Эпоха Эрдогана. Турция сказала «Да» президентской республике | 1news.az | Новости
Точка зрения

Эпоха Эрдогана. Турция сказала «Да» президентской республике

11:08 - 18 / 04 / 2017
Эпоха Эрдогана. Турция сказала «Да» президентской республике

Конституционная реформа, о которой так долго говорила Турция, да и весь мир, свершилась.

Вот так, чуть переиначив слова вождя большевиков, с которым, кстати, в свое время была очень дружна молодая Турецкая Республика, можно охарактеризовать многолетние и часто ожесточенные политические баталии между властями и оппозицией, которыми сопровождался полный переход страны к президентской форме правления.

Ведь чего греха таить – именно это и было главной целью внесения коренных изменений в Основной закон, которые, скорее всего, войдут в историю Турции как...

«Реформы Эрдогана»

Какой же она будет, новая Турция с принятием пакета конституционных реформ - наиболее существенных за всю историю республики?

Согласно поправкам, выборы в Великое национальное собрание (парламент) и президентские выборы будут проводиться раз в пять лет и в один и тот же день. Число депутатов будет увеличено с 550-ти до 600 человек при снижении возрастного ценза для избрания в парламент с 25-ти до 18 лет.

Кандидатов на пост президента могут выдвигать фракции политических партий, которые в одиночку или в рамках коалиции преодолели на последних парламентских выборах 5-процентный избирательный барьер, либо лица, сумевшие заручиться поддержкой 100 тысяч избирателей.

Решение о проведении повторных выборов принимается тремя пятыми от общего числа голосов парламентариев. В данном случае проводятся внеочередные парламентские и президентские выборы.

В случае если решение о проведении внеочередных выборов принимает глава государства, то парламентские и президентские выборы также проводятся в один и тот же день. Если парламент принимает решение о перевыборах в ходе второго президентского срока главы государства, то действующий президент вправе баллотироваться на этот пост еще один раз.

Число судей Конституционного суда будет сокращено с 17 человек до 15-ти.

Вместе с тем стоит отметить, что из поправок, внесенных в 18 статей Конституции, пока действительны лишь три изменения:

- президент может в любое время вновь возглавить правящую партию,

- в стране будут упразднены военные суды,

- в течение месяца будет пересмотрен состав Совета судей и прокуроров.

Все остальные изменения будут реально задействованы лишь 3 ноября 2019 года, когда в Турции одновременно пройдут ближайшие парламентские и президентские выборы.

«Новый султанат»?

Как уже отмечалось, по сути своей референдум представлял голосование «за» или «против» самого Эрдогана, поскольку власть в стране с почти 94-летней парламентской формой правления, и которая ранее была фактически сосредоточена в руках премьера, теперь переходит к президенту, подчинив ему почти всю систему государственную управления.

Так, за ним закрепляется право распускать парламент, назначать вице-президентов и министров, объявлять чрезвычайное положение, издавать указы, имеющие силу законов, выбирать судей большинства высших судов.

Создание и упразднение министерств, их обязанности, полномочия, структуры центральные и периферийные также будут формироваться решениями главы государства.

Кроме того, избранный президент вправе сохранить членство в политической партии. Расследование деятельности главы государства может быть начато исключительно при поддержке абсолютного большинства депутатов парламента.

Сам Эрдоган назвал 16 апреля победой каждого – как  сторонников, так и противников национального референдума.

И у каждой из сторон, как это обычно бывает, – «своя правда».

«За»…

Инициировавшая поправки правящая Партия справедливости и развития (AKP) считает целесообразность реформ необходимостью усиления эффективной системы управления с оперативным процессом принятия решений, а также обеспечения стабильности и безопасности в неспокойные времена.

А времена в Турции действительно тревожные. Страна сегодня борется с реальными угрозами – как внешними, так и внутренними, в первую очередь, исходящими от террористических организаций ИГИЛ, PKK.

Ситуацию значительно напрягает и кризис в соседней Сирии, откуда в страну хлынул миллионный поток беженцев, которых Турецкое государство взяло практически на полное обеспечение.

Сторонники поправок убеждены, что реформа сделает Турцию еще сильнее как в экономическом плане - при Эрдогане страна действительно достигла беспрецедентного экономического подъема - так и в политическом. Здесь, прежде всего, имеется в виду противостояние с западными государствами, отношения которых с турецким президентом в последнее время радужными не назовешь. Выступая на предвыборных митингах и призывая проголосовать за реформы, Эрдоган неоднократно делал акцент именно на том, что тем самым Турция «преподаст хороший урок» всем недоброжелателям.

«Сегодня мы вместе с народом реализовали важнейшую реформу в нашей истории, и теперь будем работать еще более усиленно. Турция продолжит свой путь», - заявил он на митинге перед президентской резиденцией по окончании голосования, призвав мировое сообщество уважать итоги национального голосования.

…И «против»

Что касается критиков референдума, то их позиция в основном заключается в том, что президентская система, при отсутствии каких-либо противовесов, способна привести в итоге к единоличному правлению.

«Эта конституционная реформа подобна тому, что мы посадим 80 миллионов человек в автобус без тормозов, и неизвестно куда он поедет, потому что все свое будущее мы вверяем одному человеку», - заявил в преддверие голосования лидер крупнейшей турецкой оппозиционной Республиканской народной партии (CHP) Кемаль Кылычдароглу.

В отличие от коллеги по оппозиционному лагерю Девлета Бахчели, возглавляющего Партию националистического движения (MHP), призвавшего своих сторонников проголосовать за поправки, Кемаль Кылычдароглу посчитал президентскую систему «режимом одного человека» и угрозой стране, в том числе потому, что возможное руководство президентом правящей партии может лишить его непредвзятой и независимой позиции.

