«Турецкий путч». Хроника попытки военного переворота и его последствия – ФОТО - ВИДЕО
Время было рассчитано с военной точностью.
Когда страна еще не оправилась от шока после страшного стамбульского теракта.
Когда вконец распоясались сепаратисты на юго-востоке.
Когда ведущие партии политической оппозиции выражали недовольство шагами властей.
Когда в столице отсутствовал президент.
Они просчитались только в одном – что на пути их стеной встанет простой народ.
Цвет нации
Еще со времен Османской империи основой ее величия была армия - прекрасно обученная, мощная, сильная, долгие годы непобедимая. Одно только имя неустрашимых янычар многие годы наводило ужас на врагов могущественных османских султанов.
Элитой общества офицерский корпус считался и в более поздние времена, когда Мустафа Кемаль Ататюрк спас страну от расчленения и гибели, и обеспечил ей светлое будущее, построив на обломках империи независимую, светскую, демократическую Турецкую Республику.
Впоследствии армия, рассматриваясь главной основой светскости страны, сохранила положение привилегированного института турецкого общества.
Военные в Турции пользуются большой любовью и уважением в народе.
«Сынок, а послужил ли ты Родине?» - неизменный вопрос, который турецкие отцы задают потенциальным женихам своих дочерей, да и сами юноши считают за честь служить в армии, девиз которой: En büyük Asker bizim Asker! (Самый великий Солдат - наш Солдат!)
Сегодня службу в армии Турции несут более 410 тысяч человек, еще порядка 200 тысяч в резерве, в случае мобилизации, по различным оценкам, численность может увеличиться до 18 миллионов человек!
В рамках НАТО турецкие ВС уступают по размерам лишь американским, в Европе - только российским.
Что же подвигло некоторых военнослужащих (как позже выразился Эрдоган – «меньшинство») одной из крупнейших армий мира пойти на попытку насильственного свержения законной власти в стране?
«Мирный комитет» или военная хунта?
Анкара. Пятница. Ночь на 16-ое.
Тишину внезапно разрывают звуки военных вертолетов. В Стамбул стянуты танки и тяжелая бронетехника, под контроль взяты аэропорты, другие объекты стратегического значения, блокирован мост через Босфор.
Над страной полностью закрыто воздушное пространство. Воздушной атаке подвергнуты здания национальной разведки и парламента. Глава Генштаба взят в заложники.
Мятежники захватывают студии государственного телеканала TRT и объявляют в эфире о введении на всей территории страны военного положения и комендантского часа, подготовке новой конституции и переходе власти в руки «Мирного комитета», который «обеспечит безопасность граждан».
Правда, «безопасность граждан» они обеспечивают весьма своеобразно – сбрасывая на столицу снаряды, давя танками машины и стреляя в безоружных людей.
«Что я потерял на греческих островах?!»
Президент Реджеп Тайип Эрдоган получил известие о попытке насильственного свержения власти в Мармарисе, где вместе с семьей находился на отдыхе.
Вспоминает владелец отеля Серкан Языджи: «Наш президент спросил: «Серкан, куда мы можем добраться быстрее всего по морю?» Я сказал, в аэропорт Даламан, но придется пройти через военно-морскую базу Аксаз. «Нет, туда нельзя, - задумался президент. – Куда еще?» «Здесь очень близко греческие острова. Я могу отвезти вас туда», - ответил я. И Эрдоган, который до настоящего момента выглядел очень хладнокровным, разгневался: «Что я потерял на греческих островах, брат?! Я спрашиваю, как я могу поехать в Стамбул!»
Позже сам президент, рассказывая о событиях той критической ночи, признался, что избежал смерти за считанные минуты. Останься Эрдоган в Мармарисе на 10 минут дольше, он мог бы умереть... Уже в воздухе «Борт 1» догнали истребители повстанцев, по неизвестным причинам они не стали сбивать самолет президента…
Гнев народа
Прибыв в Стамбул, Эрдоган в эфире CNN обращается к народу посредством мобильного приложения Face Time. Глава государства заявляет о попытке военного переворота в стране и призывает людей выйти на улицы и защитить демократию. «Нет власти превыше власти народа», - говорит президент.
