«Меняются проститутки, публичный дом остается», или Что стоит за сменой армянского кабмина?
Вслед за негромкой, но ожидаемой отставкой Овика Абрамяна, Армения, можно сказать, обрела нового премьера.
Им, с большой вероятностью, станет бывший ереванский мэр Карен Карапетян, кандидатуру которого утвердил накануне совет правящей Республиканской партии Армении (РПА) по представлению президента Саргсяна.
«Эта перестановка выгодна, прежде всего, самому Сержу Саргсяну, который уже примеряет пост к «премьерскому периоду», когда будет обескровлена должность президента и Армения станет парламентской республикой, - считает азербайджанский политолог Тофик Аббасов. – И поэтому на этом посту Саргсяну и его ближайшим соратникам нужен человек, которого легко будет потом сместить. В данном случае Карапетян – представитель карабахского клана, где балом правит сам Саргсян - как раз является такой персоной».
Политолог также убежден, что с помощью этой перестановки очень легко будет произвести другие смещения – кадров, отличившихся неблагонадежностью или не оправдавших ожидания президента. Например, сейчас в Ереване серьезно рассматривается возможность перестановки силовиков, ожидается уход министра обороны и т.п.
«События последнего времени большей частью показывают эфемерность нынешней власти и высвечивают ее слабые места. И поэтому Саргсян для того чтобы подойти к переходному периоду во всеоружии и к тому же не потерять действенные рычаги управления, сейчас будет производить ротацию кадров и усиливать слабые места с людьми, которые принадлежат к его клану, и в любой момент могут оказать ему нужную услугу», - отмечает Тофик Аббасов.
В период, когда в стране царит хаос, бурлит улица с одной стороны, и реально прослеживаются тенденции неприятия карабахского клана ереванским - с другой, Саргсян вынужден производить эти перестановки: «Тем более что над всеми этими настроениями витает огромная тень карабахской проблемы, под которой стране не просто тяжело живется, но она «загибается», и здесь в любой момент могут произойти непредвиденные эксцессы, вспыхнуть массовые недовольства, акции гражданского неповиновения».
«Поэтому, чтобы предотвратить опасные тенденции, президент активно производит перестановки, и, разумеется, они отвечают успешному осуществлению личного плана Саргсяна, который, с одной стороны, не хочет сейчас говорить о готовности к компромиссам в карабахской тематике, а с другой – желает сохранить видимость четкого управления и тем самым выбить почву из-под ног своих самых опасных противников», - полагает Тофик Аббасов.
Серж Саргсян уже принял отставку кабинета Абрамяна, его членам президент поручил исполнение обязанностей до формирования нового состава правительства.
Ушел, чтобы вернуться?
Овик Абрамян возглавлял армянское правительство с апреля 2014 года, сменив Тиграна Саркисяна, который, в свою очередь, ушел с поста после провала пенсионных реформ.
Легкой нога нового премьера не стала, - не прошел и год с начала работы Абрамяна на посту премьера, как на Армению обрушились катаклизмы - военно-политические и финансово-экономические. С падением национальной валюты ускорилась инфляция, к массовым беспорядкам привело убийство целой семьи солдатом с российской военной базы в Гюмри. К лету 2015 года правительство подняло тарифы на электроэнергию, что вновь привело к масштабным акциям протеста.
Последней каплей в серии неудач стало сокрушительное поражение в ходе апрельских боев на карабахском фронте.
В июле этого года вооруженная группировка «Сасна Црер» («Храбрецы из Сасуна») захватили в Эребуни территорию полка ППС и взяли заложников. В почти двухнедельном противостоянии были убиты и ранены несколько полицейских и захватчиков. 31 июля мятежники сдались, и президент пообещал провести реформу власти с тем, чтобы «добиться национального согласия».
Реформу власти Саргсян начал с отправления правительства в отставку. Сам Абрамян объясняет свой уход решением «предоставить президенту возможность сформировать новое правительство» и «дать шанс новому правительству на основании проделанной работы и с новыми подходами консолидировать общество».
Что касается будущего Абрамяна, то окончательно разрывать с политикой он не желает, а намерен «и дальше продолжать активную работу и сотрудничать с новым правительством».
Источники в армянских политических кругах допускают, что премьер, теперь уже с приставкой -экс возможно будет назначен руководителем предвыборного штаба РПА во время парламентских выборов весной 2017 года. Подобный опыт у Абрамяна уже есть - в 2011 году он подавал в отставку с поста спикера армянского парламента, чтобы возглавить предвыборный штаб РПА на выборах 2012 года.
Политолог Тофик Аббасов не думает, что возможно новое назначение Абрамяна сыграет сколь-либо важную роль в общественно-политических процессах в Армении.
«Обычно в случаях, когда первые лица избавляются от своих соперников, они оформляют это очень помпезно. Премьер – важная должность, и поэтому если Саргсян удаляет человека, он должен оформить это «красиво» как если бы предвыборный штаб был чуть ли не определяющим звеном в цепи всех этих трансформаций.
На самом деле это чисто техническая структура, обеспечивающая осуществление конституционных реформ и всех необходимых процедур, и которая по окончании всех процессов теряет свою значимость», - уверен азербайджанский эксперт.
Большие надежды
Представляя Карапетяна в четверг на заседании совета РПА, Серж Саргсян заявил, что «он действительно может оказаться на гребне большой волны перемен в Армении, повести общество к новым экономическим и политическим свободам, сломать устоявшиеся стереотипы, придать новую гибкость экономическому росту и так далее».
Как видно, армянский президент возлагает на Карена Карапетяна большие надежды, рассчитывая, что «в случае эффективной работы [тот] сможет стать своеобразным символом перемен в Армении».
Карапетян больше бизнесмен, чем политик - в 2000-е возглавлял дочку российского «Газпрома», спустя 11 лет проработал мэром Еревана, но очень скоро вернулся в знакомую сферу: в декабре 2011 года был назначен первым вице-президентом «Газпромбанка», а с ноября 2012-го занимал должность заместителя генерального директора компании «Газпром межрегионгаз».
Тофик Аббасов считает, что выбор армянским президентом кандидатуры Карапетяна привлекает внимание своей оригинальностью, причем выбор этот, однозначно, был согласован с Москвой.
«Наивно было бы полагать, что все трансформации [в правительстве Армении] делаются без ведома, согласования и разрешения Москвы. Естественно, с этой точки зрения Саргсян себя обезопасил и никакой отсебятины не допускает, то есть, он предлагает, согласовывает, и уже потом действует. С другой стороны, и сам Карапетян считается пророссийски настроенным. К тому же, это довольно молодой, энергичный человек, который на время может монополизировать внимание толпы, той же протестной массы, так называемого «Майдана» в Ереване», - отмечает Тофик Аббасов.
Таким образом, убежден политолог, Карапетян может оказать важную услугу Саргсяну с точки зрения того, что может оказаться в нужное время и в нужном месте для того чтобы поддержать президента в условиях все еще нестабильной и беспокойной ситуации на ереванской улице.
К чему приведет смена правительства Армении, покажет время.
Но закончить материал хотелось бы комментарием армянского правозащитника Артура Сакунца, который так прокомментировал перетурбации журналистам в Ереване:
«Вынужден напомнить историю об одесском еврее, когда его спрашивают, как вы считаете, будут ли иметь результаты изменения, происходящие в политбюро, он отвечает: «У моего отца до революции был публичный дом, и когда он приносил мало доходов, отец менял местами не кровати проституток, а менял проституток». К сожалению, эта история имеет отношение к нашей реальности, меняя проституток, публичный дом остается, источник доходов остается».
Ф.Багирова