Рахман Гаджиев: «Body language, то есть жестикуляция, армянского президента говорит о многом»
Бундестаг Германии одобрил резолюцию, признающую «геноцидом армян» события в Османской империи в 1915 году.
Накануне обсуждений президент Армении Серж Саргсян дал интервью журналисту немецкого издания «Bild» Паулу Ронцхаймеру, в котором в очередной раз выступил с порцией дезинформации как о событиях 1915 года, так и о нагорно-карабахском конфликте.
Своим мнением о некоторых тезисах Саргсяна поделился главный редактор The First News (1news.az) Рахман Гаджиев.
- В последние несколько дней было опубликовано, в том числе и на нашем сайте, множество комментариев по принятой резолюции. В результате, интервью Саргсяна осталось в тени. Однако хотелось бы задать несколько вопросов именно по этому поводу. Как вы считаете, почему выбор президента Армении пал на газету Bild?
- Я уверен, что Серж Саргсян не случайно выбрал немецкую газету Bild. Лично у меня вызывает удивление тот факт, что для освещения серьезной темы, какой армянская сторона считает события 1915 года, выбирается издание с очень сомнительной репутацией.
Ведь Bild – это скандальный таблоид, который фокусируется на критике и т.н. псевдо-сенсациях. Порой его называют ‘soft porn newspaper’. То есть речь идет об издании, которое находится в погоне за сенсацией любой ценой. Выдуманные истории, скандалы, вранье, откровенные темы – все это можно встретить на страницах Bild.
Многие коллеги этого издания, такие как, например, Der Spiegel и другие, нередко критикуют его за ложь и подтасовку фактов.
Впрочем, этой скандальностью и сенсационностью объясняется невероятно высокий тираж газеты – в Европе немецкая Bild уступает лишь британской газете The Sun. Кстати, изданию аналогичного формата, сомнительная репутация которого очень хорошо известна.
То есть, можно сказать, что выбор Саргсяна пал на беспринципную газету, готовую на публикацию даже откровенной лжи ради сенсации.
Кстати, на мой взгляд, редакционная позиция газеты Bild уже долгое время носит необъективную анти-азербайджанскую и анти-турецкую направленность. И то, что Саргсян приходит именно в такую газету – показательно: вероятно, в такой большой стране, как Германия, ни одно серьезное издание не заинтересовалось публикацией интервью, кроме таблоида сенсационной направленности.
Даже фотография Саргсяна и журналиста Ронцхаймера, приложенная к интервью, очень символична.
Жестикуляция – т.н. «язык тела», то есть body language, армянского президента говорит о многом… И, в первую очередь, он говорит о том, что президент Саргсян чувствует себя крайне неуверенно.
Он просто говорит неправду, пытаясь привлечь к себе внимание среди обывателей, которые не владеют темой.
- С чем связана актуализация вопроса «армянского геноцида» в Германии?
- Армяне в очередной раз выступили инструментом в руках определенных политических сил. Сейчас между Европой и Турцией идут серьезные дебаты, которые сопровождаются разногласиями по многим вопросам, начиная от политики в сфере миграционного кризиса, заканчивая борьбой с терроризмом.
Европа пытается навязать Турции свое видение определенных вопросов. Турция же не собирается идти на уступки. Кроме того, турки стали вновь задавать «неприятные» для европейцев вопросы о членстве в ЕС.
И, что меня не удивляет, в ответ начали раздаваться провокационные заявления европейских политиков относительно членства Турции в Евросоюзе.
Европа делает шаг назад, и вопрос «армянского геноцида» - это всего лишь очередная фигура в этой партии.
Правда есть и другая точка зрения. По мнению некоторых экспертов, нельзя исключать и психологический аспект, проистекающий из непростого прошлого Германии, как страны, совершившей «Холокост». Согласно этой точке зрения, Германия, будучи очень чувствительной в данных вопросах, в какой-то степени, пытается разделить ответственность. И, похоже, определенные силы в этой стране решили переложить часть ответственности на турков.
Будь у меня такая возможность, я бы посоветовал немецким парламентариям изучить историю Ходжалинской трагедии. Вот, где за фактами далеко ходить не надо. Преступление, в котором, кстати, запачканы руки представителей нынешней политической элиты Армении, настолько ужасное, что Бундестагу было бы уместнее принимать резолюции по этому поводу, а не о событиях, история которых не изучена должным образом.
Армян в очередной раз использовали, а они рады услужить. В определенном смысле, они не могли отказаться, поскольку армяне – заложники своей «геноцидальной концепции», которая, наряду с сомнительной идеей о «Великой Армении», превратилась в стержневой элемент национального строительства. Как следствие, они видят свое существование исключительно в конфронтации с Турцией и Азербайджаном. За этой конфронтацией стоят и экономические, и территориальные, и прочие претензии.
Однако и «геноцид» и «Великая Армения» - идеологии крайне губительные в плане государственного строительства. Времена, когда территория (а в корне обеих концепций лежит вопрос территориальных претензий) была определяющим фактором в развитии и укреплении государства, канули в лету.
Если бы все было так просто, сегодня самыми благополучными странами были бы Бразилия, Индия, та же Россия. Мне кажется, что в эпоху развития высоких технологий и совершенно новых экономических отношений в мире, думать столь примитивно не следует.
