Бахрам Багирзаде: «Гянджа – это город, в котором хочется жить!»
Волею Всевышнего мне довелось побывать во многих городах мира, но только одному из них, моему родному Баку, принадлежит мое сердце… Так я думал, пока судьба не привела меня в Гянджу!
С раннего детства я помню, с какой теплотой мои родители говорили о Гяндже и часто вспоминали моего дядю, которого, к сожалению, я совсем не помню… Он был начальником ГАИ Гянджи, и мама рассказывала, что когда он умер, на его похороны в Баку приехало очень много гянджинцев, его друзей, родственников, коллег.
Но особенно всех тронуло, что в этот скорбный день приехало много водителей, которые очень любили и уважали моего дядю, потому что он был не просто честным, правильным и справедливым человеком, но и очень добрым и милосердным.
Многие ребята, которые были не в ладах с законом или росли в неблагополучных семьях, благодаря дяде, который за них боролся, убеждал и заставлял получать права, приобрели хорошую профессию и зажили нормальной спокойной жизнью…
Я с интересом слушал их рассказы, но этот город был для меня лишь точкой на карте Азербайджана, хотя я знал, что это второй по величине город моей родины, что здесь родился великий Низами Гянджеви, поэзия которого наполнена глубокой философией и бесконечна как Вселенная. Все изменилось, когда в 1994 году мне посчастливилось впервые оказаться в Гяндже... Все произошло совершенно случайно – однажды в Баку ко мне подошла некая Антига ханым:
- Ой, молодой человек, вас зовут Бахрам?
- Да, - ответил я удивленно.
- Вы знаете, мы в Гяндже готовим команду КВН, и нам очень нужна ваша помощь! Не могли бы вы к нам приехать и поработать с ребятами? Скоро в Баку будет проходить фестиваль КВН, и наши ребята будут в нем участвовать.
- Никаких проблем! – весело ответил я, и через несколько дней отправился в гости к этой совершенно незнакомой мне женщине на другой конец республики.
Целую неделю я жил у нее дома в микрорайоне, рядом с Евлахским автовокзалом. Днями и ночам мы репетировали в здании музыкального училища, которое находилось напротив Кукольного театра. Видимо, я оказался неплохим учителем, потому что гянджинская команда блестяще выступила в Баку, а на следующий год их пригласили выступить на международном фестивале КВН в Сочи. У них была замечательная шутка, которую я запомнил на всю жизнь! Ребята стояли на сцене, выстроившись в длинный ряд: «А вы знаете, что Крупская забеременела?» - спрашивал один из участников. «От кого?», «От кого?», «От кого?» - молнией проносилось по шеренге. И тут за сценой раздавался голос Левитана: «От советского Информбюро!» Зрители, услышав эту репризу, падали от смеха с кресел…
С тех пор прошло много лет, и спустя более двадцати лет Всевышний посчитал нужным, чтобы за три месяца я дважды побывал в Гяндже. Первый раз я приехал на игру «Нефтчи» с «Кяпязом», а второй мой приезд был связан со съемками в рекламе одного мирового бренда. Именно в тот раз я понял, вернее, почувствовал всем сердцем, что Гянджа стала самым любимым моим городом после Баку! Это красивейший город не только Азербайджана, но и всего Южного Кавказа – старинные мечети и мосты, древние шахские дворцы и башни, медресе и караван-сараи, мавзолеи и могилы правителей и поэтов, развалины крепостных стен и Ханский сад, которому более 300 лет! В старой части Гянджи что ни здание, то памятник истории, уютные частные дома из красного кирпича, тенистые улочки, широкие проспекты, парки, фонтаны, аллеи, скверы, океан деревьев и цветов. Но главное - куда бы ты ни пошел, отовсюду в городе виды заснеженные горные вершины, и от этого на душе становится легко и чисто...
Но я полюбил Гянджу не только за потрясающую архитектуру и выдающуюся историю. Главное украшение любого города – это его жители, а в Гяндже живут необыкновенно красивые люди, с которыми мне посчастливилось общаться во время поездки. Именно они открыли и подарили мне свой прекрасный город, ставшей частью моего сердца. Поэтому для меня Гянджа - это центр молодежи, это город, где живут интеллигентные люди и старинная, родовая азербайджанская аристократия, где очень много образованных, талантливых людей, владеющих несколькими языками. Гянджа – это город, где хочется жить, любить и творить. Это город с великолепным климатом, где я прекрасно себя чувствовал. А воздух какой! Чистый, прозрачный, свежий, такое впечатление, что это вкусная сметанка, которую хочется взять, нарезать на кусочки и с удовольствием съесть до последней капельки...
