партии довольно большое количество голосов курдского религиозного населения
Соответственно произошел серьезный спад поддержки ДПН, которая едва преодолела 10-процентный барьер», - пояснил политолог.
По его словам, другим фактором, который серьезно повлиял на выборы, стал приход в состав кандидатов в депутаты политических тяжеловесов, таких как Али Бабаджан, Ялчын Агдоган и всех тех лиц, которые состояли в партии с 2002 года.
«В Турции голосование зачастую происходит не столько за партию, сколько за конкретного кандидата, который идет от политической партии. Согласно закону один и тот же человек может выступать в качестве кандидата в депутаты только три раза подряд. В частности получается, что политические тяжеловесы, которые начинали еще в 2002 году с Эрдоганом, уже свои три срока исчерпали и потеряли возможность баллотироваться на выборах в июне 2015 года, когда ПСР выдвигала в основном молодежь, а она, как известно, потерпела поражение на выборах. В итоге очень большое количество политических тяжеловесов было возвращено в состав кандидатов.
Следующий момент, который также повлиял на итоги выборов, связан с определенными социальными программами, которые были введены за четырехмесячный период с июня 2015 года.
К примеру, руководство страны начисляло средства по уходу за больными, были подняты пособия по уходу за ребенком, что лишний раз привлекло внимание избирателей-мусульман из бедных социальных слоев.
Однако, думается, что теракты в Турции, в результате которых только за 2015 год погибло примерно свыше двухсот человек, сильно повлияли на итоги голосования.
Из них самый крупный теракт за всю ее историю - в Анкаре, в результате которого погибло более ста человек. Оппозиция попыталась воспользоваться ситуацией, чтобы дискредитировать власть, показать ее несостоятельность и прочее, но она просчиталась. Получилось так, что все эти теракты, напротив, сплотили народ вокруг правящей партии и Р.Эрдогана. Это показало, что турки не забыли ситуацию 60-х, 70-х, 90-х годов, когда к власти приходило коалиционное правительство. В Турции приход к власти коалиционного правительства всегда заканчивался полным развалом экономики и политическим баталиями, так как политики занимались тем, что топили друг друга и отдалялись от участия в решении насущных политических и экономических вопросов.
Турки помнят, что правление коалиционного правительства заканчивается военным переворотом. Эрдоган очень хорошо воспользовался этой темой, и дал понять населению, что в случае коалиции наступит неспокойный для страны период, что может закончиться очень печально для всех.
Так или иначе, встанет вопрос о том, кто возьмет ответственность за борьбу с терроризмом. По всей видимости, взвесив все «за» и «против», турецкий народ сделал выбор в пользу Эрдогана и правящей партии, и это только его выбор», - отметил эксперт.
О политике «ноль соседей без проблем»…
По словам Сотниченко, политика Турции на Ближнем Востоке (в частности по сирийскому конфликту) была ошибочной, в результате чего она лишилась добрососедских отношений со странами региона.
«Как следствие ошибочной политики Турции, известную фразу Ахмета Давутоглу о политике «ноль проблем с соседями» в экспертном сообществе обозначили как «ноль соседей без проблем».
Подобный подход, предполагающий разлад с соседними государствами, разумеется, негативно сказался на развитии экономики страны, в частности, приостановился рост валового национального продукта, в последние два года лира упала примерно в два раза (почти как рубль), отмечался большой спад инвестиций в экономику страны. По идее, все эти факторы должны были негативно отразиться на результатах выборов, возможно, поэтому эксперты с удивлением восприняли высокие результаты правящей партии. Но, так или иначе, надо принимать тот результат, который уже имеется», - констатировал эксперт.
Дальнейший ход действий
«После того как ПСР получила такую легитимизацию со стороны избирателя, Ахмет Давутоглу заявил о необходимости введения новой Конституции, так как нынешняя была принята при военном режиме в результате переворота в 80-м году и считается недемократической.
«Эрдоган неоднократно вносил в эту Конституцию изменения, однако разговоры о необходимости принятия новой продолжаются. Основной пункт документа будет заключаться в том, что республика будет переформирована из парламентской в президентскую. Пока у ПСР нет в парламенте конституционного большинства (то есть двух третей депутатов), которые могут проголосовать за принятие новой Конституции, тем не менее, возможно, что ее обсуждение будет вынесено на всенародный референдум. В противном случае, ПСР будет договариваться с теми же курдами и ПНД, чтобы те поддержала проект новой Конституции.
