Наш Сталинград
Прежде всего о том, что послужило причиной для написания этой статьи.
Не так давно в беседе с одним из моих друзей, иностранные журналисты выразили «недоумение» по поводу жесткой позиции Президента Азербайджана в нагорно-карабахском вопросе.
Дескать, «стоит затронуть тему признания «независимости» Нагорного Карабаха, как азербайджанский лидер сразу же заявляет о том, что об этом не может быть и речи и этого никогда не произойдет».
Очевидно, что мнение главы нашего государства Ильхама Алиева противоречит ожиданиям некоторых зарубежных журналистов и политиков, которые позиционируют себя «экспертами» и «знатоками» в вопросах затянувшегося конфликта перед недостаточно просвещенными аудиториями.
Но на наш взгляд состояние «недоумения» возникает по вполне объяснимым причинам.
Дело в том, что во мнениях и представлениях «знатоков» присутствует серьёзный изъян, который они не замечают или намеренно не хотят замечать. И как ни странно, объяснение начинается с самого выражения, которым было обозначено эмоциональное состояние журналистов в начале статьи.
Как, все-таки, богат и выразителен русский язык. Нередко одно слово может содержать в себе описание целого явления, надо только внимательнее к нему присмотреться.
Взять хотя бы слово «недоумение», которое состоит из трех частей – «не», «до», «умение». Само слово объясняет, что какая-то информация не доходит до ума, и по этой причине человек впадает в состояние, которое называется «недоумением».
Что же так упорно не доходит до ума «недоумевающих» людей, якобы, радеющих за разрешение кровавого противостояния двух народов в Закавказье?
Пониманию подлинного и всестороннего содержания проблемы препятствует поверхностный взгляд на происходившие и происходящие события.
Существенное значение имеет также ограниченное понимание факта исторической и политической принадлежности Карабаха, нашей древней родины, Азербайджану и никому другому. Именно под этим азербайджанским названием «Карабах» (Великий Сад) был известен этот регион нашей родины всем географам, картографам, этнографам, путешественникам и торговцам, политикам, правителям и общественности всех окружающих стран и народов, на протяжении веков!
Именно под этим азербайджанским названием, данным нашими предками, проживавшими здесь, на своих родных землях, на протяжении веков, он вошел во все исторические документы, договоры, трактаты, труды историков, писателей и поэтов. Под этим и только этим названием. А не под тем, которое существует только в хайских национальных сочинениях и не подтверждается никакими другими международными источниками. Не под тем, которым хайские националисты упрямо пытаются вытеснить и заменить историческое азербайджанское название этого прекрасного уголка нашей родины.
Поддержка хайев в отторжении исторических земель Азербайджана, еще недавно заселенных азербайджанцами, со всей очевидностью означает, что эти страны стоят за признание вымысла хайского национализма о великой империи хайев – «Мец Хайастан». Вот каким его рисуют на своих картах идеологи хайского «рейха».
Закрашивая единым цветом колоссальную территорию, хайский национализм размещает «Мец Хайастан» прямо на головах почти ста миллионов людей, не имеющих никакого отношения к хайскому этносу и представляющих десятки коренных народов и суверенных государств. Поддержка определенных сил в западных странах и России укрепляет идеологов «великой империи хайев» в убеждении, что эти народы и страны лишь расходный материал на пути «богоизбранного», «исключительного» и «самого древнего» хайского народа.
Именно это безумие поддерживают и содействуют его развитию все те, кто оказывает давление на Азербайджан, требуя от нас смирения и признания «независимости» оккупантов.
Возможно они не осознают всей глубины своего заблуждения, в силу недостаточной осведомленности об истоках агрессии против Азербайджана.
Возможно, так и есть и мы искренне хотели бы в это верить. Но все может оказаться намного трагичнее, если оказывая давление на руководство нашей страны, они имеют всестороннее представление об идеологии и замыслах хайского национализма и вполне сознательно поддерживают маниакальные планы по созданию хайского рейха – «Мец Хаястана».
Все гораздо хуже, если они сознательно поддерживают и подпитывают развитие этого патологического явления, в интересах собственных стратегических планов по перекройке политической карты всего региона.
Более того, подобное отношение придает силы идеологам хайского «рейха».
Выстраивая стратегические планы по захвату чужих территорий, террору, этническим чисткам и выселению коренных обитателей региона, идеологи «Мец Хайастана» уверены в безнаказанности своих действий, ведь за ними стоят такие влиятельные силы, да к тому же так озабоченные геополитическими интересами и неиссякаемой жаждой «владеть и вершить».
Правда, подобный покровитель, увлекаясь собственными планами, рискует переоценить надежность регионального наемника, считая, что тот обязан ему своим существованием и останется преданным исполнителем приказов до скончания веков.
Развитие событий последних десятилетий свидетельствует – хайский национализм уже оборачивается враждебным ликом в сторону своего благодетеля – России. Наступает очередной исторический момент перехода поводка в руки нового хозяина.