Особенный восторг вызвало у меня посещение базара – самые свежие продукты, роскошная пышная зелень, я видел там такие вкусные фрукты, о которых мы в Баку давно уже забыли… А какую довгу готовят в Гяндже, оторваться невозможно! Гянджинская кухня – это не кухня, это прекрасная песня! Вкусная, сочная, пропитанная ароматами самой вкусной в Азербайджане зелени, от запаха которой кружится голова. А какой плов готовят в Гяндже! Недаром его называют Шахским – сначала в газане, стенки которого покрыты лавашом, запекают рис с мясом, а потом эту невероятную красоту перекладывают на большое блюдо и подают на стол. К чаю обязательно предлагают знаменитую гянджинскую пахлаву с начинкой из очищенных грецких орехов и посыпанную белым маком! Я не знаю, как гянджинцы умудряются не поправляться?!
Но самое главное, что меня поразило в гянджинцах – в них осталось правильное азербайджанство! Ведь азербайджанство – это не только твоя национальность, прежде всего, это внутренняя потребность искренне, от души следовать лучшим традициям твоего народа. Гянджа в этом плане поразительно гостеприимный, теплый, вежливый и деликатный город. Люди, которые видели меня в первый раз, приглашали в чайхану или к себе в гости, а в одном магазинчике с меня не взяли денег за покупку! И это была не показуха, все было очень искренне, с большим достоинством и уважением к гостю. Причем, на моем месте мог оказаться любой приезжий, к нему отнеслись бы точно так же! Мы, бакинцы, к сожалению, об этом почти забыли… Мы вообще многое растеряли… А гянджинцы сохранили!
А еще меня поразила невероятная чистота, в городе все очень аккуратно, я нигде не нашел ни пылинки, ни соринки. Да, в Гяндже нет сумасшедших «высоток», гигантских туннелей, мостов, дорожных развязок и огромных бизнес-центров, но там все кажется более красивым и ухоженным, потому что для гянджинца каждый дом, каждый кирпич, улица, скульптура, даже крохотный камешек – это свое, родное, любимое. Мы, бакинцы, совершенно не думаем и не заботимся о том, что нас окружает, а гянджинцы живут с этой мыслью каждое мгновение! Ведь всю эту красоту они должны не просто сохранить, они должны передать ее в наилучшем виде своим сыновьям, внукам и всем последующим поколениям гянджинцев!
В период съемок я побывал во многих городах Азербайджана, но только Гянджа стала единственным местом, где жители, увидев съемочную команду, спокойно, вежливо улыбаясь, проходили мимо. Никто не пытался попасть в камеру и не кричал, и я еще раз убедился, что гянджинцы – настоящие аристократы, порода и огромное природное достоинство. И только когда гянджинцы видели, что съемки окончены, они обращались ко мне с вежливой просьбой: «Бахрам муаллим, вы позволите, чтобы мои дети с вами сфотографировались?», «А можно моя супруга с вами снимется?», «Вы разрешите, чтобы парикмахер нашего салона сделал с вами селфи?». Это было так красиво и тонко! Давно забытые чувства общения с прекрасно воспитанными людьми… И мне очень приятно, что в Азербайджане, после Баку, есть потрясающий город, в который, не задумываясь, можно и нужно привозить туристов и гостей, чтобы они получили истинное удовольствие не только от красоты архитектуры, музеев и природы. Главное удовольствие они получат от общения с гянджинцами!
Вместо P.S.
Единственное, что мне не понравилось, что в таком прекрасном, интеллигентном и аристократичном городе нет хорошего стадиона. Меня это очень огорчило, ведь все великие азербайджанские футболисты, которые оставили огромный след в нашем футболе, родом из Гянджи – Сергей Крамаренко, Вели Гасымов, Машаллах Ахмедов, Видади Рзаев, Мубариз Зейналов, Юнис Гусейнов! Многие из них стали «костяком» и прославили бакинский «Нефтчи». Поэтому я, как болельщик азербайджанского футбола, как человек, который любит свою родину, хочу пожелать гянджинцам, чтобы в ближайшие годы в Гяндже построили один из лучших стадионов страны! Чтобы команда «Кяпяз», играя на его великолепном поле, участвовала бы в Кубках чемпионов и УЕФА, и чтобы мы, бакинцы, приезжали в Гянджу на один из лучших в Азербайджане стадионов и «болели» за «Кяпяз»!
Бахрам Багирзаде