Дело в том, что проводить всенародный референдум намного сложнее, проще договориться с депутатами из иных партий», - сказал эксперт.
В то же время аналитик привлек внимание к тому, что среди сторонников ПСР немало тех, кто не разделяет курс Эрдогана на единоличную президентскую власть.
«Стоит отметить еще один момент. Известно, что незадолго до выборов в Турции были закрыты медиа-ресурсы такого крупного холдинга как «Коза Ипек», который был близок к джемаату Ф.Гюлена.
После того как эту достаточно мощную медиа-структуру закрыли, Европа обвинила Турцию в якобы попранных демократических правах и прочем. Так вот, народ всего этого не заметил, и в целом проголосовал за ПСР, что говорит о том, что европейские демократические нормы для Турции в целом являются чуждыми, а население в большинстве своем по любому поддерживает сильного мусульманского лидера, которым является Эрдоган, избежав тем самым создания коалиционного правительства, что, в общем-то, было бы наихудшим вариантом для Турции»,- указал эксперт.
Как считает российский политолог, на протяжении многих лет правления Турцией Эрдогану удалось сделать значительный прорыв в экономике страны.
«К примеру, объем торгового экспорта вырос в пять раз, валовый национальный продукт в долларовом отношении увеличился почти в три раза, и эти отличные показатели были главным образом результатом мудрой политики Эрдогана, нацеленной на расширение влияния Турции на постосманском пространстве.
Эрдогану удалось выстроить дружественные отношения с такими, казалось бы, непримиримыми противниками как Иран, Ирак, Сирия, он смог развить бурную торговлю со странами Персидского залива, северной Африкой, что принесло Турции огромные доходы.
А что происходит сейчас? У Турции сложились плохие отношения с Ираном, никакие с Египтом, худшие с Сирией, она практически лишилась лучших экономических партнеров.
Я помню, как в 2011 году был на конференции в Турции, когда фактически ставился крест на политике «ноль проблем с соседями», и говорилось о том, что эта политика устарела и что, напротив, нужно поддерживать революционные режимы и делать ставку на них. Тогда в своем выступлении я сказал, что есть альтернатива политике «ноль проблем с соседями». Это политика, которой следовала Турция в 80-х годах и в 90-годах, формулировалась следующим образом: Турция окружена тремя морями и четырьмя врагами. А кто тогда у Турции друзья? Получается, что Америка и Европа. И вот сейчас, поссорившись со всеми своими соседями за исключением Болгарии, следует вывод о том, что у Турции опять появляются заокеанские «друзья», что не в интересах самой Турции и ее партнеров, таких как Россия и Азербайджан. Вне сомнения, России и Азербайджану нужна независимая Турция, которая проводит дружественную политику на Ближнем Востоке и не ссорится со своими соседями, ориентируясь только на Вашингтон», - продолжил эксперт.
Что приведет к разладу отношений с Ираном и Россией?
По мнению Александра Сотниченко, Эрдоган не пересмотрит политику в отношений Сирии, что однозначно негативным образом отразится на взаимоотношениях Турции с Россией.
«Судя по всему, будут приостановлены такие проекты как «Турецкий поток» и строительство атомной электростанции в Аккую. Отношения с Ираном испортятся также на фоне разногласий в вопросе сирийского конфликта, хотя Иран для Турции с экономической точки зрения очень выгодный партнер, так как поставляет в Турцию дешевый газ и дешевую нефть, и взамен покупает промышленные товары, которые изготавливает турецкая промышленность»,- отметил Сотниченко.
По словам политолога, это те риски, которые ждут российско-турецкие отношения, в результате чего будет снижаться и профиль сотрудничества в традиционных сферах, к примеру, туризма.
Отношения Баку и Анкары будут крепнуть
По убеждению российского эксперта, Турция будет и дальше развивать отношения с Азербайджаном, и взаимоотношения двух стран будут только укрепляться.
«По причине ухудшения отношений с Россией Турция постарается активизировать проект Трансанатолийского газопровода, так как потребуются какие-то альтернативы для российского газа.
Ясно, что Азербайджан не сможет составить настоящую альтернативу за неимением больших и свободных объемов газа, тем не менее, думаю, что какие-то инвестиции в ускорение этого проекта все-таки будут вложены», - подытожил российский эксперт.
Матанат Насибова