Поворотный момент

Как бы то ни было, вчера турецкий народ сделал исторический выбор, проголосовав, правда, с незначительным перевесом, за принятие конституционных поправок.

По данным турецкого государственного агентства Anadolu, согласно итогам подсчета 100 процентов бюллетеней 51,41 процентов избирателей (25 157  025 человек) проголосовали «за», 48,59 процентов избирателей (23 777 091 человек) - «против» внесения поправок в основной закон, предполагающие переход к президентской системе правления.  

Наибольшую поддержку сторонники поправок в Конституцию получили в провинциях Байбурт, Ризе, Гюмюшхане, Эрзурум, Кахраманмараш, Чанкыры, Бингель,  Конья, Элазыг, Сивас.

Против, в большинстве своем, выступили жители провинций Тунджели, Ширнак, Кыркларели,  Эдирне, Мугла, Измир, Хаккари,  Диярбакыр, Игдыр, Батман.

По итогам подсчета бюллетеней граждан Турции, находящихся за рубежом, перевес предварительно оказался также в пользу сторонников внесения изменений в Конституцию.

Ветер перемен

О том, как референдум может повлиять на будущее Турции, а также на азербайджано-турецкие отношения, мы побеседовали с экспертом по региону, главой Кавказского центра международных отношений и стратегических исследований Аразом Асланлы:

«Дискуссии о необходимости смены государственного управления в Турции и том, какая модель может быть наиболее успешной для этой страны, шли уже давно. Но они значительно актуализировались после того как напряженная ситуация в регионе в последние 7-8 лет значительно повысила риск превращения его в очаг нестабильности. Это подняло вопрос: как это повлияет на Турцию при сохранении прежней системы управления? 

С учетом протестов, имевших место после оглашения предварительных результатов референдума, делать прогнозы о том, что он принесет Турции, пока еще очень рано. Но и эти протесты, и незначительный перевес голосов «за» (все-таки Конституция очень важный документ и было бы желательно, чтобы он был гораздо более ощутимым) уже показывают, что атмосфера для нестабильности внутри страны еще некоторое время будет сохраняться.

С другой стороны, перевес все-таки был, и он показал, что большинство граждан страны желают перемен.

Я считаю, что референдум значительно поднял возможности Турции создать очень сильную систему управления, которая повысит оперативность властей при решении имеющихся и потенциальных проблем. Это сегодня очень актуально и важно в свете обеспечения стабильности и безопасности – все помнят неудачные попытки формирования в Турция коалиционного правительства и т.д.

Что касается азербайджано-турецких отношений, то я больше жду от итогов референдума положительных моментов.

К примеру, если раньше в Турции не всегда полностью принимались определенные ожидания Азербайджана, ответственность за что то и дело  перекладывалась «с одной головы на другую» (вспомним историю с Цюрихскими протоколами), то сегодня наши партнерские отношения еще более конкретизировались, ибо власть в стране не разделенная, а могущая взять на себя всю ответственность за те или иные вопросы. Поэтому, уверен, что с точки зрения интересов Азербайджана и двусторонних связей, все станет еще более детализированным, что больше соответствует духу наших отношений».

Ф.Багирова

Поделиться:
7834

Последние новости

Джейхун Байрамов встретился с генсеком Карибского сообществаСегодня, 14:15Ялчин Рафиев: На COP29 стороны начинают взаимодействовать по NCQGСегодня, 14:10Участники экоакции на COP29 выступили с требованием достижения климатической справедливостиСегодня, 14:05Армия Израиля отправит 7 тыс. повесток ультраортодоксамСегодня, 14:00Роберт Кочарян и Со. не явились на заседание Антикоррупционного судаСегодня, 13:54Ровшан Наджаф: SOCAR взяла курс на устойчивое будущееСегодня, 13:51AYNA: «Многократное списание оплаты за одну поездку в такси является незаконным»Сегодня, 13:48В рамках COP29 проходит акция климатических активистов из АзииСегодня, 13:45Самир Шарифов: Баку поддержит исследования в области новых климатических решенийСегодня, 13:42В Центре Гейдара Алиева открылись международный арт-проект МАМА «Мать-природа» и выставка «Внеси свой вклад!» - ФОТОСегодня, 13:39Глава МИД Азербайджана назвал ошибочным решение французского министра не участвовать в COP29Сегодня, 13:36BOEMDA: У Азербайджана есть проект по созданию третьего «зеленого коридора» через ТурциюСегодня, 13:33Шахбазов: Зеленые коридоры позволят Азербайджану занять лидирующую позицию в глобальном устойчивом развитииСегодня, 13:30Франческо Ла Камера: Для возобновляемой энергетики потребуется $31,5 трлн до 2030 годаСегодня, 13:27Странам необходимо увеличить финансирование для энергоперехода - Представитель ЕгиптаСегодня, 13:24Парвиз Шахбазов: Для перехода на чистую энергию к 2030 году потребуется сеть протяженностью 25 млн кмСегодня, 13:21Джейхун Байрамов: Ждем, что на COP29 будет принято решение по климатическому финансированиюСегодня, 13:18Мухтар Бабаев: Расширение полномочий правоохранительных органов усилит борьбу с экологическими преступлениямиСегодня, 13:15Джейхун Байрамов: Встреча с армянской стороной для обсуждения мирного договора пока невозможнаСегодня, 13:12Еврокомиссар: Странам предстоит многое сделать для достижения целей энергопереходаСегодня, 13:09
Все новости

1news TV