Расим Мусабеков: «Ни о какой миротворческой операции под командованием ОДКБ не может быть и речи»
Интервью 1news.az с политологом Расимом Мусабековым.
- По данным российского источника газеты «КоммерсантЪ», один из вариантов мирного плана, который сейчас обсуждается, выглядит так: армяне возвращают Азербайджану контроль над большей частью захваченных ими азербайджанских территорий вокруг Карабаха, но при этом сохраняют Лачинский коридор, обеспечивающий связь с Арменией, и, возможно, еще один район. Там же говорится о возможном размещении миротворцев в регионе…
- Ничего нового в этом нет, подобного рода спекуляции идут давно. Вопрос заключается в том, чей миротворческий контингент будет - ОДКБ или ООН? Какое имеет отношение ОДКБ к миротворческому контингенту с учетом того, что это – структура, в которой состоит Армения, и где нет Азербайджана.
Для Азербайджана неприемлемо присутствие миротворческого контингента ОДКБ.
Хотя в составе миротворческого контингента могут быть страны, которые состоят в ОДКБ и у которых с Азербайджаном имеются хорошие дружеские отношения, например, Казахстан, Беларусь. Ни о какой миротворческой операции под командованием ОДКБ не может быть и речи. Миротворческую миссию может проводить ООН.
По версии «КоммерсантЪ» выходит, что сохранение контроля Армении над Нагорным Карабахом и еще над двумя районами будет бессрочным. Но ведь любое мирное соглашение должно предполагать конкретные сроки, в течение которых армяне должны освободить и эти территории.
Если вы посмотрите Мадридские принципы, то там об этом и говорится, пять плюс два, развертывание миротворческой операции и проведение переговоров по определению статуса Нагорного Карабаха. Если Россия собирается под флагом ОДКБ разместить здесь свои войска, то для Азербайджана это неприемлемо. Мы видели, чем заканчивались миротворческие операции в Абхазии, Осетии, Приднестровье.
- Насколько правдоподобны сообщения о том, что этот вопрос обсуждался в ходе визита главы МИД РФ Сергея Лаврова в Ереван?
- О чем еще с Арменией можно разговаривать? От Армении ни в одном международном вопросе толка нет. Она лишь создает проблемы. Она создает проблемы для отношений России с Турцией, России с Азербайджаном.
Если Азербайджан может в какой-то форме вносить свой вклад в решение каких-то международных проблем, например, на Северном Кавказе или на Каспии, где невозможно обеспечить стабильность и безопасность, не взаимодействуя с Азербайджаном, то Армению можно использовать лишь для того, чтобы создавать проблемы.
Лишь в вопросе создания проблем она может быть интересна какому-либо государству. С точки зрения конструктивного контента Армения – полный ноль. Она может только попрошайничать. Кроме негатива, она ничего дать не может. Сегодня в России понимают, что Армения превратилась в проблему в выстраивании отношений с Азербайджаном и Турцией.
В какой-то степени есть понимание того, что нужно добиться какого-либо прогресса в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, чтобы исключить высокую вероятность войны, которая будет создавать для РФ трудности в выборе решений.
- Может ли активизация России в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта быть связана с событиями, происходящими на Ближнем Востоке?
- Это не вопрос Ближнего Востока. В сущности, российское вмешательство в Сирии было демонстрацией того, что РФ – великая держава. После определенных трудностей, возникших в связи с событиями в Крыму, на востоке Украины и изоляцией России, Москва хотела показать, что ни у кого не спрашивая, может обозначить свою особую роль на Ближнем Востоке.
В случае с урегулированием нагорно-карабахского конфликта РФ, возможно, хочет продемонстрировать продвижение в странах, которые находятся по периметру ее границ. Российская дипломатия и руководство заинтересованы в позитивных примерах российского участия в международных переговорах.
- Какова красная черта, которую Азербайджан не может перейти в этих переговорах?
- Красная черта заключается в том, что мы ни одного сантиметра территории никому передавать не собираемся. И не собираемся также принимать какие-либо мирные механизмы, которые в той или иной форме предусматривают передачу территорий Азербайджана Армении.
Может обсуждаться вопрос сроков миротворческой операции, гарантий безопасности, переходного и окончательного статуса. Но ожидать, что Азербайджан передает что-то Армении или примет определенный механизм, который, в конечном итоге, приведет к передаче или легализации захвата, не стоит.
Что касается армянской стороны, то она хотела бы сразу же добиться легализации осуществленных территориальных захватов. Но у нее нет на это сил. Она очень сильно зависит от России и не имеет поля для маневров.
Эльшан Рустамов