Расим Мусабеков: Армении придется отвечать перед Гаагским трибуналом в случае использования «грязных бомб» против Азербайджана
Представляем вниманию читателей интервью с депутатом Милли Меджлиса, политологом Расимом Мусабековым.
- В последнее время актуализировались обсуждения по поводу Мецаморской АЭС, а именно, угрозы, которую она несет нашему региону. С чем связана актуализация этого вопроса?
- Мецаморская атомная электростанция представляет опасность, прежде всего, для самих армян. И мы должны привлекать внимание к этой опасности. Мецаморская станция на европейском континенте из 69 действующих блоков АЭС считается самой опасной. И не говорить об этом неправильно.
Азербайджан в данном случае беспокоит не только состояние этой станции, но и то, что армяне получают доступ к расщепляющим материалам, и не скрывают, что они занимаются незаконными сделками с радиоактивными материалами - на этот счет имеется предостаточно фактов. Более того, они еще занимаются и ядерным шантажом, на что нельзя закрывать глаза.
- Согласно экспертному мнению, в случае аварии на Мецаморской АЭС зона катастрофы покроет территорию, вдвое превышающую территорию Армении. В зоне заражения окажутся территории всех соседних государств, включая Россию. Почему эти страны не оказывают давления на Армению, чтобы добиться закрытия станции?
- Вопрос заключается в степени угрозы, исходящей от станции. Если будет серьезный выброс, могут выпасть радиоактивные осадки, которые могут быть разнесены на большое расстояние. Например, от аварии на Чернобыльской АЭС серьезно пострадали даже страны Скандинавии.
Если на Мецаморе произойдет что-то похожее на Чернобыльскую катастрофу, то в ближнем радиусе, в пределах 100 километров, жить вообще будет невозможно. Даже если авария не будет того же масштаба, как в Чернобыле, предположим, что это будет просто какой-то выброс – при всех случаях там нет защитного купола, и она построена по устаревшим технологиям, которые сейчас нигде не применяются. И ведь срок эксплуатации этой станции уже вышел, но они собираются его продлевать еще на 10 лет. Я думаю, что привлекать к этому вопросу внимание важно и обязательно. Другое дело, прислушаются ли к этому, готова ли будет Россия объяснить армянской стороне неразумность продления срока действия электростанции?
Вряд ли. Потому что армяне сразу начинают выть, что это самая дешевая электроэнергия, которая позволяет им сохранять цены на электричество хоть и на высоком, но на приемлемом уровне, что если закрывать станцию, на это все равно нужны будут расходы. Ведь для поддержания АЭС в выключенном, в так называемом «холодном» режиме, на протяжении еще лет десяти надо будет тратить деньги, и при этом ничего не получать взамен.
Предположим, что Армения могла бы закрыть АЭС взамен на бесплатный газ или миллиард долларов, на которые она могла бы приобретать тот же газ у Ирана и России, чтобы получать электроэнергию. Но кто ей даст это? Кто на это согласится?
Читайте по теме:
Мецаморская АЭС – пороховая бочка Кавказа - АНАЛИЗ
- Как Вы оцениваете вероятность использования ядерных материалов с Мецаморской АЭС для изготовления и применения против Азербайджана так называемых «грязных бомб»?
- В принципе, расщепляющие материалы там есть. Факты, когда были попытки граждан Армении, работавших на этой электростанции, продать радиоактивные материалы, тоже есть. Конечно, бомба, которую они могут изготовить, не даст эффекта ядерного взрыва. Если в начинку бомбы, снаряда или ракеты заложить еще и уран или плутоний, то произойдет радиоактивное заражение местности, но это не будет как при ядерном взрыве, охватывающем огромную площадь. Это вполне возможная вещь. Принимая во внимание, что у них есть на вооружении, хотя и устаревшая, но ракета типа СКАД, которая летит на 300 километров и несет боеголовку в 1 тонну, то, конечно, они в состоянии сделать из нее «грязную бомбу» и запустить куда-то.
Другой вопрос, что отвечать за это придется перед Гаагским трибуналом, и неизвестно, останется ли в мире хоть капля сочувствия к армянам после подобного рода подлой выходки. Армян будет ожидать неминуемое возмездие и с нашей стороны - из Нахчывана можно полностью накрыть Ереван.
- Какими мерами, на Ваш взгляд, Азербайджан может противодействовать незаконной деятельности, связанной с контрабандой радиоактивных веществ с Мецаморской АЭС?
- Это не дело ни Азербайджана, ни Турции. Это дело МАГАТЭ. Когда мы поднимаем весь этот вопрос, мы, в первую очередь, привлекаем к нему МАГАТЭ, перед которой у Армении есть обязательства. Армения подписала договор о нераспространении ядерного оружия, есть соглашение, связанное с контролем над оборотом расщепляющихся материалов, и МАГАТЭ должно реагировать на подобного рода факты, осуществляя проверки и давая оценку тому, как ведется вся эта работа, насколько она соответствует заключенным договорам. Если Армения не будет выполнять рекомендации МАГАТЭ, она будет попадать под жесткое давление и, в конечном итоге, под санкции.
Азербайджан должен привлечь к проблеме внимание мирового сообщества. Мы сами тоже являемся членами МАГАТЭ, и я думаю, что соответствующий документ в виде запроса будет подготовлен и отправлен туда.
- Есть прецеденты принятия мировым сообществом санкций в отношении КНДР и Ирана в связи с их ядерными программами. Возможно ли принятие аналогичных мер в отношении Армении, если учесть, что с ее стороны уже звучали угрозы о применении «грязных бомб» против Азербайджана?
- Эта угроза может быть блефом. Скорее всего, это и есть блеф. Но, в любом случае, если есть какая-то объективная составляющая для подобного рода блефа, то должна быть проверена система контроля, система сохранения всех этих материалов, расследованы те факты, которые уже выявлены, взяты объяснения по поводу того, о чем заявлял Грант Багратян. Хотя бы надо его вызвать и побеседовать с ним. Как он мог такое сказать?! Он, в конце концов, депутат парламента и бывший премьер-министр.
Ялчин Алиев