Олег Кузнецов: «Закон Яровой» превратит Россию в ад для бывших армянских боевиков, воевавших в Карабахе | 1news.az | Новости
Интервью

Олег Кузнецов: «Закон Яровой» превратит Россию в ад для бывших армянских боевиков, воевавших в Карабахе

11:00 - 13 / 07 / 2016
Олег Кузнецов: «Закон Яровой» превратит Россию в ад для бывших армянских боевиков, воевавших в Карабахе

6 июля президент России Владимир Путин подписал законопроект, получивший в прессе название как «закон Яровой» в честь его главного инициатора и разработчика – главы комитета Государственной Думы РФ по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой, предусматривающего ужесточение мер противодействия и уголовной ответственности за террористическую деятельность, и прежде всего – за вовлеченность в международный терроризм.

После этого, изменения в законодательство приобрели силу официального закона.

Нововведения в российское антитеррористическое законодательство комментирует российский историк, правовед и политический аналитик Олег Кузнецов.

- Олег Юрьевич, как вам хорошо известно, вступили в силу поправки в систему законов России о противодействии терроризму, именуемые в прессе как «закон Яровой». Ваша монография «История транснационального армянского терроризма в ХХ столетии» имеет международную известность, издана в России, Германии и Азербайджане, была переведена на английский язык. Поэтому вы, как никто другой, должны знать и понимать, к чему приведут эти коррективы в законодательство о противодействии терроризму в России.

- Поскольку речь идет о вопросах права, необходимо соблюдать точность формулировок, а поэтому я хочу сказать, что вступление указанных поправок в действие сопряжено с выполнением целого ряда формальных процедур, в первую очередь – с официальным опубликованием измененных текстов законодательных актов. Поэтому по состоянию на сегодняшний день следует говорить о начале процедуры вступления в действие этих изменений и дополнений, и этот процесс должен завершиться до конца месяца.

Также, прежде чем перейти к анализу нововведений в российское антитеррористическое законодательство, я хочу заявить о своей полной поддержке абсолютно всех положений этого закона, который наконец-то даст возможность спецслужбам и иным силовым структурам России преследовать террористов по всему миру, тогда как подобного права за ними ранее на законодательном уровне закреплено не было. Многим в Азербайджане известно, что издание моей монографии в России сопровождалось многочисленными трудностями и административными препонами, которые в нынешних условиях вряд ли бы возникли.

Наверное, я опередил время, хотя в глубине души лелею надежду, что в деле принятия нового антитеррористического законодательства есть и моя маленькая толика интеллектуального вклада, ведь благодаря руководству Азербайджана несколько десятков экземпляров моей монографии прошлогоднего бакинского издания оказались в распоряжении представителей руководства спецслужб Российской Федерации, которые принимают непосредственное экспертное участие в процессе подготовки изменений в законах.

Если же говорить о состоявшейся, пусть даже еще не совсем до конца, модернизации системы российского антитеррористического законодательства, то она поражает своими масштабами и размахом. Изменения коснулись 21 федерального закона, в которые будет внесено около полусотни корректив и поправок. Несмотря на то, что их утверждение в Государственной Думу и Совете Федерации заняло только три месяца, что по меркам законотворческого процесса в России – мизер по времени, за формулировками скрывается огромная подготовительная работа, которая заняла не год и не два. Могу утверждать, что коррективу в систему законодательства в недрах спецслужб и судебной системы готовились долгое время, я думаю, как минимум, – с начала если не сирийского, так уж точно с начала украинского кризиса, а это – почти три года. Поэтому все утверждения российских либералов о «сырости» и «скороспелости» этого закона являются надуманными и политически ангажированными.

- И все-таки, какие главные нововведения в российское антитеррористическое законодательство вы можете назвать?

- На этот предмет в России существуют две точки зрения, условно назову их «либеральной» и «консервативно-прагматичной». Согласно первой из них, существуют целых 12 принципиальных изменений в российское законодательство, которые осложнят жизнь обществу в целом и каждому человеку в отдельности в связи с введением в действие вступающих в законную силу изменений. Но если смотреть на ситуацию только под практическим углом зрения, то принципиальных нововведений всего 5, остальные носят не карательно-репрессивный, а охранительно-профилактический характер, не нарушая прав и основных свобод человека и гражданина, если он, конечно же, лично никак не причастен к террористической деятельности.

