Араз Асланлы: «Нельзя сжигать все мосты и Путин отлично об этом знает»
Интервью 1news.az с главой Кавказского центра международных отношений и стратегических исследований, экспертом по Турции Аразом Асланлы.
- После инцидента со сбитым самолетом наблюдалось ухудшение отношений между Турцией и Россией. Но, несмотря на многочисленные угрозы, Россия воспользовалась лишь экономическими мерами. Хотя следует отметить, что они были довольно резкими. Насколько оправданной была подобная реакция России на инцидент?
- В первую очередь, нужно отметить, что атмосфера до инцидента с самолетом уже вела к напряжению.
Турция уже до инцидента была обеспокоена действиями России, и у нее сформировалось мнение, что РФ предпринимает свои шаги, не считаясь с ней. Для Турции позиция России по сирийскому вопросу уже была неуважением ее интересов. И речь идет не о поддержке самого Асада. Проблема возникла, когда Россия начала бить по оппозиционным силам Сирии, поддерживаемым Турцией, в том числе бомбить туркмен Сирии, при этом регулярно нарушая границы Турции.
Именно эти шаги Турция восприняла как неуважение ее интересов и сбила российский бомбардировщик. Было очевидно, что Россия не оставит этот шаг без ответа. Но причиной резкости реакции руководства России был тот факт, что Запад преподнес данный инцидент в том ключе, что, дескать, Эрдоган «наказал» Путина.
- В таком случае, можно ли сказать, что, предпринимая шаги против Турции, Россия ожидала от нее молчания или, в крайнем случае, надеялась, что Турция, скажем, принесет извинения?
- Я считаю, что российская сторона просто не смогла спрогнозировать реакцию, если учитывать, что нарушение турецкой границы не является случайностью, так как Россия до этого уже несколько раз делала это.
Если бомбардировка сирийских туркмен, находящихся рядом с турецкой границей, являлась запланированным актом, а не случайностью, то можно сказать, что Россия просто не спрогнозировала такой ответ Турции. Хотя следовало иметь в виду, что Турция может сбить российский бомбардировщик. Внутренняя обстановка и внешняя политика Турции указывали на то, что она больше не будет закрывать глаза на действия России. К слову, последующая жесткая риторика России, касающаяся экономической, туристической, сельскохозяйственной, военной и других сфер была ожидаема.
В настоящее время неизвестно, предпримет ли Россия какие-либо военные действия против Турции. Есть такое мнение, что для спасения своего имиджа Путин должен сделать это. Но тот факт, что Россия сегодня имеет проблемы не только с Западом, но и на постсоветском пространстве, снижает вероятность того, что Путин пойдет на такой риск. Другими словами, если бы в настоящее время Россия имела глобальные позиции, имевшиеся у нее до 2008 года, несомненно, она осуществила бы против Турции действие военного характера.
Другим сдерживающим фактором является падение цен на нефть. Это тоже влияет на позицию России. В сложившейся ситуации Россия может осуществить военное действие против Турции в том случае, если последняя допустит грубую ошибку. Например, если турецкие самолеты пролетят вблизи российских баз.
- Выходит, после данного инцидента стали ясны границы интересов Турции и России в ближневосточном, а конкретно в сирийском кризисе?
- Да. До последнего момента оба государства пытались действовать «не наступая на ногу другого». Но далее наблюдалась военная активизация России, которая приводила к регулярным нарушениям турецкой границы. Ответ Турции не заставил себя ждать. Турция защитила свои границы, но взамен Россия ограничила поле действий Турции в Сирии. Очевидно, что после этого Россия не позволит Турции активно действовать в пределах Сирии, Турция же обеспечила отдаление российского присутствия от своих границ.
- Что вы думаете по поводу заявлений о криминализации отрицания т.н. «геноцида армян» в России? В России проживают представители многих тюркских народов, в том числе татары, башкиры, азербайджанцы, которые очень тепло относятся к Турции.
- У данного вопроса может быть несколько направлений. Принятие такого решения может привести к полному разрыву отношений между Россией и Турцией. Понятно, что предыдущие высказывания исходили из сложившейся ситуации. Но такое решение приведет к разрыву, что не выгодно как Турции, так и России. Потому что ухудшение отношений этих двух стран ослабляет их позиции и в других направлениях. Несмотря на то, что Россия предприняла ряд негативных шагов против Турции, там многие выступают за то, чтобы нормализовать отношения с РФ.
