Эльмира Ахундова: «После Гаракенда не все поняли, что терроризм становится государственной политикой Армении»
20 ноября исполнилось 24 года со дня уничтожения армянами 20 ноября 1991 года вертолета «Ми-8» в небе над селом Гаракенд Ходжавендского района.
Тогда армянскими боевиками сбит азербайджанский вертолет с членами правительства Азербайджана и миротворцами из Казахстана и России. Погибли видные государственные деятели, направлявшиеся в регион для ознакомления с ситуацией в зоне нагорно-карабахского конфликта. Ответственность за теракт, совершенный 20 ноября 1991 года вблизи села Гаракенд, непосредственно несет официальный Ереван.
Спустя почти четверть века та трагедия остается актуальной, особенно в свете последних крупных терактов в Париже. Армянский терроризм уже тогда ясно показал Азербайджану и всему миру свой звериный оскал, но многие предпочли его не замечать.
О трагедии у села Гаракенд и ее историческом значении в свете последних терактов и о борьбе с терроризмом 1news.az побеседовал с заслуженным журналистом Азербайджана Эльмирой Ахундовой.
- Эльмира ханум, 24 года прошло с момента трагедии у села Гаракенд. Последние теракты в Париже наглядно показали, что терроризм – мировая угроза. Почему же в мире до сих пор присутствуют двойные стандарты по отношению к этому вопросу?
- Наверное, многие в Европе считают себя пупом земли и уверены, что жизнь француза ценнее, чем жизнь азербайджанских детей, убитых в Ходжалы, или утонувшего сирийского мальчика. Это и есть двойные стандарты – каждому своя боль ближе.
В то же время не могу сказать, что наша боль и наша трагедия в то время остались незамеченными. Я в тот период работала в «Литературной газете», на радио «Свобода», и помню, что та трагедия потрясла все республики, входившие в СССР.
Хотя «Литгазета» очень неохотно размещала материалы о нагорно-карабахском конфликте, тем не менее, разбившемуся вертолету она посвятила полполосы, и я дала очень сильный, серьезный материал об этом событии и версиях происшедшего.
В то время армяне заявляли, что вертолет потерпел катастрофу, столкнувшись со скалой, но проведенное нами собственное расследование установило, что на фюзеляже винтокрылой машины были пробоины, а на телах пилотов - пулевые ранения. Азербайджанская сторона совершенно четко доказала, что вертолет был сбит. Хотя армяне с присущим им бесстыдством утверждали, что мы сами сбили этот «Ми-8», хотя это совершенно не соответствовало действительности, так как вертолет пролетал над контролируемой армянскими бандформированиями территорией.
- В том вертолете находилась политическая верхушка страны. И гибель этих людей, несомненно, была выгодна армянам, ведь их усилия могли бы изменить ситуацию в зоне конфликта.
- В этом вертолете погиб цвет азербайджанской государственности. Это были сильные государственные деятели - Исмет Гаибов, Магомед Асадов, Тофиг Исмайлов и другие.
И я, лично исследовавшая все обстоятельства и дружившая с Магомедом Асадовым, думаю, что вертолет сбили, чтобы уничтожить именно его, ведь армяне внесли его в «черный список». Дело в том, что в бытность его министром внутренних дел Азербайджана была начата операция «Чайкенд». Это была наиболее успешная операция того периода, была начата проверка паспортного режима, засевшие в селах армянские боевики изгонялись из своих гнезд. Но армяне подняли шум на весь мир, заявили о давлении на мирных жителей, о нарушении их прав, и Горбачев под давлением армян запретил проверки паспортного режима, а Муталлибова заставил снять Асадова с поста министра.
Именно так Азербайджану не была дана возможность расправиться с первыми ростками армянского терроризма. В 1991 году с этим было бы покончено, если бы Горбачев дал закончить антитеррористическую операцию, первую на территории СССР. Более того, Асадова сняли с поста, Муталлибов перевел его на должность госсоветника в Президентском аппарате. Но Магомеда Асадова армяне внесли в «черный список», назначив за его голову крупную награду.
Эти люди - Исмет Гаибов, Магомед Асадов, Тофиг Исмайлов и другие – были очень смелыми. Это были яркие личности.
- Что показала трагедия у Гаракенда?
- К сожалению, после Гаракенда не все поняли значение происшедшего, а именно то, что терроризм становится государственной политикой Армении. Потому что армянами взрывались поезда, паромы, автобусы, они организовали теракт в бакинском метро, в результате которого погибли десятки мирных жителей. Кстати, о роли печально известного публициста Зория Балаяна в организации этого теракта в российской «Общей газете», благодаря отцу российской демократической прессы Егору Яковлеву, вышла моя статья «Осторожно, двери закрываются! Следующей станции не будет». Она вызвала широчайший резонанс в Армении, после которого Зорий Балаян был даже вынужден оправдываться на страницах той же «Литературной газеты».
- Но были ли сделаны выводы из этого?
- Цивилизованная Европа содрогнулась лишь после трагедии Ходжалы, ставшей моментом истины. Тогда в Азербайджан освещать эту трагедию приехало много журналистов из Англии, Франции, России, Германии, за что мы им были очень благодарны. Они донесли до Европы весь ужас случившегося.