В первую очередь, следует отметить, что изменилось содержание правовой дефиниции пособничества терроризму, теперь под этим понимается не только денежная поддержка организованных групп, но любая материальная помощь преступнику или преступникам, которая помогла осуществить задуманное террористическое злодеяние. Таким образом, наказывать будут, например, тех, кто знал о готовящемся теракте и дал преступникам машину или предоставил жилье, снабдил средствами связи или информацией. Тем самым в круг пособников включаются информаторы, курьеры, интернет-менеджеры и другие лица, кто лично не участвовал, скажем, в изготовлении самодельного взрывного устройства и приведении его в действие среди скопления людей, а только делал ее чертежи и создавал условия для изготовления «адской машинки».

Также в Уголовный кодекс РФ добавлена новая статья «Несообщение о преступлении» террористической направленности, по которой можно получить до года лишения свободы, если достоверно знаешь, что кто-то готовит, совершает или уже совершил теракт, захват заложников, угон самолета (всего 16 видов преступлений), но не сообщил властям. Появление этой новеллы никак нельзя назвать антидемократической в сравнении с другими странами мира: достаточно сказать, что в уголовном законодательстве Германии, Франции и США есть норма в виде ответственности в виде трех лет лишения свободы за несообщение в правоохранительные органы о любом известном преступлении, а не только о подготовке или совершении террористического акта, как это появилось в законодательстве России. Законы цивилизованных стран обязывают доносить абсолютно на всех преступников, а не только на террористов, – так что, как говорят в Одессе, а ныне – Гаджибее, «почувствуйте разницу».

Помимоэтого в российском Уголовном кодексе появилась новая статья о международном терроризме. Под этим понимается теракт за рубежом, в котором пострадали россияне, совершенный «в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленный против интересов» России. Наказание – до пожизненного лишения свободы.

Субъектами, т.е. ответственными за совершение преступления, в этом случае признаются любые лица, независимо от гражданства и места жительства, которые будут преследоваться теперь по всему миру. С появлением этой нормы к уголовной ответственности в России могут привлекаться и ее граждане, совершившие террористические акты на территории третьих стран, даже если в результате их проведения среди жертв и пострадавших не было моих соотечественников. Тем самым Россия перестанет быть местом укрытия международных террористов.

Изменяется также мера уголовной репрессии, говоря попросту – сроки заключения, как за совершение преступлений террористической направленности, так и за совершение так называемых «сопутствующих» или «смежных» преступлений, совершение которых способствует появлению возможности совершить, скажем, террористический акт или захват заложников. Вступившие в силу поправки увеличивают максимальные (и вводят минимальные) сроки заключения по статьям о теракте, террористической деятельности, участии в незаконных вооруженных формированиях, разжигании ненависти, экстремизме и другим. Тем самым деятельность судов все более формализуется, не позволяя судьям назначать мизерные сроки наказания, сопоставимые с прощением террористов. Сильнее всего ужесточили наказание в статье «Организация незаконной миграции»: теперь за помощь нелегальным мигрантам во въезде и пребывании в стране нельзя присудить штраф или исправительные работы – только лишение свободы на срок до пяти лет. Это нововведение позволит преследовать не только международных террористов, но и привлекать к ответственности тех, кто организовал им соответствующие «коридоры» через Государственную границу.

Начиная с июля этого года, к уголовной ответственности за совершение преступлений террористической направленности в России будут привлекаться люди в возрасте от 14-ти лет. Для сравнения скажу, что в США минимальный возраст наступления уголовной ответственности за совершение любого тяжкого преступления, а не только преступления террористической направленности, начинается в 10 лет. При этом в американских тюрьмах дети и взрослые отбывают наказание на общих основаниях, чего в России нет.

Еще одним нововведением стала возможность принудительного лишения российского гражданства. Новизна состоит в том, что сейчас от российского гражданства можно только отказаться, потерять его рискуют лишь те, кто представил подложные документы при получении паспорта. Российский паспорт будут отбирать у всех осужденных за совершение преступления терроризма, независимо от места его совершения, также у тех, кто устроился работать в иностранные правоохранительные органы или суды, поступил за границей на военную службу или начал работать в международных организациях, в которых не участвует Россия. Однако отнимать паспорта будут только у тех, кто одновременно является гражданином другой страны или гарантированно может получить другое гражданство.