Все громче раздаются возгласы о «древних землях хайев» на Северном Кавказе, в Ставрополье, Краснодарском крае, Ростовской области, где пока бескровно, но уже происходит процесс вытеснения коренного населения. Все шире и увереннее разворачивается пропаганда в хайских общинах о правах на автономии на территории России, основателями которой, оказывается, так же являются хайи.
Известные всем картины относительно недавнего прошлого позволяют проводить параллели между доведенной до крайности идеологией хайского национализма и теориями гитлеровского нацизма, ввергшего мир во вторую мировую войну, в которой погибло 50 000 000 человек. В основу идеологии нацизма были заложены точно такие же мифы об «исключительности» германцев, байки о мифических империях прошлого, сказки об утерянных необъятных территориях, которые, якобы, со времен сотворения мира принадлежали «арийской» расе. Необузданная пропаганда, охватывая все слои общества, годами бурлила вокруг этих измышлений, доведя, в конечном итоге, народ до состояния общенационального психоза.
Хайский национализм немногим отличается (если вообще отличается) от этого, казалось бы, ушедшего в прошлое отвратительного явления. Он проповедует идеологию генетической исключительности хайев, объявляя их представителями некоей «высшей», «богоизбранной» расы. Хайский национализм, спекулируя измышлениями о том, что «Хайастан» – это то же самое, что и «Армения», десятилетиями усиленно насаждает в сознание поколений идеи о том, что вся история древнего региона Малой Азии, Ирана и Кавказа всецело и безраздельно принадлежит хайам, избегая упоминать при этом, что название этого народа не наблюдается ни в одном историческом источнике на тысячелетия в прошлое (за исключением тех, которые сочинялись самими хайами, начиная с позднего средневековья).
Основанная на мифах, вымыслах и фальсификациях, идеология «Мец Хайастана», в нездоровой атмосфере которой владения древних государств Малой Азии, Персии, Парфии и Кавказа объявляются исконными хайскими землями, на которых должны обитать только носители «хайской крови», призвана оправдывать агрессию в отношении народов региона, захват чужих территорий, этнические чистки и массовое выселение коренных обитателей со своих родных земель.
Если представить на мгновение, что подобная практика стала общепринятой, то Индия, например, была бы вправе захватить южные высокогорные области Китая и назвать их независимой республикой «Шамбала», исходя из того, что в индуистской мифологии где-то в этой области, якобы, находилась сказочная страна с таким названием. Точно так же Греция должна была бы стремиться к захвату северной Европы с последующим объединением оккупированных земель под общим названием «Гиперборея», только потому, что под таким названием в фольклорной мифологии эллинов упоминается некая легендарная земля.
Именно идеология «Мец Хайастана», на протяжении десятилетий усиленной пропагандой внедрявшаяся в сознание и мировоззрение хайев, была движущей силой агрессии против Азербайджана. Именно она является тем основанием, стоя на котором сепаратистский режим хайских националистов пытается заполучить для себя «независимость» на захваченных территориях нашей страны после совершения преступления геноцида, этнических чисток и изгнания со своих родных земель коренного азербайджанского населения.
В конце 80-х годов прошлого столетия завершилось окончательное изгнание азербайджанцев со своей древней родины, носящей сегодня название «Хайастани Ханрапетутюн» (Республика Хаястан). Миру было явлено противоестественное, уникальное в своей аномальности для всего региона событие – впервые в истории Кавказа, Закавказья, Малой Азии и Ближнего Востока возникло мононациональное образование, заселенное хайами. Потому что нацистская идеология «Мец Хайастана» не предполагает не только процветания, но даже существования других народов на захваченных территориях.
Силы, выставляющие себя сторонниками идеологии хайского национализма недвусмысленно дают нам понять, что желают исчезновения Азербайджана с политической карты мира. Согласитесь, происходящее дает нам полное право предположить такое. Разумеется, со всеми вытекающими из этого выводами – например, о том, что все, кто оказывает давление на Азербайджан в данном вопросе, сами заносят себя в список откровенно враждебных стран.
Нельзя не отметить, что опирающаяся на мифы, фольклорное сочинительство и фальсификации маниакальное мировоззрение этнического хайского национализма никогда не смогло бы осуществить даже толики тех преступлений против человечности, которые были совершены в регионе Малой Азии и Закавказья, если бы не политическая, материально-техническая и финансовая поддержка на протяжении последних 150 лет.
Сегодня с оккупацией Карабаха еще одна часть Азербайджана стала мононациональной – представленной только хайским населением.
Зарубежные политики, твердо стоящие на про-хайских позициях, хладнокровно наблюдают за процессом развития нового этапа программы строителей «великой страны хайев» – очередного превращения захваченных территорий Азербайджана в мононациональное образование, с применением шаблонной методики изгнания и физического истребления коренного населения, не взирая на пол и возраст.
На протяжении более чем двадцатилетнего периода «радетели» мирного разрешения карабахского конфликта (т.е. оккупации азербайджанских земель) столь же хладнокровно наблюдают за разрушением азербайджанских исторических памятников, кладбищ, городов и сел на захваченных территориях.