Но Европа не извлекла уроков из того, что произошло. Она наступила на те же грабли, и сегодня пожинает горькие плоды своей недальновидной, провальной вассальной политики, своей тотальной зависимости от США. А в Соединенных Штатах после Рузвельта, по моему личному мнению, никогда не было сильных стратегов и достаточно умных людей во власти, понимавших бы суть политики, которую нужно проводить в странах постсоветского пространства, на Ближнем и Среднем Востоке. Вы понимаете, они развалили Советский Союз достаточно легко, и подумали, что после этого у них развязаны руки, и можно разваливать другие государства, не опасаясь последствий. Но в республиках СССР не было фундаментализма, это было цивилизованное содружество наций, не было терроризма нигде, кроме Армении.
- А на Ближнем и Среднем Востоке все получилось иначе…
- Это всегда был взрывоопасный регион, начиненный потенциальными террористами, которых создали СССР с одной стороны и США - с другой. США не смогли просчитать, что произойдет, когда в этих странах начнут уничтожать сильных лидеров – Саддама Хусейна, Каддафи, Мубарака. Эти люди держали нити управления стран в своих руках, они понимали опасность противостояния между суннитами и шиитами, и при всей неоднозначности политического реноме, при них Ирак, Ливия и Египет были нормальными, стабильными странами.
Сегодня, видя, что происходит в Европе, мне жаль ее. Но жаль людей, а не европейских политиков, мечущихся в растерянности. Я считаю, что из этого тупика нет выхода – на террор отвечают террором. Громят лагеря и склады ИГИЛ, а ведь там вместе с боевиками находятся их жены, дети, гражданские лица, порой удерживаемые насильно! В результате ударов с воздуха погибло до 20 тысяч человек – наивно считать, что все это боевики и террористы. В ответ они будут опять совершать террор. Все равно надо со всеми договариваться. В Европе шла Столетняя война, но и она окончилась миром.
- В то же время мы видим здесь очередные двойные стандарты – ведь Азербайджан принуждают только к мирному разрешению конфликта с Арменией. Почему так происходит?
- Нам они почему-то запрещают силовым путем освободить оккупированные армянами земли, а сами бомбят, разрушают и превращают в руины некогда стабильные страны. Америка настолько все запутала своей политикой, что лично я выхода из этой бойни, в которую всех ввергли США, не вижу. И я очень мрачно смотрю и на будущее Европы, и на будущее других стран коалиции.
- Благодаря таким журналистам, как Вы, Эльмира ханум, мир еще в 90-е годы узнал об армянском терроризме. Но, к сожалению, прошло столько лет, и мы видим, что должных выводов так и не сделано.
- В мире терроризм начался с армян. Еще в 60-70-е годы ХХ-го века АСАЛА организовала взрывы и покушения на турецких дипломатов. Армяне также еще в советский период устроили взрыв в Московском метро. Но это все забывают – к примеру, недавно в России наш друг Михаил Швыдкой вручил писателю Андрею Битову ежегодную литературную премию «Ясная Поляна» за книгу «Уроки Армении», изданную в 1975 году – о «геноциде армян». Вот - двойные стандарты в действии! Что мы после этого можем говорить о Европе? Россия, наш ближайший сосед, знающий нашу боль, признала «геноцид армян» и призывает нас к мирному разрешению конфликта, выступая против силового варианта, хотя сама ранее в Чечне, а сегодня в Сирии наводит порядок силой. Куда уж дальше? Что позволено Юпитеру – не позволено быку!
- В начале 90-х в зону нагорно-карабахского конфликта активно приезжали наемники и международные террористы вроде Монте Мелконяна, в том числе, и из Франции. Их в свое время осуждали французские власти, но потом как-то быстро освобождали, и они приезжали убивать азербайджанцев. Как такое могло произойти?
- Беспечная Франция в преддверии Второй мировой войны «пела и плясала», в результате за 2 месяца была оккупирована немцами. Однако история повторилась через 70 лет – страна, фактическая воюющая с террористами в Сирии, в то же время ничего не делала для того, чтобы организовать высокий уровень безопасности для своих граждан. И это при массовом наплыве беженцев из того же региона. В голове не укладывается!
Франция не извлекла уроки из истории, запутавшись в геополитических играх. Она не поняла, что не надо было ворошить тот «пчелиный улей» на Ближнем Востоке, свергать законные правительства. Но в результате мы видим, что на Ближнем Востоке наступила «демократия», при которой людям отрубают головы…
- История не знает сослагательного наклонения, но что было бы, если бы люди, находившиеся в том вертолете, остались живы?
- Тогда, может быть, история Азербайджана пошла бы по иному пути.
Я в этом уверена, потому что это были очень харизматичные личности. Считаю, что отставка Муталлибова произошла не в феврале 1992 года, когда его отстранили от власти лидеры Народного фронта, а именно в ноябре, после Гаракенда, когда Муталлибов сник и перестал быть тем активным президентом, которого мы помнили в начале его деятельности. Он потерял всю свою команду и не смог оправиться от этого удара. И замены тем людям не нашел.
Тимур Рзаев