И тысячи людей начинают стекаться на улицы и площади. С флагами в руках и скандируя: «Плечом к плечу против переворота!» они бесстрашно идут на танки.
Мятежники сопротивляются до последнего, но затем, не выдержав, отступают перед силой народного гнева… Путчисты поднимают белый флаг.
Боевой вертолёт ведёт огонь по людям на мосту через пролив Босфор pic.twitter.com/PadDIiVqiN — CIT (@CITeam_ru) 15 июля 2016 г.
Попытка военного переворота в Турции была предпринята 15 июля в 22.00 и предотвращена менее чем за сутки - 16 июля в 20.02…
Подозреваемый номер один
Кто-то из мудрых сказал: «Тюркский солдат не может быть убийцей. Если это убийца – он не тюркский солдат».
Жертвами предательства группы турецких военных стали, по последним данным, 246 человек, еще 2185 получили ранения. Президент Эрдоган объявил 15 июля в Турции Днем памяти шехидов.
На вопрос о том, что или кто мог внести раскол в Вооруженные силы, мощь и высокая мобильность которых долгие годы является предметом гордости одной и поводом для зависти многих других стран, ответил президент Эрдоган, выступая перед народом после той драматической ночи.
Заявив, что попытка переворота была предпринята «отбросами в рядах ВС, и ничего общего со всей армией здесь нет», президент подчеркнул, что имя главаря путчистов известно.
Кто же тот, которого турецкие власти называют «Подозреваемый номер один» в попытке военного переворота?
75-летний Фетуллах Гюлен - исламский общественный деятель, писатель, бывший имам и проповедник, с 1999 года живет в США, в штате Пенсильвания. Основатель движения «Хизмет», под эгидой которого открывались прекрасно оснащенные учебные центры, считавшиеся в стране одними из лучших.
Вместе с тем, по убеждению многочисленных турецких наблюдателей, Гюлен таким образом стремился к «мягкому» захвату власти в стране, поскольку впоследствии учащихся этих образовательных учреждений легко рекрутировали в ряды движения и внедряли в глубины государственного аппарата.
В Турции движение Гюлена признано «Террористической организацией фетуллахистов/Параллельное государство» - FETÖ/PDY. Турецкое руководство заявляет, что именно его члены, вынашивая планы свержения власти, и предприняли попытку военного переворота в стране.
Правительство Турции уже направило в США официальный запрос об экстрадиции Фетуллаха Гюлена, в Вашингтоне материалы находятся на рассмотрении.
Большая чистка
Сразу после подавления военного мятежа в Турции начинаются массовые задержания и аресты. Число задержанных к настоящему времени превышает 10 тысяч человек, более 4 тысяч мятежников, в том числе, 103 генерала, арестованы.
Чистками до сих пор охвачены буквально все сферы в стране - государственные учреждения, система судебной власти, структуры безопасности.
Отстранены от работы сотни высокопоставленных чиновников: губернаторы, сотрудники ряда госструктур, вплоть до аппарата правительства и парламента, а также полицейские и военные чины, судьи и прокуроры, ректоры вузов. Наложен временный запрет на выезд из страны госслужащих, ученых, ректоров университетов. Закрыто до 800 образовательных учреждений, отозвана лицензия многих теле- и радиоканалов.
Читайте по теме:
Президент Эрдоган, не исключив возможности очередной попытки госпереворота, объявил о введении в стране чрезвычайного положения сроком на три месяца в целях скорейшего устранения всех факторов террористической организации, совершившей попытку госпереворота.
ЧП
«Этот шаг ни в коей мере не направлен против демократии, прав и свобод. Напротив, его цель заключается в том, чтобы защитить и укрепить эти ценности», - заявил Эрдоган после заседаний Совета национальной безопасности и Кабинета министров.
