Фикрет Садыхов: «Армянская сторона понимает только язык силы»
Интервью 1news.az с политологом, профессором Западного университета Фикретом Садыховым.
- Президент Азербайджана Ильхам Алиев в своем выступлении на заседании Кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2015 году, с сожалением отметил, что в минувшем году никаких подвижек в связи с урегулированием армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта не было и причина тому – неконструктивная позиция ее руководства.
Понимает ли армянская сторона, что по ее вине исчерпывается потенциал ведения мирных переговоров?
- Армянская сторона все очень хорошо понимает, но, видимо, рассчитывает на своих покровителей. Она старается сохранить статус-кво, даже несмотря на тяжелую ситуацию, в которой находится. Мы были свидетелями масштабных протестных явлений в Армении, что говорит о том, что народ, особенно молодежь, сыт по горло саргсяновскими обещаниями и той ситуацией, в которой оказалась страна.
В прошлом году Азербайджан продемонстрировал наступательную политику - и в военном, и в дипломатическом направлениях. На каждую провокационную вылазку армянской стороны мы отвечали несколькими ударами, причем с использованием тяжелой техники, различных видов оружия. И это правильно, поскольку армянская сторона понимает только язык силы.
- В последние годы усиливается военный потенциал Вооруженных сил Азербайджана, в результате ВС Армении на линии соприкосновения войск несут большие потери. Сможет ли Армения и дальше противостоять Азербайджану в ситуации т.н. «ни войны, ни мира»?
- У Армении нет возможностей противостоять Азербайджану. Она всего лишь инструмент в руках ряда ведущих внешних сил, которым манипулируют для оказания давления на Азербайджан. В последнее время это становится еще более очевидным. Нереально говорить, что Армения в состоянии противостоять Азербайджану, так как возможности вооруженных сил Азербайджана и Армении несопоставимы. Это хорошо понимают и в самой Армении.
Руководство Армении не в состоянии продемонстрировать здравый смысл из-за замкнутого круга, в котором находится. Находясь под влиянием внешних сил, будучи удобным инструментом в руках ведущих государств, руководство Армении продолжает свой прежний курс, устраивает провокации, идет на конфликт, стремится обострить обстановку и, по сути, создает тупиковую ситуацию, из которой ей самой выбраться сложно.
Читайте по теме:
Азербайджан продолжит изоляцию Армении и наращивание военной мощи в 2016 году
- В начале нагорно-карабахского конфликта армяне, продвигая идею «Миацума», указывали, что не могут жить в составе Азербайджана ввиду того, что якобы ущемляются их права. За последние 20 лет армяне не то чтобы для других этнических единиц, даже для самих себя в Армении не создали нормальных условий для проживания. В то время как в Азербайджане проживают представители многих национальностей, а нынешний год объявлен Годом мультикультурализма.
- Идея «Миацума» об объединении оккупированных территорий Азербайджана с Арменией или объявление т.н. «Нагорно-карабахской республики» лопнули как мыльный пузырь. Армяне давно поняли, что эти идеи не могу быть воплощены в жизнь. В начале конфликта армяне говорили о том, что плохо жили в составе Азербайджана, чуть ли не голодали, хотя Нагорный Карабах был экономически развитым краем Азербайджана со своим хорошим агропромышленным комплексом. В этот регион вкладывались огромные инвестиции, армянам были созданы все условия для обучения на своем языке.
Кстати, сейчас в Армении многие осознают тупиковость ситуации, в которой оказались Нагорный Карабах и сама Армения. В то же время необходимо указать, что происходящее в Азербайджане – пример для подражания для многих государств мира, в том числе и Армении. В Азербайджане проживают представители огромного числа других народов и этносов, чего нельзя сказать об Армении.
Наряду с исламской религией, в Азербайджане мирно сосуществуют другие религии. Это очень яркий пример для подражания, о чем неоднократно говорили и зарубежные эксперты.
- Каким, по-вашему, был 2015 год в плане развития экономики Азербайджана, в условиях падения цен на нефть.
- В принципе реализованы достаточно масштабные проекты - энергетические и социально-экономические. Этого нельзя не заметить. Об этом говорилось и на последнем заседании Кабинета министров. Понятно, что в конце года произошли нежелательные процессы, такие как вторая девальвация маната, продолжилось падение цен на нефть, что сыграло негативную роль. Тем не менее в 2015 году нам удалось миновать серьезных потрясений, несмотря на сложную экономическую ситуацию в мире.
Здесь надо признать, что ряд факторов зависит от внешних условий. Цены на нефть еще в советское время очень часто регулировались внешними игроками с тем, чтобы ослабить или наказать какую-либо страну, держать под контролем экономику многих стран. Сейчас мы видим другую ситуацию, идет противостояние РФ и Запада. Есть ценовая политика ОПЕК.
Все это сказывается на экономике, финансах, приводит к девальвации валют, чего не избежали и мы. Хотел бы выразить надежду, что в 2016 году страна будет идти по пути социально-экономических реформ. Это - единственный выход, который может вывести нас на путь развития. С учетом факторов, влияющих на цены на углеводороды, необходимо продолжить свою наступательную политическую линию - и на мировой арене, и в военном направлении на линии фронта.
А.А.