При этом игнорируются, словно не существующие, все протесты и обращения Азербайджана к мировой общественности с требованиями остановить варварство и вандализм. Разве это не свидетельствует о том, что ратующие за «независимость» оккупантов прекрасно понимают, принимают и соглашаются с нацистским содержанием идеологии «Мец Хайастана».
Вот и получается, что призывающие нас к смирению и отказу от своей родины становятся не просто сторонниками этой идеологии – они выставляют себя врагами не только Азербайджана, но и всех народов, попадающих под покрывало хайского «рейха» – грузин, иранцев, талышей, турков, курдов и многих других. Таким образом, оказывается, что сторонники признания «независимости» оккупантов, хотят они того или нет, предполагают в перспективе исчезновение всех этих народов.
Для нас согласиться сегодня с «независимостью» оккупированных хайскими сепаратистами исконных земель Азербайджана, на которых коренное азербайджанское население подверглось геноциду, означает согласиться и смириться с паранойей «Мец Хайастана». А это в свою очередь означает, что, с момента «смирения» с утратой родных земель, населению остальной части Азербайджана пришлось бы паковать чемоданы и покидать свою страну.
Потому что искаженное мировоззрение хайского национализма не признает существование Азербайджана вообще. Ровно так же, как в рамках маниакальных теорий гитлеровского нацизма в прошлом столетии отвергалось существование СССР.
В этой связи вспоминаются знаменитые фразы Великой Отечественной Войны, сказанные в тяжелейшие дни, когда решалась судьба страны, подвергшейся беспощадному и предательскому нашествию орд гитлеровского нацизма. Лозунгом защитников столицы Советского Союза были слова: «Отступать некуда – позади Москва!». Клятвой воинов, ставших насмерть на сталинградском рубеже был девиз: «За Волгой для нас нет земли!». И выстояли, и победили, и опрокинули врага, и освободили Родину от оккупантов.
А, может, надо было смириться?
Может надо было уступить носителям нацистской паранойи? Ведь «эксперты» и «знатоки» уже предрекали отказ Советского Союза от оккупированных фашистами территорий. Ведь предлагало же гитлеровское правительство в 1941 году руководителям Советского Союза согласиться с потерей европейской части страны в обмен на прекращение войны. На оккупированные земли уже было начато переселение немцев из Германии и Австрии, промышленников, землевладельцев и фермеров, новоявленных хозяев «Третьего рейха» (Великой Германской империи).
Уже было назначено новое правительство на оккупированных территориях, новая администрация и новые правители уже были посажены в чиновничьи кресла. Ведь местное население уже было частью истреблено, частью выселено, а частью угнано в рабство…
Почему же не смирились? Почему не признали власти оккупантов на своих землях? И самое главное – почему ни у кого, ни тогда, ни сейчас не вызывало и не вызывает «недоумения» то, что правительство Советского Союза проявило твердость и категорически не согласилось с временной утратой своих территорий?
Если незыблемость позиции советского правительства все же вызвала у кого-то ощущение «недоумения» (что-то не доходило до ума), то в конечном итоге и оно испарилось, когда была одержана победа, территориальная целостность страны восстановлена и позорный режим нацистов, выстроенный на фундаменте расисткой идеологии и вымышленных мифов, был уничтожен.
Хотелось бы сказать, обращаясь не только к журналистам, но и всем «доброжелателям», недоумевающим по поводу твердой позиции Президента Азербайджана в вопросе так называемой «независимости» оккупантов Карабаха – поверьте, скоро и мы избавим вас от всех «недоумений».
Потому что битва за Карабах – это наша Великая Отечественна Война! Карабах – это наш Сталинград! Точно так же, как для некогда единого народа, ставшего насмерть за свою страну в годы Великой Отечественной – для нас потеря части нашей Родины означает потерю всей Родины, и мы с этим никогда не смиримся.
Без Карабаха нет Азербайджана. Родина не уступается и с ее потерей не смиряются. Для понимания этой очевидной истины не нужны разъяснения, и если она не доходит до чьего-то ума, значит проблема в том, что ее туда не допускают преднамеренно.
«Эксперты» и «советники», предлагающие нам признать «независимость» захватчиков на территории нашего государства, могут не сомневаться – азербайджанский народ никогда не согласится с присутствием на своих землях оккупационного режима и никогда не согласится с безумием идеологии «Мец Хаястана».
Неужели это так трудно понять? Или вы просто не желаете понимать, потому что вы просто стоите на позициях оккупантов? То есть, настаивая на признании «независимости» захватчиков и сепаратистов, вы откровенно выставляете себя теми, кто желает полного уничтожения Азербайджана… Для нас это выглядит именно так, вызывая соответствующее к вам отношение.
И, наконец, главное.
Слова Президента – это не только частное мнение и жесткая позиция лично самого Ильхама Алиева. За словами Президента стоит единая позиция и воля всего народа, выраженная высшим должностным лицом суверенного государства.
Дошло до ума? Или все еще «не-до-умеваете»?
Аббас Исламов
Институт по правам человека Национальной Академии Наук Азербайджана
Читайте также: