Ислам Каримов и потенциальные преемники: что теперь?
Состояние здоровья президента Узбекистана Ислама Каримова в последние несколько дней является одной из ключевых тем международной политики.
В воскресенье, 28 августа, стало известно, что 78-летний Каримов находится в больнице. В сообщении правительства отмечалось, что лечение «потребует определенного времени».
Уникальный случай
В понедельник утром дочь президента Лола Каримова подтвердила, что ее отец действительно госпитализирован по причине кровоизлияния в мозг и находится в реанимации. В своем Instagram она призвала людей избегать кривотолков и уважать право семьи на частную жизнь.
По версии оппозиционного Народного движения Узбекистана (НДУ), президенту стало плохо вечером 26 августа на банкете, посвященном чествованию Национальной олимпийской сборной.
Затем, в понедельник вечером среднеазиатское агентство «Фергана» сообщило сенсационную новость о том, что Ислам Каримов скончался в больнице.
Информацию подтвердили Газете.ru источники из Узбекистана. При этом в Кремле информацию о смерти Каримова не подтвердили, а в Администрации президента Узбекистана и вовсе опровергли, заявив, что «его состояние стабильно».
Но если достоверность факта смерти лидера Узбекистана пока остается под вопросом, то тот факт, что в государственных СМИ сообщили об ухудшении состояния здоровья Каримова – случай уникальный. Такое произошло впервые за 26 лет пребывания у власти Ислама Каримова.
Более того, сообщения об ухудшении состояния здоровья и, возможно, о кончине бессменного лидера Узбекистана появились в канун празднования 25-летней годовщины независимости страны, которая отмечается 1 сентября, и где, по традиции, ожидалось выступление президента.
«Очевидно, это заявление сделано для того, чтобы его отсутствие не воспринималось как нечто экстраординарное. Судя по всему, проблема действительно серьезная», - заявил в интервью Газете.ru заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.
Ислам Каримов занимает пост президента Узбекистана с момента обретения страной независимости в 1991 году. До того, с 1989 года, он возглавлял Узбекскую ССР.
Последние президентские выборы, на которых Каримов получил поддержку более 90% избирателей, прошли в марте 2015 года. Срок его полномочий истекает в 2020 году.
Прямых наследников у Ислама Каримова нет. Наиболее известная фигура в президентской семье – его старшая дочь Гульнара, известная как певица, предприниматель и филантроп. До недавнего времени она считалась наиболее вероятной преемницей власти в Узбекистане.
Однако в 2013 году ее отношения с отцом начали портиться. Сначала появилась информация о ее политических амбициях, а затем Гульнару обвинили в причастности к коррупционным схемам в Швеции, в частности, в присвоении порядка $200 млн. Считается, что дочь президента до сих пор находится на родине под домашним арестом по поручению самого Каримова.
Кто после?
Согласно Конституции Узбекистана, в случае смерти или тяжелой болезни действующего президента исполняющим его обязанности становится председатель сената Узбекистана.
Сейчас этот пост занимает Нигматилла Юлдашев. Всеобщие выборы проводятся уже через три месяца.
Узбекские политические эксперты, однако, согласно публикациям в СМИ, считают наиболее вероятными преемниками Ислама Каримова премьер-министра Шавката Мирзияева и вице-премьера Рустама Азимова, работающих в политической системе страны долгие годы. Не стоит также сбрасывать со счетов и главу Совета национальной безопасности Узбекистана Рустама Иноятова.
«С преемником не будет никаких проблем. Он давно определен», - заявил в интервью газете «МК» главный редактор портала «Фергана», эксперт по Центральной Азии Даниил Каримов.
«Моя версия, что будущим узбекским лидером станет нынешний премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзияев. Он близок к семье президента и имеет наиболее высокую позицию в элите», - сказал эксперт.
Узбекистан – значимая в стратегическом плане страна в Центральной Азии, имеющая самую крупную в регионе армию, а также граничащая с Афганистаном, который долгие годы является очагом региональной нестабильности. Как отмечают мировые СМИ, в последние месяцы здесь ускорился процесс слияния радикального движения «Талибан» и террористической группировки ИГИЛ.
Однако, по мнению эксперта по Центральной Азии Аркадия Дубнова, угроза дестабилизации в Узбекистане в ближайшей перспективе крайне низка.
«Возможно, будут «горячие головы», которые попытаются воспользоваться нынешней обстановкой и обострить ситуацию ближе к границам Узбекистана, - сказал он в интервью Газете.ru. – Однако среди элит страны точно нет сил, которые заинтересованы в подъеме исламистских настроений».
1news.az