В конечном итоге от принятия подобных резолюций не выиграет ни Армения, ни Европа. Любое затягивание нормализации отношений с соседями бьет по интересам в первую очередь армян.
Приведу небольшой пример. Долгое время армяне полагали, что экономическая ось Север-Юг (Россия – Иран) станет достаточным фактором для экономического развития страны. И пару десятилетий этот «экономический мост» действительно помогал им держаться на плаву. Но годы показали, что отсутствие параллельного развития по линии Запад – Восток, которая на мой взгляд даже более перспективна, делает весьма уязвимым и условным экономическое развитие страны.
А Запад (Турция) и Восток (Азербайджан) для Армении – это блокада. То есть фактически своими собственными действиями они продолжают усугублять положение в деле интеграции по линии Запад – Восток. Потенциал этого направления значительно сильнее, чем потенциал оси Север – Юг, так как на концах маршрута Запад – Восток расположены вторая и третья по масштабам экономики мира – это Китай и Евросоюз. Даже такая масштабная экономика как Россия вынуждена маневрировать между этими экономическими центрами.
Таким образом, армяне в итоге проигрывают от своих же действий, и не понимают, что такая политика им аукнется в долгосрочной перспективе.
- Что вы можете сказать по поводу слов Саргсяна об «опасении немецких политиков резкой реакции Эрдогана»?
- Такие разговоры - это чистой воды провокация. Фактически журналист желтого издания и президент страны пытались надавать на достоинство немецких политиков.
Это мне напомнило эпизод из мультфильма о Маугли, где Табаки шептал на ухо питону Каа о том, что бандерлоги «называли его земляным червем и рыбой, а еще говорили, что он ест лягушек».
Позиция Турции в этом вопросе была и остается очень серьезной и принципиальной. Это не тот вопрос, где можно играть в перетягивание каната. И если некоторые немецкие политики проявляли осторожность в высказываниях, то это лишь характеризует их как серьезных политических деятелей.
К сожалению, таковых в парламенте оказалось меньшинство. Если быть точным, то они вообще решили пропустить голосование, оставив Бундестаг в распоряжении недалеких политиков, которые, как очень верно выразился один из моих коллег, проявили свое политическое невежество.
И если кто-то сомневался в том, что реакция Турции будет резкой, то могу лишь посочувствовать их некомпетентности. Свою принципиальность турки не раз обосновывали конкретными фактами и предложениями – открыть архивы, допустить до них ученых, создать совместную комиссию, не разводить демагогию на политическом уровне, а разбираться на историческом и правовом. Впрочем, все это отвергалось со стороны Армении.
- Саргсян говорил о доверии президенту Турции со стороны европейцев и даже давал советы на сей счет. На ваш взгляд, есть причины Европе не доверять Эрдогану?
- Честно говоря, данные размышления мне представляются несерьезными. Суждения Саргсяна о Турции не могут быть объективными.
Турция – это страна, которая бок о бок с Европой пережила «Холодную войну».
Турция – это страна с самой крупной сухопутной армией в составе НАТО.
Турция – это страна, которая приняла у себя три млн. сирийских беженцев, которые мечтали бы уйти дальше в Европу, что стало бы для Старого Света концом света.
Турция – это один из самых крупных экономических партнеров Евросоюза.
Турция – это страна, которая сегодня вместе с Азербайджаном занимается вопросом диверсификации энергетических поставок в Европу, делая беспрецедентный вклад в ее энергетическую безопасность.
Примеров, в которых турки выступали надежными партнерами для европейцев, и Запада в целом – их десятки, если не сотни.
И только Серж Саргсян и поддакивающий ему журналист из Bild пытаются апеллировать какими-то непонятными доводами, выставляя Турцию страной, которой Европа, видите ли, не должна доверять.
- Интервью на тему событий 1915 года не обошлось и без обсуждения нагорно-карабахского конфликта…
- А как же иначе. Я ведь отмечал, что в фундаменте современного армянского национального строительства стоят две концепции, и одной из них является идея агрессивного захвата территорий, первое место среди которых отведено Карабаху.
На протяжении всего интервью президент Армении последовательно искажает факты. И этот отрывок не исключение. Дезинформацией являются слова армянского президента о том, что Азербайджан в начале апреля якобы напал на Армению.
В который раз Сержу Саргсяну приходится напоминать: Азербайджан ни на кого не нападал. На территории Азербайджана находятся армянские оккупационные силы, которые атакуют, в том числе, и гражданское население. Азербайджан провел в апреле на своей международно-признанной территории контрнаступательную операцию, чтобы создать для граждан своей страны нормальные, безопасные условия жизни в прифронтовой зоне.
Азербайджан представил международному сообществу десятки доказательств армянской агрессии: и журналистов возили в прифронтовую зону, и остатки пуль и снарядов показывали.
Таким образом, Серж Саргсян просто пользуется трибуной газеты Bild, чтобы излагать свою версию событий, которая очень далека от правды. На это очень четко указал и наш Президент Ильхам Алиев, по словам которого, Саргсян бьет все рекорды «по числу лжи в одном предложении».
И Саргсян еще смеет говорить о необходимости введения санкций против Азербайджана?
Я считаю, что санкции нужно внедрять против тех, кто нарушает территориальную целостность других государств и уничтожает мирное население.
Так что, в данном контексте санкций заслуживает только лишь Армения.
1news.az