Маневры Сержа Саргсяна - вынужденная коалиция
В результате референдума в декабре 2015 года Армения стала парламентско-президентской республикой и перейдет к такой форме правления после очередных парламентских выборов, которые пройдут в 2017 году.
После проведения референдума стало ясно, что лидер Республиканской партии Армении (РПА), нынешний президент Серж Саргсян останется во власти после 2017 года в роли фактического руководителя страны в качестве премьер-министра.
Вопрос проведения референдума активно обсуждался в армянских СМИ в контексте получения одобрения со стороны главного союзника Армении - Российской Федерации. РФ обычно не поддерживает парламентскую форму правления в союзных странах, так как при президентской форме правления решения принимаются со стороны одной личности, тогда как при парламентской форме есть возможность изменения ситуации при расколе или же усиления противоречий в правящей партии. Однако референдум все же был проведен и Серж Саргсян получил долгожданный результат, закрепив свое желание продолжать руководить Арменией после двух президентских сроков.
Серж Саргсян в конце 2015 года полностью разгромил вторую по популярности политическую организацию - партию «Процветающая Армения», "убедив" ее лидера, олигарха Гагика Царукяна уйти из политики. Тем самым, он стал безальтернативной пророссийской политической силой.
Отметим, что Гагик Царукян имел близкие связи с российским руководством, приглашался на съезды правящей партии Единая Россия наряду с правящей Республиканской партией Армении и имел связи со вторым президентом Робертом Кочаряном. После его отставки у Роберта Кочаряна осталась лишь одна потенциальная политическая организация, которая может поддержать его в случае возвращения в активную политику - партия «Дашнакцутюн».
Наряду с этим, в конце прошлого года лидер армянской диаспоры России Ара Абрамян сделал заявление, в котором озвучил желание принять участие на предстоящих парламентских выборах. Его сторонники добавили, что участие в выборах может быть посредством новой партии или в союзе с партией «Оринац Еркир», председателем которой является бывший спикер парламента и бывший секретарь Совета Безопасности Армении Артур Багдасарян.
В Армении сразу же заговорили о создании новой пророссийской партии, с которой РПА придется войти в коалицию для создания правительства после выборов 2017 года. Напомним, что Артур Багдасарян в марте 2015 года был избран членом Совета Директоров Роснефть-Итера и МТС-банка (дочерние структуры Роснефти и Московской Телефонной Сети соответственно).
Таким образом, Сержу Саргсяну позволили провести референдум и остаться у власти, но, в то же время, застраховались на случай изменения мнения членов РПА в поствыборный период. Такая постановка имеет под собой основания, так как Серж Саргсян не принимал участия в процессе создания партии, а стал ее членом и руководителем в преддверие президентских выборов 2008 года.
Серж Саргсян с начала 2016 года предпринимает ряд шагов для нивелирования угрозы создания второй пророссийской партии. Так, информационные ресурсы близкие к президентской администрации распространяли информацию о невозможности Ары Абрамяна участвовать в выборах, так как он последние десять лет не проживал в Армении. С другой стороны, Серж Саргсян ведет переговоры с партией «Дашнакцутюн» о создании коалиции уже сейчас, хотя для этого нет объективных причин, так как правящая РПА имеет в парламенте Армении конституционное большинство.
Дашнакам предлагается несколько министерских портфелей и посты губернаторов в трех регионах. Заключая коалиционное соглашение с дашнаками, Серж Саргсян преследует несколько целей:
- выбить из под Роберта Кочаряна последнюю институциональную организацию, посредством которой он может вернуться в политику;
- дашнаки не имеют харизматичного лидера (руководство осуществляется правлением партии) и слабее остальных партий, представленных в парламенте.
Хотя «Дашнакцутюн» и является старейшей политической организацией армян, за 25 лет независимости партия всего один раз выигрывала выборы по мажоритарным округам, а по пропорциональным спискам еле набирала проходной процент. Участие дашнаков в Парламенте Армении всех созывов было символическим, так как партия является всеармянской и имеет разветвленную сеть в странах Ближнего Востока, Западной Европы и США, и исполняла роль связующего звена правящей верхушки карабахского клана с диаспорой;
- коалиция с дашнаками уменьшит роль РПА в качестве единственной правящей партии, а также Серж Саргсян будет менее зависим от таких лидеров правящей партии как премьер-министр Овик Абрамян и спикер Галуст Саакян;
- хотя дашнаки и представлены в России, но их связи с европейскими и американскими отделениями сильнее и эффективнее.
Таким образом, заключая коалицию с дашнаками, Серж Саргсян примет их обязательства по ужесточению радикальности в отношениях с Турцией и Азербайджаном, что отразится на переговорном процессе по армяно-азербайджанскому нагорно-карабахскому урегулированию.
Также, эта попытка использовать дашнаков для сдерживания потенциальной угрозы со стороны второй пророссийской партии, которая может быть создана со стороны Ары Абрамяна и Артура Багдасаряна. Противиться открыто этой идее главного союзника Армении Серж Саргсян не в силах, а отказаться от коалиции с ними при сохранении коалиции с дашнаками после 2017 года он сможет.
Главное для него быть безальтернативным для России и сохранить всю полноту власти в Армении после 2017 года.
Фархад Мамедов
Директор Центра Стратегических исследований при Президенте Азербайджанской Республики