Jamestown Foundation: Карабах, застрявший между войной и миром | 1news.az | Новости
Точка зрения

Jamestown Foundation: Карабах, застрявший между войной и миром

12:46 - 05 / 05 / 2016
Jamestown Foundation: Карабах, застрявший между войной и миром

Крупномасштабные вооруженные столкновения между армянскими и азербайджанскими войсками в первых числах апреля обратили внимание международного сообщества к конфликту вокруг Нагорного Карабаха, который более 20 лет считался замороженным.

Об этом говорится в статье азербайджанского аналитика, замдиректора Центра стратегических исследований (ЦСИ) при Президенте Азербайджана Гюльшан Пашаевой.

Статья опубликована на сайте Jamestown Foundation.

Автор отмечает, что этот вооруженный конфликт прошел через различные этапы. Тем не менее, несмотря на соглашение о прекращении огня от 1994 года, посреднические усилия под эгидой Минской группы ОБСЕ не увенчались успехом, и мирное соглашение так и не было подписано. Ситуация «ни войны, ни мира» длилась почти 22 года.

Но после дипломатического провала Казанского саммита 2011 года, и под влиянием выборов в Армении и Азербайджане в 2012 и 2013 годах, соответственно, ситуация на местах постепенно менялась. В то же время замороженные переговоры продолжали осложнять позиции конфликтующих сторон и усилили милитаризацию линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск.

Эскалация насилия вдоль линии соприкосновения в начале августа 2014 года была первым признаком того, что ситуация изменилась. Тем не менее, три последовательные встречи президентов Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна в августе, сентябре и октябре 2014 года способствовали снижению числа стычек в зоне конфликта в тот период.

Тем не менее, ситуация вновь обострилась в ноябре 2014 года, когда армянский военный вертолет Ми-24 был сбит Вооруженными силами Азербайджана после того, как пересек линию соприкосновения войск. Автор называет это вторым опасным поворотным моментом в ходе конфликта.

Кроме того, четыре дня ожесточенных столкновений вдоль линии соприкосновения в начале апреля были самыми масштабными с момента заключения соглашения о прекращении огня от 1994 года. Азербайджанские позиции и прифронтовые жилые районы подверглись мощному артиллерийскому обстрелу с армянской стороны. Азербайджанские силы ответили контратакой, которая завершилась взятием нескольких стратегических высот.

Ситуация еще более ухудшилась после обстрелов с армянской стороны азербайджанских населенных пунктов в Тертерском и Агдамском районах в ночь с 27 на 28 апреля. Один гражданский погиб, восемь - получили ранения.

Такое обострение ситуации в зоне нагорно-карабахского конфликта, по мнению Гюльшан Пашаевой, проливает свет на ряд важных вопросов.

В первую очередь, Армения является членом возглавляемой Москвой организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Тем не менее, Ереван не получил в рамках этих организаций ожидаемой поддержки в связи с отсутствием среди стран-членов единой позиции по нагорно-карабахскому конфликту.

С другой стороны, Азербайджан показал всему миру, что его военная риторика – не пустой звук. Баку также продемонстрировал успешность своего политического, психологического и дипломатического плана по возвращению международного внимания к нагорно-карабахскому конфликту, что для Еревана стало неприятным сюрпризом.  

Во-вторых, несмотря на активную дипломатическую деятельность РФ и достижение временного прекращения огня 5 апреля, президент Армении Серж Саргсян в интервью Bloomberg 25 апреля заявил, что для Армении «нет причин» возвращаться к мирным переговорам без гарантий безопасности, поскольку на сегодняшний день положение дел в зоне конфликта «совершенно иное». Он также отверг предложение о размещении российских миротворцев в зоне конфликта.

В-третьих, международное сообщество зачастую не в состоянии различать территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и семи прилегающих к ней азербайджанских районов (Лачин, Кяльбаджар, Губадлы, Зангелан, Агдам, Физули и Джебраил). Местное азербайджанское население покинуло их в 1993 году в результате оккупации.

Эти районы были преобразованы армянскими силами в т.н. «буферные зоны» и используются как козыри в переговорном процессе. Однако в недавнем заявлении министра обороны Армении Сейрана Оганяна от 24 апреля говорится, что «не идет речи об уступке Азербайджану ни дюйма территории». Все это, по словам Гюльшан Пашаевой, указывает на то, что Армения убеждена, что сможет сохранить все захваченные территории под своим контролем.

Однако нынешний статус-кво более не является удовлетворительным, и конфликтующие стороны разделяет огромная пропасть недоверия. Автор считает очевидным, что этот забытый конфликт может привести к новым вспышкам насилия и дальнейшим вооруженным столкновениям, или же может быть завершен подписанием соглашения, которое может принести долгожданный мир, процветание и развитие для всех.

Как пишет Гюльшан Пашаева, ясно одно: необходимы серьезные перемены в сути посредничества, а также должно быть изменено отношение к конфликтующим сторонам, и продемонстрирована четкая позиция.

В целом, карабахский мирный процесс, по ее видению, можно оживить с помощью нового подхода – поощрения активного участия всех членов Минской группы ОБСЕ. Семипунктный план по урегулированию конфликта, предлагаемый со стороны МИД Германии, может быть хорошим примером в этом контексте.

В основе плана лежит использование диалога, а также шагов по созданию мер доверия для стабилизации режима прекращения огня и достижения согласованного решения. Это предполагает активизацию работы Минской группы, рассмотрение потенциальных точек компромисса и, в конечном счете, начало работы над долгосрочным мирным соглашением.

Елена Остапенко

Читайте оригинальный текст на NewsHUB@1news.az:

Jamestown Foundation: Trapped Between War and Peace: The Case of Karabakh

Поделиться:
8493

Последние новости

Все новости

1news TV