Рамиз Мехтиев. Нагорно-карабахский конфликт в контексте гражданского общества Армении | 1news.az | Новости
Точка зрения

Рамиз Мехтиев. Нагорно-карабахский конфликт в контексте гражданского общества Армении

01:00 - 30 / 11 / 2016
Рамиз Мехтиев. Нагорно-карабахский конфликт в контексте  гражданского общества Армении

После апрельских событий 2016 года напряженная, взрывоопасная ситуация на линии противостояния Армении и Азербайджана не претерпела сколько-нибудь значительных изменений.

Ни встречи президентов двух стран, ни посредническая деятельность Минской группы ОБСЕ не дали должных результатов. В решении карабахской проблемы, возобновлении переговоров принимают участие самые авторитетные международные организации и отдельные политические деятели.

Но пока никто не может поручиться, что режим прекращения огня в Нагорном Карабахе завершится в обозримом будущем справедливым миром. Ведь по сути война и не прекращалась ни на фронте (до сих пор не освобождены оккупированные территории), ни на дипломатическом, ни на медийном пространстве. Кому-то конфликт из-за Нагорного Карабаха выгоден как бизнес и как возможность делать политику — грязный бизнес и грязную политику.

Армяно-азербайджанский, нагорно-карабахский конфликт — эта кровоточащая рана во взаимоотношениях армянского и азербайджанского народов — перманентно остается острой и тревожной проблемой уже много лет.

Цена войны в Нагорном Карабахе по вине Армении и нагорно-карабахских сепаратистов оказалась беспредельно высока, и об этом нельзя забывать. Но может быть, президенту Армении Сержу Саргсяну пора прислушаться к мнению своих соотечественников и перейти к конкретным мерам по освобождению оккупированных территорий Азербайджана?

Уповая на «помощь» международного сообщества и сильных мира сего, территориальные соседи по воле судьбы не должны забывать о собственном миротворческом потенциале, о неиспользованных возможностях современных политических технологий и вековых традиций установления доверия между народами двух стран. Нет ничего реальнее этой идеи и нет ничего проще путей достижения мира в регионе. Но если руководство Армении не будет искать пути сближения позиций сторон по наиболее болезненным аспектам конфликта, стремиться ответить на наболевшие вопросы, то результаты затягивания разрешения проблемы окажутся плачевны.

Очевидно, что детерминантом урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, как и любого другого,    является народ — наряду с политическими деятелями, это представители общественности, интеллигенция, сотрудники масс-медиа, НПО, члены диаспорских организаций. Проводя обсуждения реальных источников конфликта прилюдно и «на местах», народные представители двух государств могут прийти к общим знаменателям, добиться совместных результатов.

В условиях затягивания решения конфликта любое обострение ситуации, нарушение баланса сил может обернуться самыми непредсказуемыми трагическими последствиями. Поэтому особо ценной представляется интенсификация контактов между представителями Азербайджана и Армении на самом различном уровне, включая формат народной дипломатии, представляющей важное правовое поле для строительства мира.

Традиционно успехи народной дипломатии, урегулирование ситуации «всем миром» способствуют решению как внутри-, так и межгосударственных вопросов, ведь основным  показателем развития цивилизации, двигателем прогресса являются обычные люди. Патриоты, не обремененные должностными компетенциями, протокольными барьерами и профессиональными условностями, а движимые лишь стремлением исполнить свой гражданский долг, помочь родине преодолеть возникшие трудности, они представляют собой изначальное и подчас определяющее звено решения самых, казалось бы, непреодолимых проблем, над которыми годами и десятилетиями бьются профессиональные политики.

Гуманизм и многонациональное единство — подлинные посылы времени, обусловленные тем, что прогресс возможен лишь тогда, когда он является естественным продолжением цивилизационных традиций. Очевидно, что в современном мире, превращенном благодаря информационной революции и глобальному устройству в единое мегапpостpанство, происходящие события должны выходить за границы военных столкновений, являясь в первую очередь проблемами сохранения и pазвития человечества и человечности. А политика силы, основанная на этнической и религиозной принадлежности, предстает регрессом в современном развитии человеческой истории, своего рода, осью глобального напряжения, порождая агрессию, страх, войны и конфликты. На этом фоне искусство жить в мире и сотрудничестве предполагает видение будущего, основанного на парадигме стpемления к самосохpанению и взаимодействию государств и народов. Успешное достижение данной цели — яркий показатель эффективности принципов не конфронтации, а взаимодействия.

