Экс-министр обороны Испании заявил, что страна не вступала в войну в Ираке
Испания не вступала в войну в Ираке, а лишь оказывала гуманитарную помощь, правительство же бывшего премьера Хосе Мария Аснара (1996-2004) не скрывало информацию, хотя данные, которыми оно располагало, "не были полными или правдивыми", заявил бывший министр обороны страны (2000-2004), а ныне посол Испании в Великобритании Федерико Трильо.
В среду специальная комиссия в Великобритании обнародовала итоги расследования действий правительства страны при подготовке вторжения США и Британии в Ирак. Комиссия пришла к выводу, что британское правительство под руководством премьера-лейбориста Тони Блэра совершило ошибку, начав вторжение в Ирак. Решение о начале войны было принято на основании ошибочных разведданных и оценок, без поддержки большинства членов Совета Безопасности ООН и привело к тяжким последствиям, которые ощущаются и сейчас.
В докладе среди прочего говорится, что Аснар использовал свое влияние, чтобы оказать давление на Мексику и Чили, которые в то время были непостоянными членами Совета Безопасности ООН. Однако у него это не получилось – эти страны выступали против вторжения.
"Испания не была в состоянии войны, не отправляла солдат в Ирак. Сознательно в парламенте приняли другое решение. Мы отправили гуманитарную помощь на госпитальном судне, назовем его так, и корабль поддержки, который ни разу ни в кого не выстрелил. Кроме того, отправили уже после падения Багдада, и поэтому все эти спекуляции о том, кто вторгся в Ирак, политически жёсткие, поскольку информация по этой теме не была ни верной, ни полной", — заявил бывший министр в правительстве Аснара в интервью радиостанции Onda Cero.
"Был нанесен серьезный ущерб, но надо сейчас говорить, что Испания не участвовала в качестве сражающейся стороны и ничего не сделала за спиной парламента, хотя да, оказала политическую поддержку вторжению, Испания и еще 40 стран", — добавил Трильо.
Между тем, несмотря на заявления бывшего министра, около трех тысяч испанских военных были расквартированы в иракских провинциях Кадисия и Наджаф. В бригаде Plus Ultra испанские войска сражались вместе с 1127 солдатами из Гондураса, Сальвадора, Никарагуа и Доминиканской Республики. В Ираке погибли 11 испанских военных. Участие Испании в войне стало причиной взрывов на мадридском вокзале Аточа 11 марта 2004 года, в результате которых погиб 191 человек, более двух тысяч получили ранения. Через несколько дней после терактов в стране прошли парламентские выборы, победу на которых одержала Испанская социалистическая рабочая партия, а новый премьер Хосе Луис Родригес Сапатеро отдал распоряжение о выводе испанского контингента из Ирака.
Посол также заявил, что бывший премьер Хосе Мария Аснар "не скрывал и не манипулировал информацией", хотя признал, что информация о наличии оружия массового поражения у режима Саддама Хусейна, которой он располагал, "не была ни полной, ни правдивой". Трильо сказал, что Аснар в свое время "признал, что мы допустили или нас привели к ошибке по поводу оружия в Ираке". "Если вы меня спросите, скрывали ли мы информацию об оружии массового поражения или манипулировали ей, то я вам твёрдо скажу: нет. То, что нам сказали, то мы и говорили", — заявил бывший глава Минобороны.
И. о. премьера Испании и нынешний лидер правой Народной партии Мариано Рахой не стал комментировать доклад специальной комиссии под руководством сэра Джона Чилкота, заявив, что "это произошло 13 лет назад", а также, что речь идет о теме, которая неоднократно обсуждалась в конгрессе депутатов. "Была даже комиссия расследования, не конкретно по этому поводу, но там это было", — сказал Рахой, имея в виду парламентскую комиссию по расследованию терактов 11 марта 2004 года во время правления Сапатеро.


















