Start Up. MyHoney - о пчеловодстве, настоящем азербайджанском меде и казусах на пасеке – ФОТО
Этот божественный момент, когда с ложки аппетитно струится янтарный мед, и вы закрываете глаза в предвкушении райского наслаждения…
Для любых уважающих себя сладкоежек данный продукт является излюбленным лакомством, обладающим плюс ко всему огромным перечнем полезных свойств. Однако в последнее время нам все чаще пытаются всучить поддельный товар, появившийся не в ульях в результате естественного производства пчелами, а в процессе фальсификации.
Люди, которые не разбираются в данной отрасли, могут не почувствовать различий во вкусовых особенностях и вместо ожидаемой пользы нанести своему организму существенный вред. Поэтому очень важно не пренебрегать лабораторными анализами, чтобы убедиться в натуральности купленного продукта.
Об этой наболевшей теме мы решили пообщаться с одним из известных пчеловодов Азербайджана Гасаном Даллаевым и его сыном Русланом, которые рассказали нам о своем семейном бизнесе, поведав много интересных подробностей из жизни пасеки.
«Впервые я познакомился с пчелами в раннем детстве, так как мой дед занимался пчеловодством. С того периода у меня остались очень «сладкие» и «вкусные» впечатления... Сам же я начал разводить пчел в 1992 году, когда распался Советский Союз и резко упали зарплаты. Я тогда работал геологом, и необходимость выживать в это трудное время подтолкнула меня к смене деятельности. Так я решил заняться пчеловодством и на полугодовую (!) зарплату геолога купил первую пчелиную семью», - вспоминает Гасан муаллим.
Наш собеседник не сомневался: если относиться к этому делу серьезно, можно быть уверенным, что добьешься успеха. Поэтому он со всей серьезностью погрузился в свое новое занятие, ожидая дальнейших перспектив. Его труды увенчались успехом, и на сегодняшний день он занимается не только добычей меда, но и является первым пчеловодом в Азербайджане, начавшим разводить породистых пчелиных маток.
По словам Даллаева, миссия матки очень важна, она – гарант потомства пчелиной семьи. Одна пчелиная матка за всю свою жизнь может отложить до двух миллионов личинок, из которых выйдут рабочие пчелки, трутни, необходимые для оплодотворения, а также новая матка, когда придет время сменить старую. Причем, что показалось мне наиболее удивительным, кто именно родится из заложенной личинки, решать будут сами пчелы.
«В промежутке с апреля по ноябрь каждый мой рабочий день начинается с раннего утра и заканчивается ночью. Однако я отношусь к своему делу с любовью, поэтому даже не устаю. А в промежутке с ноября по март пчелы не требуют особой заботы, так как находятся в состоянии зимовки», - говорит Гасан муаллим.
За все эти годы, что Даллаев занимается пчеловодством, им были прочитаны сотни книг профессиональной литературы как советской, так и современной европейской и американской. Однако нет предела совершенству, поэтому даже сейчас, являясь профессиональным пчеловодом, он продолжает наращивать свои знания, узнавая новые технологии и внедряя их на своей пасеке. Также наш собеседник принимал участие во многих международных конгрессах и мероприятиях по пчеловодству в России, Турции, Украине и других странах.
«В работе пчеловода очень много положительных моментов. Например, приятно видеть, как пчелы вылетают утром в весенний сад, и, сидя под цветущим деревом, слышать их громкое жужжание, а затем подойти к улью и наблюдать за тем, как они заносят в него пыльцу. Это чувство поймут все пчеловоды – чувство радости за пчел и за будущий урожай меда», - с горящими глазами рассказывает Даллаев.
Однако, по его словам, неприятные моменты тоже имеют место быть. Иногда одна пчелиная семья нападает на другую с целью отобрать мед, и при подобном столкновении погибает очень много пчел, порой даже тысячи. Если не предпринять меры, то это грозит поднятием пчел со всей пасеки, а также с близлежащих пасек. Такое недоразумение может случиться даже из-за маленького кусочка медовой соты, которую случайно уронили в открытом месте.
