Вугар Байрамов: «Настал момент, когда мы должны забыть о нефтяном секторе»
Интервью 1news.az с доктором экономических наук, председателем Центра экономического и социального развития (ЦЭСР) Вугаром Байрамовым.
- 10 января под председательством Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева состоялось заседание Кабинета министров, посвященное итогам социально-экономического развития в 2015 году и предстоящим задачам. На заседании глава государства акцентировал внимание на развитии в 2016 году ненефтяного сектора, необходимости увеличения объемов производства импортозамещающей и экспортоориентированной продукции. Как бы Вы прокомментировали данные поручения?
Полная стенограмма выступлений Президента и членов Кабинета министров АР доступна по ссылке.
- Развитие ненефтяного сектора позволит увеличить экспортный потенциал Азербайджана. Снижение мировых цен на нефть привело к тому, что доходы нашей страны от экспорта нефти снизились в 3 раза. Поэтому в 2016 году государство продолжит развитие ненефтяного сектора, в том числе путем поддержки приоритетных сфер. Среди них – сельскохозяйственная отрасль, легкая и пищевая промышленность. Отмечу, что данные сферы не первый год являются приоритетными для развития, но в текущем году они выводятся на первый план, поскольку с развитием ненефтяного сектора, увеличением объема выпуска эскпортоориентированной и конкурентоспособной продукции страна сможет обеспечить поступление в страну большего объема валюты.
- Большое внимание главой государства было уделено необходимости увеличения инвестиционных вливаний в экономику. При этом Ильхам Алиев отметил, что в минувшем году в экономику страны были вложены инвестиции на сумму около $20 млрд, и 50% капиталовложений было обеспечено за счет иностранных инвесторов. Насколько важен данный вопрос?
- Действительно, привлечение иностранных инвестиций является приоритетом. И если Вы обратили внимание, глава государства акцентирует внимание на увеличении объема инвестирования ненефтяного сектора экономики, что также позволит снизить зависимость страны от нефти, в том числе снижения мировых цен на «черное золото».
Настал момент, когда мы должны забыть о нефтяном секторе. Почему? В отличие от нефтяного сектора, ненефтяной позволит обеспечить получение страной стабильных доходов на долгосрочный период и, как я отмечал выше, большого объема валюты. Скажу больше. Достижение такой стратегической цели, как увеличение объема инвестирования ненефтяного сектора, следовательно, роста производства и экспорта ненефтяной продукции, выгодно и с точки зрения снижения давления на национальную валюту – манат.
- В 2015 году нацвалюта девальвировала почти на 100%. По словам главы государства, это было неизбежно, так как падение цены на нефть в 3-4 раза не позволяло курсу маната остаться на прежнем уровне. Аналогичные тенденции наблюдались и в соседних с Азербайджаном странах. При этом Президент не увязывает резкое падение цены на нефть с чисто экономическими факторами…
- Снижение мировых цен на нефть больше связано с политикой. Объясню, почему. Предложение на рынке составляет 97 млн баррелей в сутки при общем объеме потребления нефти на уровне 94 млн баррелей в сутки.
Ежедневно на мировой рынок выводятся лишние 3 млн баррелей нефти. Это и является основной причиной снижения цен на нефть. Перепроизводство нефти связано с политическими факторами. Выход США, ежедневно добывающих 9,3 млн баррелей нефти, на европейский рынок, оказывает на нефтяные цены больше психологическое давление, нежели экономическое воздействие. Несмотря на то, что Соединенные Штаты ежедневно импортируют 7 млн баррелей нефти, они осуществляют экспорт нефти в Старый свет. США, практически не зависящие ни от кого в плане импорта, своим выходом на европейский рынок становятся силой, диктующей цены. Опасаясь потери американского рынка, ОПЕК, а в особенности Саудовская Аравия, играют под заокеанскую дудку. И, несмотря на резкое снижение цен на нефть, переизбыток «черного золота» на мировых рынках, на своем собрании в прошедшем месяце ОПЕК приняла решение не о снижении, а повышении объемов добычи нефти. А это прямо указывает на то, что процесс имеет политические причины.
- Самой большой проблемой, волнующей население Азербайджана, является повышение цен в связи с ростом курса доллара США. Почему товары подорожали так сильно?
- Очень важно усилить борьбу с искусственным повышением цен. Многие предприниматели увязывают рост цен с импортом товаров. Но дело в том, что расходы импортеров формируются не только за счет долларов США. Верно, бизнесмен приобретает товар за доллары, и до тех пор, пока товар не доедет до границы, импортер несет расходы в долларах. Но внутри страны расходы идут уже в манатах. Это заработная плата, которую он выплачивает работникам, коммунальные услуги, налоги, арендная плата и пр.
С этой точки зрения 50% девальвация нацвалюты не должна означать 50% рост цен на импортируемые товары. Надо еще разобраться, какие расходы несет бизнесмен в долларовом выражении, поскольку расходы в манатах не увеличились. Изменений в налоговых ставках, тарифах на коммунальные услуги и заработной плате работникам, как известно, не произошло. Поэтому импортируемый товар может подорожать лишь за счет разницы расходов бизнесмена, то есть, потери от разницы в курсе AZN/USD.
Но, к сожалению, многие предприниматели, несмотря на то, что не несут полностью долларовые расходы, повысили цены на 50%. А это не что иное, как искусственное завышение цен, поскольку в любых ситуациях рост цен должен происходить в соответствии с расходами предпринимателей.
Что же касается местной продукции, то причиной повышения цен могут послужить расходы предпринимателей на импорт сырья. Но цены на товары, которые производятся в Азербайджане без использования зарубежного сырья, должны зависеть не от девальвации, а от уровня инфляции. Поэтому рост цен на товары местного производства на уровне 50% также является искусственным.