Азербайджан — суверенное государство, на территории которого традиционно проживает множество народов и национальных меньшинств (включая и армян), а также представителей различных конфессий. Наш наpод издpевле хаpактеpизовали широта души и гуманизм. Мультикультурализм — государственная политика современного Азербайджана. Одновременно это одна из главных отличительных черт нашего народа, благодаря чему азербайджанцы в силу своего менталитета, духовности всегда жили в мире и дружбе с народами, отличающимися миролюбием. Именно уповая на душевность армян, на то, что они будут благодарны, Азербайджан в мае 1918 года уступил им город Иреван в качестве столицы (политического центра) создаваемого для них государства.

Наше благополучие во все времена зависело от нашей культуры и ментальности — и в большом, и в малом, и в государственных делах, и в быту. А потому Азербайджан всегда выступал за мир и равенство со всеми, включая и Армению. Как отмечал Президент Азербайджана Ильхам Алиев в своей речи на открытии Бакинского саммита религиозных лидеров мира,  «мы должны сделать так, чтобы все конфликты были в скором времени урегулированы. Должны сделать так, чтобы люди по-доброму относились друг к другу. Одной лишь деятельности политиков здесь недостаточно» (1).

История учит: имеющиеся проблемы надо решать сообща. Там, где действия государства имеют четко очерченные границы,  народы неизменно найдут точки соприкосновения путем личностного общения, выражения общих целей, ценностей, надежд и тревог. И с этой точки зрения позиция против войны за мирные переговоры во все времена представлялась наиболее конструктивной и продуктивной. «Ненависть всегда грешна, любовь всегда благословенна», — писал Мирза Шафи Вазех.

Состоявшаяся 8 ноября 2016 года конференция «Армяно-азербайджанский, нагорно-карабахский конфликт: основные препятствия и перспективы урегулирования. Взгляд из Армении и Азербайджана», организованная по инициативе Форума национальных неправительственных организаций Азербайджана, стала очередным этапом в построении контактов между двумя народами, сближении позиций по Нагорному Карабаху, предотвращении новых вспышек конфронтации на линии соприкосновения сторон, устранении существующих угроз; предоставила определенный задел на будущее в развитии азербайджано-армянских взаимоотношений на самом широком уровне, с привлечением всех тех, кто неравнодушен к судьбе своих народов, понимает реалии армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, а значит, готов общаться, слушать и понимать, в том числе, противоположную сторону.

Лейтмотивом встречи стал тезис, что справиться с главной проблемой двух соседних государств должны не только правительства, но и сами народы. Или, как сказал участник конференции Ваге Аветян, выражая настроения бедствующих армян, «Господи, если ты есть, прости нас, взрослых, за то, что мы сделали с нашими детьми. Если мы, поколения взрослых, не исправим наши ошибки до наших смертей, оставим детей наших в беде... Очнитесь, подумайте, взрослые. В век информации и Интернета у нас есть все под рукой, чтобы наладить жизнь наших потомков, пока Аллах не забрал нас из жизни. Ас Салам алейкум!» (2).

В работе конференции приняли участие активисты гражданского общества Армении — журналистка, вице-председатель правозащитной неправительственной организации «Меридиан» Сюзан Джагинян; руководитель организации «Национально-освободительное движение» Армении Ваан Мартиросян; правозащитник, политэмигрант Ваге Аветян; представители Азербайджана — депутаты Милли Меджлиса, руководители НПО, члены международных организаций и дипломатического корпуса, аккредитованные  в нашей стране.