Помимо перечисленных выше есть еще целый ряд нововведений «технического» свойства или характера, о которых нет смысла распространяться, поскольку эти вопросы являются сугубо внутренним делом России. Например, разглашение государственной или любой иной охраняемой законом тайны через средства массовой информации была и ранее запрещена соответствующим отраслевым законом, и не существовало наказания за нарушение такого запрета. Теперь она появилась – штраф до миллиона рублей. Иными словами, ранее существовавший запрет усилился мерой административно-судебной ответственности, что выглядит вполне логично и обоснованно.

- Как всем хорошо известно, вы являетесь признанным специалистом по вопросам противодействия армянскому терроризму. Что изменится в России в отношении именно этой разновидности международного терроризма после вступления в силу описанных вами изменений в российское антитеррористическое законодательство?

- Давайте договоримся сразу, и не будет здесь повторять пропагандистских клише: в России нет и не может быть разделения международного терроризма на армянский, курдский, палестинский, исламский, христианский или какой-то еще другой. Уголовное законодательство России, равно как и любой другой страны мира, не делает различий между преступниками по признаку национальности, вероисповедания, цвета кожи или иных субъективных черт. Спецслужбам России и ее судебным органам все равно, против какого именно терроризма бороться – против армянского, курдского или какого-то иного. В этом заключается их обязанность или установленная законом функция.

В своей монографии «История транснационального армянского терроризма в ХХ столетии» я вполне объективно доказал международный характер армянского терроризма, что применительно к осуждаемым нами сейчас новеллам в российское уголовное законодательство означает только одно: транснациональный или международный армянский терроризм становится объектом уголовного преследования в России. Наверное, в ближайшем обозримом будущем мне предстоит подготовить и опубликовать в России очередное – уже третье по счету издание моей монографии и максимально широко распространить ее среди структур спецслужб, правоохранительных и судебных органов, чтобы их сотрудники и федеральные судьи точно знали, с каким врагом они имеют дело. Тем самым я до конца исполню долг перед своей страной.

Теперь будем говорить о конкретике. Вы, наверное, прекрасно знаете, что армянские спецслужбы во время Карабахской войны 1988-1994 гг., на территории России совершили, как минимум, четыре доказанных террористических акта в железнодорожных поездах, следовавших в Баку из Москвы и Кисловодска, на станциях Гудермес, Дагестанские огни, Хасавюрт. Пособники исполнителей этих террористических актов не понесли до сих пор никакой уголовной ответственности, теперь они могут быть привлечены к ней, поскольку срок давности для преступлений террористической направленности в России не установлен. Вступление в действие обсуждаемых нами сегодня поправок в российские законы позволит спецслужбам сделать это.

Армянские террористы и их пособники должны помнить и понимать, что за все совершенные преступления им рано или поздно придется расплачиваться по всей строгости российского законодательства. История завербованного армянскими спецслужбами Олега Хатковского из Калининградской области всем хорошо известна: по их указанию он предпринял покушение на совершение террористического акта на железнодорожном транспорте в России, а потом взорвал грузовой вагон на товарной станции Баку, за что получил 8 лет лишения свободы в Азербайджане. Теперь он может быть привлечен к уголовной ответственности в России, а также принудительно лишен российского гражданства за совершение террористического акта на территории Азербайджана, так как он был совершен, как об этом сказано в тексте нововведений в законы, «в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов». Его также теперь можно привлечь к ответственности за покушение на совершение террористического акта на территории России, за которое он не был осужден.

При наличии соответствующей инициативы со стороны Азербайджана и в случае передачи из Баку соответствующих документов и материалов спецслужбам России незавидная участь Хатковского мне абсолютно ясна – новый срок и принудительное превращение в гражданина Армении, если, конечно, Ереван согласиться принять к себе своего бывшего пособника по войне с Азербайджаном. Хатковский вполне может стать первой ласточкой, вслед за которой в Армению полетят и другие.

Самой «жирной» среди этих «ласточек» может стать бывший президент Армении Роберт Кочарян, ныне преуспевающий российский бизнесмен, лично руководивший в годы Карабахской войны незаконными вооруженными формированиями армянских сепаратистов Нагорного Карабаха. Вместе с ним в Армению могут «упорхнуть» и те из числа российских армян, кто создавал общественное движение «Крунк» и подстрекал других армян и не только армян ехать воевать в Нагорный Карабах, поскольку в соответствии с вступившими в юридическую силу новеллами в российское законодательство к террористической или экстремистской деятельности отныне также становится уголовно наказуемым деянием.

Для прояснения ситуации приведу еще такой пример: в Москве на вполне легальных основаниях сегодня действует школа спортивных единоборств имени Монте Мелконяна. Буквально до вчерашнего дня запретить ее деятельность по формальным основаниям было нельзя, поскольку этот террорист, совершивший многочисленные преступления во Франции, Ливане, Италии, Швейцарии, в России не считался преступником, поскольку на ее территории не совершал террористических актов. Теперь же с полным правом он может рассматриваться как международный террорист, кем он и был на самом деле, а факт присвоения его имени спортивной школе, пусть даже и общественной, теперь будет квалифицироваться как экстремизм и преследоваться органами полиции.

Ни для кого не секрет, что сегодня в России проживает не один десяток тысяч бывших граждан Армении, воевавших в Нагорном Карабахе в составе незаконных вооруженных формирований армянских сепаратистов, а затем получивших российское гражданство. Все они имеют в России бизнес, обзавелись связями и семьями, но факт их личного участия в преступлениях международного терроризма из их биографии изъять уже нельзя. Ранее, пока не было этих поправок в российское антитеррористическое законодательство, привлечь их к уголовной ответственности в России было нельзя, так как они совершали преступления против Азербайджана. Но с появлением в Уголовном кодексе России статьи об ответственности за международный терроризм, т.е. за совершение преступлений «в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов», ситуация кардинально изменилась, точнее – изменится буквально через полмесяца. Теперь каждый из этих бывших армянских боевиков начнет ходить под статьей за международный терроризм, а поэтому должен быть готов или уехать из страны, или сесть в тюрьму, или постоянно платить всем и вся, кто только намекнет о наличии доказательств о его причастности к международному армянскому терроризму.

Надо понимать, что Россия – это страна с предельно формализованной правовой системой, где каждый шаг властей закреплен в форме закона. До поры до времени норма закона может и не действовать, пока не выработан механизм и не сформирована практика соответствующего правоприменения. Но рало или поздно теория превращается в практику, причем в практику беспощадную, и тогда ждать каких-либо послаблений в каждом конкретном случае уже не придется. Армяне, перешедшие в гражданство России в последние два десятилетия, пока еще не поняли, в какой ужасной для себя ситуации они уже оказались. Россия для бывших армянских боевиков, воевавших в Нагорном Карабахе, очень скоро из рая превратится в ад, где они каждый день будут ходить под статьей.

- Как может Азербайджан использовать недавние новеллы российского антитеррористического законодательства в своих интересах?

- Я не имею права вмешиваться во внутренние дела Азербайджана и советовать что-либо его политическому руководству. Тем не менее хочу сказать, что принятие новых дополнений и поправок в российское антитеррористическое законодательство открывает широкие перспективы для сотрудничества спецслужб наших двух стран в деле выявления, поиска и дальнейшего уничтожения или уголовного преследования армянских международных террористов. К сожалению, на территории России их сегодня скрывается достаточное количество.

Но я хотел бы отметить иной политический аспект. Приняв соответствующие изменения в федеральное законодательство, Россия, по сути, на своей территории криминализовала международный армянский терроризм, что является большим подспорьем не только для властей Азербайджана, но и для всех этнических азербайджанцев. Этот факт также всем необходимо понимать. Я считаю себя достаточно далеким от вопросов внутренней политики России человеком, не живущим каждодневными хитросплетениями ее внутриполитической жизни, но как человек вполне здравомыслящий считаю, что жестом благодарности со стороны азербайджанцев, являющихся гражданами России, может стать их поддержка партии «Единая Россия» на предстоящих парламентских выборах в сентябре этого года. Криминализация на территории России международного армянского терроризма является результатом деятельности именно этой партии, а поэтому было бы логично поддержать ее.

Поделиться:
13255

Последние новости

Все новости

1news TV