Помимо всего прочего, бывает, что и люди страдают от рассерженных насекомых. Например, однажды из-за небольшой ошибки сотни пчел забрались нашему собеседнику в сапог и начали нещадно кусать. Или при транспортировке в улье порой оставалась лазейка, через которую пчелы вырывались на свободу и разгневанные от чрезмерной тряски начинали всех вокруг жалить.
«Однако в целом пчеловодство – совсем не опасное дело, и если вы стали жертвой пчелы, на место укуса желательно просто намазать грязь. Рана сама по себе пройдет, конечно, при отсутствии аллергии. Если же имеется аллергия на пчелиный укус, последствия могут быть даже летальными», - добавляет Руслан.
«Когда идешь на «свидание» с пчелами, необходимо надевать специальный защитный костюм, который есть у каждого пчеловода. Но в солнечное и жаркое время я не использую экипировку, так как пчелы в этот период очень миролюбивы, и если работать аккуратно, ничего страшного не произойдет», - говорит Гасан муаллим.
Сам процесс добычи меда осуществляется следующим образом: вначале нужно забрать у пчел заполненные медом соты, а потом его откачать специально созданной для этой цели медогонкой.
«Вообще по умолчанию пчелы собирают мед для себя, чтобы было чем питаться зимой. Они не подозревают, что придут люди и отнимут у них часть запасов, поэтому испытывают в некоторой степени стресс и начинают злиться, - улыбается наш собеседник. – В подобных случаях для усмирения взбунтовавшихся насекомых используется дымарь. Вдыхая дым, они на инстинктивном уровне думают, что в лесу начался пожар, и собирают в свои зобики мед, чтобы при опасности быстро покинуть улей. А после мы возмещаем забранный мед специальным кормом и даем им лекарство для сохранения иммунитета».
Так что пчелы без заботы человека не остаются. Помимо всего прочего, опытный пчеловод из десяти ульев за 3 года может создать 50-60 полноценных ульев, в то время как в дикой природе такое распространение нереально. Получается, что люди не только используют пчел для получения меда, но и постоянно увеличивают их популяцию.
Гасана Даллаев сообщил, что его пасека насчитывает 400 ульев, с которых они собирают мед, а также почти тысяча микро-ульев (нуклеусов), используемых для разведения пчелиных маток. Основная пасека семьи Даллаевых находится в селе Катех Балакенского района, у предгорья Большого Кавказа, в 1-м километре от заповедной зоны. Из инфраструктуры там находятся лишь фермерские хозяйства и никаких заводов, которые могут испортить экологию.
Во время медосбора пчелы транспортируются в те места, где цветут всевозможные медоносные растения – держидерево, акация, цикорий и так далее, чтобы получить различные сорта меда. Если же они постоянно будут находиться на своей территории и собирать нектар с одних и тех же растений, то мед получится однотипный.
«Мне часто задавали вопрос, как отличить настоящий мед от подделки. Но на него лишь один ответ. Натуральность меда можно проверить только и только сдав образец в лабораторию – благо у нас в столице они имеются. Все остальные подручные методы неточны и, можно сказать, неправильны. Даже если мне предложат попробовать очень качественную подделку, в которой, как правило, присутствует процент натурального меда, я не смогу точно определить», - говорит наш собеседник.
Его сын Руслан предлагает еще один метод, который, правда, не считается альтернативой лабораторному анализу, но может применяться на различных медовых ярмарках, чтобы застать мошенников врасплох. Например, можно подойти к человеку, который продает мед, и спросить, какие лекарства он использует для лечения пчел от определенных заболеваний (представьте себе, пчелы тоже болеют, как и все живые существа!). Если он начнет мяться, нервничать и затягивать с ответом, значит перед вами – не настоящий пчеловод.
«Если вы собираетесь на пасеку, нельзя использовать духи или приходить в состоянии алкогольного опьянения, потому что пчелы раздражаются от этих запахов. Нельзя делать резких движений, когда пчела летает рядом – даже нечаянный взмах рукой может ее спровоцировать. Также пчелы раздражаются от запаха яда раздавленной пчелы, поэтому, если вы убьете одну пчелу, остальные разом нападут на вас», - рассказывает Руслан.
