Британский эксперт: Азербайджан должен удержать свои позиции в качестве надежного участника проекта «Южный газовый коридор»
Прошедший год ознаменовался значительным продвижением в переговорах Ирана и Запада по иранской ядерной программе.
Вероятность же скорого возвращения Ирана на мировой нефтяной рынок заставила поволноваться крупных экспортеров.
Насколько успешны достигнутые договоренности с Ираном, долгие годы находившимся в экономической изоляции? Какие перспективы ожидают глобальный нефтяной рынок в ближайшие годы, и какой в нем будет роль Азербайджана?
Об этом с 1news.az поделился своими мыслями известный европейский аналитик иранского происхождения, специалист в области энергетики и геополитики Ирана Реза Тагизаде, который также преподает в Университете Глазго в Великобритании.
– Что было самым значимым достижением в развитии ядерного досье Ирана в прошлом году? Не утеряны ли некоторые возможности?
– В начале 2015 года, несмотря на два предварительных соглашения, которые были подписаны между Ираном и «шестеркой» международных посредников, а также неоспоримую уверенность обеих сторон, добиться полного единогласия в июле все же стоило немало труда.
Очевидно, что Совместный комплексный план действий (JCPOA) далек от совершенства, но он хорош настолько, насколько это возможно в нынешних обстоятельствах. Учитывая это, реализация плана значительно снизила риск новой войны или гонки ядерных вооружений в регионе, и ее стоит рассматривать как дипломатическое достижение с историческими последствиями для региональной безопасности.
Успешное принятие JCPOA 18 октября, а затем вывоз 25 тысяч фунтов (11,3 тонны) обогащенного урана из Ирана в Россию в обмен на т.н. «желтый пирог» (урановый концентрат, исходное сырье для обогащения) доказало, что в международном сообществе присутствует твердая решимость заставить эту схему работать в благих целях. В осуществлении вывоза урана, который был завершен 28 декабря, большую роль сыграли Россия, Азербайджан и Казахстан.
Несмотря на серьезные препятствия, которые по-прежнему стоят на пути реализации соглашения, мудрость подсказывает, что JCPOA преодолеет 2016 год без угрожающих его жизни осложнений.
– Какими вы видите перспективы регионального энергетического рынка в 2016 году, учитывая дальнейшее падение цены на нефть и приток на рынок новых объемов нефти из Ирана и США?
– Хотя цены на нефть в 2016 году, как ожидается, останутся относительно низкими, но должен быть свет в конце туннеля, так как низкие цены на нефть в долгосрочной перспективе не могут служить на благо мировой экономики.
Согласно прогнозам ОПЕК, в последующие 5 лет спрос на нефть будет расти, что потянет за собой вверх и ее стоимость. Но маловероятно, что цена на нефть поднимется выше 70 долларов за баррель в течение ближайших двух лет.
В бюджет Саудовской Аравии на 2016 год цена на нефть заложена в размере порядка 30 долларов за баррель.
Таким образом, учитывая ожидаемый выход Ирана на нефтяной рынок, а также разрешение США на экспорт нефти после 40 лет запрета, стоит ожидать того, что предложение может превысить спрос, что вновь приведет к снижению цен.
Но на любые дешевые сырьевые товары, включая сырую нефть, всегда есть хороший спрос. Есть вероятность, что рост спроса в течение 2016 года может восстановить стабильность на нефтяном рынке, предотвратив его от свободного падения.
– Какое будущее вы видите для региональных энергетических проектов, в которые вовлечен Азербайджан? Есть основания полагать, что в нынешней ситуации в мире Азербайджан сможет удержать свой имидж важного газового поставщика?
– На сегодняшний день Азербайджан является вторым (после России) наиболее значимым поставщиком газа в Европу из региона. Будущее для Азербайджана как газового поставщика видится весьма позитивно.
Будучи надежным поставщиком природного газа на европейский рынок через Грузию и Турцию, Азербайджан мудро решил справиться с внутренним спросом на газ за счет закупки до 10 млн. кубометров газа у российского «Газпрома», и таким образом азербайджанская Госнефтекомпания (SOCAR) сумела сохранить свой экспортный потенциал в Европу.
Сталкиваясь с геополитическими, а также коммерческими вызовами со стороны России и Ирана – соседних государств с крупнейшими газовыми запасами в мире – Азербайджан должен удержать свои позиции в качестве надежного участника проекта «Южный газовый коридор».
Если переговоры с Туркменистаном увенчаются успехом и проект Транскаспийского газопровода материализуется, то у Азербайджана будут сильные позиции, чтобы конкурировать с более крупными конкурентами на рынке.
Елена Остапенко