«Цель объявления чрезвычайного положения заключается в осуществлении активных и ускоренных мер, направленных на устранение угрозы против демократии, правового государства, прав и свобод наших граждан, - подчеркнул он. - Впервые в истории нашей страны попытка государственного переворота успешно была предотвращена самим народом. Турция доказала свою приверженность демократии и правовому государству ценой крови и жизней своих граждан».
Сегодня в Турции всерьез рассматривается возможность возвращения смертной казни в качестве высшей меры наказания. «Это требование народа. Если парламент примет решение о смертной казни, я одобрю его», - заявил президент Эрдоган.
На фоне объявления чрезвычайного положения и продолжающихся арестов ООН и ЕС призвали Турцию уважать презумпцию невиновности. В мире выражают озабоченность «чистками» тех, кто по мнению властей, связан с инициаторами путча.
«Генеральный секретарь призывает власти Турции, в соответствии с данными заверениями, сделать максимум для обеспечения полного соблюдения конституционного порядка и международного права в области прав человека, согласно международных обязательствам Турции», - говорится в сообщении пресс-службы ООН. Отмечается, что речь идет о свободе выражения, передвижения и мирного собрания, независимости правосудия.
«Мы поддерживаем демократические институты, легитимные институты. Но нет никаких оправданий для того, чтобы реакция нарушала фундаментальные права и свободы. А то, что мы видим, особенно в области образования, СМИ, юстиции — неприемлемо», - заявила, в свою очередь, глава европейской дипломатии Федерика Могерини.
В ответ на это Эрдоган, не исключив возможности новой попытки переворота, обратился к современному опыту европейских стран.
«Франция изначально объявила о введении чрезвычайного положения на три месяца, а затем продлила его еще на три. А потом им пришлось еще раз продлить его на три месяца. Так что препятствий для продления ЧП нет. Сейчас речь идёт о трёх месяцах, а потом мы посмотрим и, возможно, продлим его, — подчеркнул Реджеп Тайип Эрдоган, дав понять, что речь идет не о репрессиях, а о восстановлении законности и порядка.
На страже демократии
Умение моментально сплачиваться в трудные для Родины моменты – одна из величайших особенностей тюркских народов.
Одним из ярчайших примеров последнего времени можно назвать апрельские бои в Карабахе, когда народ Азербайджана продемонстрировал огромную поддержку государству и армии.
Монолитное единство продемонстрировал и турецкий народ, когда заполонил улицы, заставив дрогнуть блокировавшие их танки, а парламентские партии (все – включая оппозиционные) объединились против путча, забыв прежние, порой чересчур острые, разногласия. Вот уже несколько дней по всей стране люди стоят «на страже демократии» и не расходятся с улиц и площадей.
Несомненно, главная роль в победе демократически избранной власти в Турции принадлежит народу, собственно, это была победа самой демократии.
Завершись переворот иначе, это могло бы привести к гражданской войне, которая на фоне террористической угрозы представляла бы неминуемую опасность для региональной и международной стабильности. И страшно представить, чем в конечном итоге обернулся бы весь этот хаос…
Хотя Эрдогана и поддерживает до 50% населения Турции, в корне ошибочно полагать, что 15 июля на улицы вышли исключительно его сторонники. Среди демонстрантов были и ярые оппозиционеры, не упускающие возможности критиковать каждый шаг властей. В тот день люди на площадях Стамбула и Анкары защищали не Эрдогана или Йылдырыма, они защищали свое право на выбор.
Несомненно, после успешного подавления путча Эрдоган значительно ужесточит борьбу с террористами внутри и за пределами государства и будет делать все для дальнейшего укрепления законной власти. Однако здесь властям страны надо действовать вдвойне осторожно, не начинать «охоту на ведьм», деля народ на «своих» и «чужих», а работать над дальнейшим его объединением и укреплением турецкой государственности.
…Они рассчитали все с военной точностью. И просчитались только в одном.
В демократическом государстве переворот невозможен.
Турецкий мятеж изначально был обречен на провал.
1news.az
Текст: Ф.Багирова