Бахрам Багирзаде об Акшине Кязимзаде: Случайная встреча...
В моей жизни было много людей, про которых я могу сказать словами великого Ньютона: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов» - одним из таких гигантов был Акшин Кязимзаде.
Настоящий бакинец, прекрасный человек, уникальная личность и единственный во всем СССР спортивный журналист, который с 60-х годов участвовал во всех Олимпиадах и чемпионатах мира.
Загульба, жаркий, влажный августовский день, мне 17 лет. Я сижу на террасе Дома отдыха МВД и увлеченно рисую карикатуры.
- Молодой человек, что вы рисуете? – раздался из-за моей спины громкий, чуть хриплый голос.
Я обернулся и увидел совершенно незнакомого мне, но очень представительного мужчину в темных очках, которые во времена моей молодости были невероятно модными и назывались в честь американского министра обороны «Макнамара».
- Карикатуры, – ответил я тихим голосом.
- Очень хорошо. А сможете нарисовать что-нибудь на спортивную тему?
Повисла пауза… Я растерялся, ведь только недавно я начал рисовать карикатуры, а тут такое предложение. Но не мог же я сказать «нет» этому неизвестному, но очень обаятельному взрослому мужчине, который сразу же мне понравился! Все мой юношеский максимализм, моя награда… И мое наказание… В чем бы я не участвовал, я всегда вписывался в драку. Тут же! Не раздумывая!
Помню, как однажды я говорил по телефону с одной девочкой, и вдруг речь зашла о романе Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть». И тут я понял, что вообще не в теме! Мне стало ужасно стыдно – как же я буду поддерживать с ней беседу, ведь я не читал этот роман?! «Ой, проснулась мама, я больше не могу разговаривать, но завтра мы обязательно созвонимся», - прошептал я в трубку... Утром следующего дня я стоял около библиотеки имени Карла Маркса, которая находилась прямо под нашим домом, и ждал ее открытия… К счастью, книга Саган там была, и я целый день ее читал… В полночь мы как всегда созвонились, и я начал разговор со слов: «На чем мы остановились? Ах, да, Франсуаза Саган…»
Точно так же я поступил и с вопросом Акшин муаллима. «Да!» - ответил я уверенным голосом, как будто с рождения только и делал, что рисовал спортивные карикатуры, и стою в одном ряду с «Кукрыниксами» и Херлуфом Бидструпом! «Ну, что же, в таком случае я жду вас в сентябре в своем кабинете на 4-м этаже. Я являюсь главным редактором газеты «Идман». Я вас жду», - ответил мне Акшин Кязимзаде.
После этого разговора я, не нарисовавший в своей жизни ни одной профессиональной карикатуры, на следующий день отправился в город, накупил туши, перьев, хорошей бумаги и две недели не выходил из дома. В назначенный день я принес в кабинет Акшин муаллима 12 карикатур, из которых прошли 7! Ему все очень понравилось, и я услышал много приятных и теплых слов. Это произошло в старые добрые времена, задолго до КВН, когда я был обычным, никому неизвестным парнем, но которого по счастливому стечению обстоятельств заметил сам Кязимзаде!
Через несколько дней отобранные им карикатуры были опубликованы в газете «Идман», а еще через неделю в нашу квартиру постучался почтальон и протянул мне какую-то квитанцию. «Что это?» - удивленно спросил я. - «Это из газеты «Идман». Вы должны пойти в Сберкассу и получить ваш гонорар».
Это было необыкновенно! Первый раз я получил гонорар в 1983 году, когда принимал участие в телепередачах «Вечер поэзии», которая шла по АзТВ. Иногда там ставили небольшие театральные сценки, в которых я играл детские роли. Моя ставка была самой маленькой в СССР – 4 рубля за минуту, и за трехминутные появления я получал за спектакль рублей 12, огромные деньги для десятилетнего мальчишки. И когда на почте мне выдавали 12 рублевых золотистых советских купюр, я тут же бежал в игрушечный магазин и, чувствуя себя несметным богачом, покупал конструктор «PIKO». Через 10 лет после детства история повторилась, за что я очень благодарен Акшину Кязимзаде, главному редактору знаменитой газеты «Идман», который, несмотря на свою всесоюзную и международную известность, рассмотрел мой талант и поверил в меня. В тот день я пообещал себе, что когда-нибудь, когда состоится моя выставка карикатур, я обязательно посвящу ее Акшин муаллиму…
Прошло лет 25 лет. К сожалению, Акшина Кязимзаде уже не было в живых. Но я сдержал свое слово и посвятил ему свою первую выставку карикатур в Баку и Вене. Когда в австрийской столице я развешивал экспозицию карикатур, я молился за упокой его души. Кто знает, как сложилась бы моя судьба, если бы в 1991 году он не проходил по загульбинской террасе? Вот такие раньше в моем городе жили мужчины… Киши… Титаны… У которых слова никогда не расходились с делом…
Бахрам Багирзаде