Приезд сразу нескольких армянских активистов гражданского общества в Баку — событие неординарное. Можно сказать, что Азербайджан впервые посетили представители армянского неправительственного сектора, нисколько не зависящие от правящего режима Армении. Решение о посещении Баку, как следует из их же собственных заявлений, принималось самостоятельно, а какие-либо консультации с властью были невозможны уже по причине неприятия ею критических взглядов данных правозащитников. Как сказал В.Аветян, «наше участие в этой конференции свидетельствует о том, что мы являемся сторонниками народной дипломатии. В Армении вся деятельность представителей общественного движения, выступающих с единой позиции с властью, направлена на разрушение процесса, который мы стремимся наладить с азербайджанскими коллегами» (3).

Прибывшие в Баку представители Армении, по их же собственному признанию, находятся под постоянным прессингом властей Армении. Столь незавидное положение армянских правозащитников объясняется крайней нетерпимостью режима Саргсяна к критикам его политики, которая слишком дорого стоит Армении и грозит этой стране еще большей политической турбулентностью и экономическими испытаниями в самом недалеком будущем.

Но, как отметила Сюзан Джагинян на пресс-конференции, «уже наступило время урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Этот конфликт должен быть решен не методами, применяемыми в настоящее время правительством Армении, а мирным путем. Гибель людей в результате этого конфликта — это очень плохо. Это ужасно» (4).

На этом фоне заявления, сделанные армянскими активистами гражданского общества в Баку, приобретают особый смысл — с одной стороны, они служат наглядной иллюстрацией конструктивного подхода Азербайджана к урегулированию армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, а с другой — указывают на стремление официального Еревана саботировать переговорный процесс не только на уровне официальной дипломатии, но и в формате дипломатии второго уровня, охватывающей контакты экспертов и представителей неправительственного сектора.

При этом следует отметить, что мы имеем дело не только с перманентным торпедированием Арменией усилий дипломатов, но и с попытками властей этой страны воспрепятствовать налаживанию контактов между представителями гражданского и экспертного сообществ в формате т.н. дипломатии второго уровня. Так, еще несколько лет назад, когда при посредничестве сопредседателей Минской группы участились контакты на уровне представителей экспертного сообщества, власти Армении предприняли максимум возможного, чтобы не допустить развития подобного рода контактов.

Что же так напугало Армению на сей раз?

По сути, на протяжении всей своей профессиональной деятельности упомянутые выше правозащитники заявляют о том, что агрессивная внешняя политика слишком дорого обходится армянскому народу. Они также отмечают, что территориальные претензии к соседям (в первую очередь, оккупация азербайджанских территорий) в конечном итоге привели к изоляции Армении, существенно сократив потенциал международных экономических отношений, что превратилось в тяжелое экономическое бремя для экономики этой страны, не имеющей выхода к Мировому океану.

Постоянная и заведомо проигранная гонка вооружений с Азербайджаном, отнимающая слишком много ресурсов, в конечном итоге неизбежно тормозит развитие армянской экономики, а значит, бьет по уровню жизни населения. В подобной ситуации, как считает Серж Саргсян, единственным действенным способом удержать власть остается постоянное повышение градуса общественного напряжения в отношении т.н. внешнего раздражителя, коим в его полуфашистской идеологии стал Азербайджан. Это подтвердили и участники состоявшейся конференции. Как сказал В.Мартиросян, «правительство Армении проводит милитаристскую, шовинистическую, фашистскую политику. Еще в советский период органы спецслужб Армении создали такие террористические организации, как ASALA. Эти организации прививали армянам чувство ненависти к мусульманам, особенно азербайджанцам, туркам» (5).

Любой человек, несогласный с подобной трактовкой, выступающий за скорейшее разрешение армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта и налаживание мостов с соседями, мгновенно объявляется непатриотичным, врагом армянского народа и сталкивается с серьезным прессингом со стороны правоохранительных органов, цель которых — заставить замолчать голоса, выбивающиеся из единого хора, дирижируемого властями. Таким образом, блокируются практически все гражданские инициативы миротворческого характера, создавая монополию Саргсяна в нагорно-карабахском процессе.