Вопрос в том, заинтересована ли Россия в разрыве отношений с Турцией? Нужно также учитывать, что в Госдуме есть депутаты, которые являются мусульманами и тюрками. Думаю, они тоже скажут свое слово. Азербайджанская диаспора также обеспокоена данным заявлением.
Здесь надо учитывать два момента. В первую очередь, для азербайджанской общины данный шаг станет нарушением баланса в армяно-азербайджанском вопросе. Другой аспект - это братские отношения между азербайджанцами и турками.
Более того Россия является сопредседателем Минской группы ОБСЕ. Это может оказать негативное влияние и на посредническую миссию РФ в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Вспомните, когда В.Путин посетил 24 апреля Армению, это вызвало негативную реакцию как в Турции, так и в Азербайджане. Все эти факторы минимизируют принятие подобного решения. Но так как напряжение носит больше личностный характер, нежели межгосударственный, то нельзя до конца исключать принятие решения о криминализации отрицания «геноцида армян».
- Между тем, в своем последнем интервью российским СМИ Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что в мусульманской среде, особенно в Османской империи не было гонений на представителей других верований. С чем это связано? С одной стороны, делаются заявления о криминализации отрицания несуществующего геноцида, с другой стороны, выражается такое мнение.
- Вы знаете, на первых порах после инцидента руководство России пыталось создать мнение, что в России существует единое негативное отношение к Турции. Число людей, собравшихся перед посольством Турции в Москве и закидавших его различными предметами, указывало на то, что общество так не думает. Я сам был свидетелем митингов в Турции по карабахскому, боснийскому и другим вопросам. Там собиралось по 50, 100, 200 тысяч человек. Вот это можно считать митингами. А то, что перед зданием посольства собрались лишь пару сотен человек, которым, кстати, позволили разбить окна посольства, показывает, что российская общественность не настроена негативно.
Другими словами, государство было заинтересовано, чтобы в обществе сформировались антитурецкие настроения, но это не удалось сделать. По прошествии определенного времени Кремль понял, что понятие солидарности «северокорейского» характера несерьезно воспринимается обществом. Так что заявление Патриарха Кирилла выгодно не только Турции, но, в первую очередь, и самой России. Потому что в будущем может возникнуть такая опасность, при которой правительства двух стран согласятся с тем, что сближение и прекращение конкуренции будет более выгодным. Логично, что нельзя сжигать все мосты, и Путин отлично об этом знает.
- К слову, в данном ключе интересна позиция Татарстана. Если Турция для России является пятым по величине экономическим партнером, то для Татарстана она является одним из важнейших, если не самым главным партнером. Поэтому как на самом высоком уровне, так и посредством представителей общественности Татарстан выразил обеспокоенность сложившейся ситуацией. Как вы думаете, сможет ли позиция Татарстана внести рациональность в последующие шаги России?
- Президент Татарстана, назвавший турок братским народом, отметил, что будет лучше нормализовать отношения между Россией и Турцией, которые являются дружескими государствами. Если бы Рустам Минниханов просто сказал, что Россия и Турция являются дружескими государствами, то это можно было бы охарактеризовать как просто мнение. Но президент Татарстана сделал акцент именно на то, что турки и татары являются братскими народами. Другими словами, такое мнение может оказать положительное влияние на текущее состояние отношений между Россией и Турцией.
- В данном контексте нельзя не коснуться армяно-азербайджанского конфликта. Как вы думаете, может ли напряженность между Россией и Турцией в краткосрочной или среднесрочной перспективе коснуться и его?
- Нужно учитывать, что Армения заинтересована в усилении напряженности, а Азербайджан, напротив, - в улучшении российско-турецких отношений. Во время сближения России и Турции армянское руководство было обеспокоено вероятностью того, что ради своих глобальных интересов РФ могла ослабить свои региональные интересы, в том числе отношения с Арменией. Поэтому Армения заинтересована в дальнейшем осложнении отношений России с Турцией. Таким образом, улучшение отношений между этими двумя крупными государствами более выгодно с точки урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
Р.Д.