Ближневосточный котел закипает с новой силой: есть ли план «Б» у Москвы? | 1news.az | Новости
Точка зрения

Ближневосточный котел закипает с новой силой: есть ли план «Б» у Москвы?

12:31 - 12 / 04 / 2017
Ближневосточный котел закипает с новой силой: есть ли план «Б» у Москвы?

По мере того, как Ближний Восток все глубже сваливается в хаос, исчерпываются источники легитимации в действиях, которыми оперируют центры силы.

По этой части США абсолютный лидер. Вашингтон, невзирая на неодобрительную реакцию мирового сообщества и рьяно игнорируя международные  требования, наращивает силовые обороты. Этим ставится под удар и без того пошатнувшееся международное право, а гешефт превращается в норму. 

На этом фоне получают широкое распространение различные формы устрашения, заведомо повышая уровень агрессии. Возлагать вину и ответственность за это только на Америку не совсем справедливо. Сильный идет на обострение не только потому, что ему это важно и выгодно, но и потому, что ему это позволяют другие.

Противостоящие абсолютному лидеру силы опять проморгали момент, чтобы переломить обстановку если и не в свою пользу, то к сбалансированному раскладу. За упущенный момент той же России необходимо признать свои промахи. И вот почему.

Смена караула в Вашингтоне вне сомнений требовала от Москвы предусмотрительности, чтобы предугадать дальнейшее поведение американского истеблишмента не только в контексте двустороннего формата, но и в кардинальных вопросах, и, прежде всего, в спектре мировых проблем. Триумф Трампа на президентских выборах попутал карты многим в самой Америке и не только.

В российском истеблишменте вообще разыгрался вихрь самообольщения, будто на кону были судьбы не Америки, а самого Кремля. Гипертрофированная ставка на долгожданную разрядку отшумела. Однако таинственные американские расследования российского вмешательства в выборный цикл, хакерных атак на цифровые системы конгресса все еще раскручиваются, как в многосерийном шоу. А тут еще и пресловутая «асадовская газовая атака», за которую американский политический бомонд взялся мертвой хваткой.  

Это звенья цепи не очень удачно поставленного политического шоу. Но даже при наличии очевидных провалов устроители умеют выжимать максимум пользы для себя. Не зря мир поднят на ноги, и уже в повестке стоит вопрос применения новых санкций против Москвы за его поддержку Дамаску.  

А что же Россия, чем она в состоянии ответить? Судя по стоической сдержанности, которую Москва демонстрирует к возрастающей изворотливости Вашингтона, ничем существенным. И тут есть над чем подумать.

Можно допустить, что разыгравшаяся не на шутку российская трампомания стала чем-то из разряда вон выходящего, этакой прелюдией к долгожданной перезагрузке. Но все ожидания рухнули, едва начавшись. Выгодополучатели, как ни странно, по ту сторону океана. После ракетного удара по Сирии заклятые недруги Трампа – Ненси Пелоси и Чарльз Шумер чуть ли не обнимаются с президентом.

Есть подозрения, что недоброжелатели подвигли малоискушенного главу Белого дома на рискованный шаг, обставив намерение так называемой заботой об извержении рейтинга, а может и с целью подставить. Даже при таком раскладе виды Москвы на успешный прорыв видятся слабыми. Центральным элементом складывающейся конфигурации является то, что представленные в американских политических кругах силы повязаны одной родственной связью, которая выражается в их ожесточенной антироссийской настроенности. От этой печки и надо танцевать.

Теперь о Сирии. В традициях западной идеологии – ставить серьезные задачи и добиваться их исполнения, во что бы то ни стало. Судьба Башара Асада – не исключение. С первого дня, как встал вопрос его устранения, американцы обозначили его как константу. Пониманием этой данности нельзя было пренебрегать.

Когда перед ударами «Томагавков» американские политики громогласно заявили, что «судьба Асада больше не актуальна, он пока может остаться», только профан мог позволить себе расслабление. По всему стало ясно, что Вашингтон вот-вот запустит план «Б». И запустил.

И опять в Москве бросились недоумевать, мол, как такое могло случиться.  Российские политологи, ведущие умы прогнозных центров, американисты, наконец, вроде всегда говорят в струю. То ли их мнение принимается во внимание пост-фактум, то ли ответственные за стратегическое направление навешивают замок на сарай после того, как лошади сбежали.

Москва по проблеме судьбы Асада вообще побила рекорды наивности.  Первая опрометчивость дала о себе знать, когда Кремль согласился на временный статус сирийского лидера. Второй раз накосячила, когда затеяла переговорную возню с заклятыми врагами Дамаска, наивно предположив, что под носом Америки удастся их перетянуть на свою сторону.

Кстати, речь о тех сирийских политиках, кого за свои кровные вскормил Вашингтон. Наконец, в третий раз, когда Москва, поддавшись посулам Вашингтона, стала дистанцироваться от Ирана, Ирака и Хезболлы, посчитав, что дело сделано, и уже можно сесть за доску с главным фигурантом, позабыв, кем прописаны правила игры.

Есть железное правило для бескомпромиссных игр – делай с врагом то же, что он хочет сделать с тобой. Запад никогда не изменяет ни принципам, ни целям. Обозначенная единожды мишень остается на мушке до тех пор, пока не будет поражена.

Похоже, Пекин, Пхеньян, Тегеран этот урок усвоили отменно, потому и держат стойку по принципу «ни шагу назад». Российский истеблишмент часто, если не сказать постоянно, изменяет не только принципам, но и самой логике последовательности. Как результат, обрекает себя на выстраивание иллюзорной стратегии, невольно давая пищу для раздумий немногочисленным союзникам. Надо ли винить их за предусмотрительную недоверчивость? Думается, никак нет.  

Мозговые центры ждут результатов от поездки американского госсекретаря Рекса Тиллерсона в Москву. Дальнейшее ухудшение отношений неминуемо приведет к новому витку эскалации и повышению градуса кипения в горячих точках. Понимая чреватость такого развития процессов, Вашингтон и Москва будут вынуждены уделить внимание на выработку тактического баланса. Следом все равно придется просчитывать стратегические ходы.

Как себя проявят фигуранты, можно только предположить. Практика же подсказывает, что если хочешь добиться цели, обозначь и борись за сверх-цель. Иначе ничего не получишь. Кому об этом хорошо известно, ясно, как божий день.  

Тофик Аббасов

Поделиться:
4789

Последние новости

Все новости

1news TV