По его словам, у пчел – коллективный разум. Если оставить пчелку на территории, где не имеется цветов, она может улететь за 10 километров от своего улья в поисках нектара, а потом, возвратившись, передаст своим сородичам точные координаты. Научно не доказано, как именно происходит передача информации, но литературные источники сообщают, что пчелы кружатся в своеобразном танце с опознавательными движениями.
«Иногда, гуляя по лесу, натыкаешься на дупло, в котором пчелы организовали себе логово и производят мед. Мой отец за всю свою жизнь всего 3 раза находил дупло, потому что они встречаются редко, - рассказывает Руслан. – Бытует мнение, что мед из дупла, произведенный в диких условиях, намного полезнее меда обычного профессионального хозяйства, однако это далеко не так. Просто его труднее добывать – нужно либо резать дерево, либо доставать рукой в перчатках, что является совершенно непрофессиональным подходом. Некоторые «пчеловоды», которые никогда в своей жизни не видели дупла, выдают обычный мед за дикий и продают его богатым клиентам, любящим диковинку, по цене 150-200 манатов за килограмм».
Семья Даллаевых предлагает своим покупателям абсолютно всю продукцию пчеловодства. Это несколько видов меда, а также продукты для повышения иммунитета и лечения многих болезней – пчелиное маточное молочко, трутневое молочко, цветочная пыльца, перга, прополис, спиртовые настойки восковой моли, подмор, пчелиный воск и забрус.
«Для нас качество продукции и репутация превыше всего. Однако прогресс не стоит на месте, и, к сожалению, недобросовестные товарищи умудряются подделывать эти продукты, продавая людям, которые доверили им свое здоровье», - говорит Гасан муаллим.
Полезные свойства меда известны с давних пор, описаны в древних писаниях и книгах, а также изучены современной медициной и наукой. Поэтому, когда некоторые врачи, ведущие передачи о здоровье, говорят, что ценность меда слишком преувеличивают, наш собеседник сопоставляет это со скрытой маркетинговой целью – продать лекарственные препараты, основанные на химии.
Ведь, если они опровергают пользу меда, то предлагают заменить его каким-то лекарством определенной фармацевтической компании.
По словам пчеловода, мед можно использовать для очень многих целей, как внутрь, так и наружно, например, применяя его в разнообразных массажных процедурах. Он очень хорошо впитывается кожей, размягчает ее, а также усиливает кровоток.
«Последние 7 лет почти вся наша продукция реализуется через интернет под брендом «MyHoney», и каждый желающий может осуществить заказ на сайте www.myhoney.az. Мы с сыном разделили обязанности следующим образом: добычей меда занимаюсь я, а продвижение и реализацию осуществляет он», - говорит Гасан муаллим.
«Отец всегда хотел, чтобы я помогал ему с продажей, но мне эта идея казалась чуждой, потому что в детстве я мечтал устроиться в систему и работать военным. И вдруг, подобно Эйнштейну, я увидел сон, как начинаю рекламировать в Интернете мед, и наши дела сразу поднимаются в гору.
Мы тогда жили небогато, поэтому я, расценив этот сон как знак, решил попытаться распространить наш мед в популярных на тот момент «Одноклассниках». Написав рекламный текст, я начал посылать его всем подряд, после чего был заблокирован за рассылку спама, - улыбается Руслан. – Однако мои старания возымели успех, и на следующий день у меня было уже два клиента».
В настоящее время 90% продаж Даллаевы осуществляют посредством Facebook. Они разработали также сайт онлайн-магазина, заказали дизайнерскую упаковку, этикетки, пакетики и на официальном уровне зарегистрировали свой бренд. Сон Руслана действительно сбылся – сейчас их продукция пользуется большой популярностью среди населения, и сам он абсолютно не жалеет, что все свое время посвящает продвижению семейного бизнеса. Как говорит наш собеседник: «В своей работе я завишу только от себя, могу планировать свое время, путешествовать и меня это полностью устраивает».
Отметим, что вы можете заказать мед и любую другую продукцию пчеловодства посредством онлайн-магазина, фейсбук-страницы, а также инстаграм-аккаунта.
Лейла Мамедова