Между тем, дипломатия второго уровня — экспертов и представителей гражданского общества, — сегодня саботируемая армянскими властями, заслуживает шанса. Как отмечает в статье «Внешняя политика согласно Фрейду» дипломат Джозеф Монтвиль, «дипломатия первого уровня — это то, что делают профессиональные дипломаты. Дипломатия же второго уровня — это, по сути, попытки разрешения конфликтов с помощью профессиональных неправительственных практиков и теоретиков» (6).

По мнению Монтвиля, официальная дипломатия — не всегда наиболее эффективный метод разрешения конфликтных ситуаций. И с ним сложно не согласиться, когда перед глазами предстает тот же пример внешней политики официального Еревана, на протяжении долгих лет добивающегося сохранения опасного статус-кво и всячески тормозящего продвижение мирного урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта. Однако «такие армянские факторы, как: марионеточность существования страны; образ «обиженной нации», который продвигается благодаря выдуманному «геноциду»; идеологический самообман, который обнаруживает себя в идее избранной нации и «Великого Арарата», а также идеологическая гегемония радикальных политических постулатов «Дашнакцутюн» и внешняя политика, основанная исключительно на исторических фальсификациях и манипулировании «религиозной картой»,  перестали давать прежние дивиденды. Более того, они постепенно становятся предметом международной критики по отношению к этой стране… динамика данной тенденции развивается по нарастающей линии» (7).

В подобных случаях, как отмечает Монтвиль, «дипломатия второго уровня», будучи «открытой, зачастую альтруистичной и стратегически оптимистичной», может способствовать «восстановлению человеческого имиджа противоборствующих сторон». При этом, по мнению Монтвиля, дипломатия второго уровня не способна заменить собой официальные переговоры. Она лишь способствует продвижению в поиске решений в условиях, когда дипломатия первого уровня по тем или иным причинам буксует.

Из всего вышесказанного следует вывод, что попытка неправительственных органов Азербайджана наладить контакты с представителями армянского правозащитного сообщества и неправительственного сектора, обеспечив им безопасный приезд в Баку для участия в международной конференции, — это месседж, адресованный всем заинтересованным сторонам мирного процесса, сигнализирующий о готовности и желании нашей страны продолжать активные мирные переговоры.

Азербайджан не на словах, а на деле демонстрирует свою готовность к поиску решений в любых форматах, которые могут способствовать изменению статус-кво, о чем неоднократно говорили сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Участие армянских активистов гражданского общества — правозащитников — в бакинской конференции, озвучивание ими правды о режиме Сержа Саргсяна, а также заявления о том, что рядовые армяне по сути превратились в заложников действующей власти, а все большее их число желает скорейшего разрешения конфликта (8), — все это дает надежду на возможность восстановления утраченного доверия между сторонами.

На конференции  Ваан Мартиросян озвучил мысль, что армяне понимают, что земли должны быть возвращены, а урегулированию армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта препятствует бандитский режим Саргсяна-Кочаряна. Участники конференции с армянской стороны — Сюзан Джагинян, Ваан Мартиросян и Ваге Аветян  высказали публичные извинения и возложили цветы к мемориалу, посвященному жертвам Ходжалинского геноцида.   (К слову, еще раньше прощение у азербайджанского народа попросили представитель Хельсинкской Гражданской Ассамблеи по Нагорному Карабаху Карен Оганджанян, председатель «Кавказского центра миротворческих инициатив» Георгий Ванян и др.).

По итогам конференции было принято обращение к главам двух государств: Армении — Сержу Саргсяну и Азербайджана — Ильхаму Алиеву. В обращении есть такие строки:

«…Мы призываем: проявите мудрость и мужество, не будьте заложниками прошлого, смотрите в будущее и извлекайте уроки из трагических последствий войны; для скорейшего и мирного решения конфликта необходимо ускорить субстантивные и ориентированные на результат переговоры, положить конец имитации переговоров. Скорейшее решение конфликта даст толчок экономическому развитию не только Нагорного Карабаха, но и всей Армении и региона, что станет неоценимым вкладом в дело мира и сотрудничества между двумя странами. В таком случае нет ни победителей, ни проигравших, это способствует только беспроигрышному достижению как для народа Армении, так и для народа Азербайджана. Следует изменить в ближайшее врем

Поделиться:
13594

Последние новости

Все новости

1news TV