«Шпионский скандал»: Лидера крупнейшей оппозиционной партии Турции ждет арест?
Глава крупнейшей в Турции Народно-Республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу может быть арестован вслед за своим однопартийцем Энисом Бербероглу, приговоренным 14 июня к 25 годам заключения за политический и военный шпионаж, пишет CNN Türk.
Бывший депутат парламента Бербероглу, отбывающий ныне срок в стамбульской тюрьме Малтепе, обвинен в «гюленизме» и передаче в 2015 году в оппозиционные СМИ конфиденциальных государственных документов, якобы доказывающих, что «фуры Национальной разведывательной организации Турции (MİT) перевозили оружие боевикам в Сирии».
Энис Бербероглу
Лидер НРП Кемаль Кылычдароглу, выражая отношение к аресту Бербероглу, обрушился с жесткой критикой на судебную власть в стране.
Кемаль Кылычдароглу
«Сегодня в Турции дворцы правосудия не гарантируют торжество справедливости. Мы все видели, как правосудие было заключено в тюрьму, но все же надеемся на торжество справедливости», - заявил Кылычдароглу.
После оглашения приговора, в знак протеста против ареста Бербероглу, глава партии инициировал многодневный «Марш справедливости» из Анкары в Стамбул, который мэр турецкой столицы Мелих Гёкчек назвал «второй попыткой государственного переворота».
Резко отреагировал на протестную акцию и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
«Может, Кылычдароглу опасается, что обвинения, которые привели за решетку его соратника, могут коснуться и его лично? Поэтому не удивляйтесь, если выяснится, что он и сам причастен к этому делу, и он тоже пусть не удивляется, если завтра его пригласят в суд», - сказал Эрдоган.
«Такую акцию нельзя назвать народным маршем, - сказал в свою очередь премьер-министр Бинали Йылдырым. - Кылычдароглу, откажись от акции, разве можно присоединяться к сепаратистам и гюленистам?! Приходите и идите вместе с народом».
Позицию властей поддержала и оппозиционная Партия националистического движения (ПНД), ее лидер Девлет Бахчели подверг жесткой критике «Марш справедливости», обвинив Кылычдароглу в проведении «уличной политики» и призвав его вернуться в парламент.
Девлет Бахчели
«Не надо устраивать шоу, возьмитесь за ум. Турции нужны мир, спокойствие и искоренение терроризма, и мы продолжим поддержку правительству в этом вопросе», - сказал он.
Мнением о сегодняшних внутриполитических процессах в турецком обществе и конкретно «шпионском скандале» мы попросили поделиться известного азербайджанского эксперта по Турции Джейхуна Алекпера:
«В течение года после попытки военного переворота в Турции произошло немало событий. Массовое увольнение госслужащих, предположительно связанных с движением Фетуллаха Гюлена «Хизмет» и имеющих отношение к попытке государственного переворота, а также привлечение к уголовной ответственности высокопоставленных военных, сотрудников правоохранительных органов и судей, известных общественных деятелей, правозащитников и журналистов вызвали широкий общественный резонанс и ожидаемую реакцию со стороны международного сообщества.
Еще до 15 июля 2016 года, то есть задолго до злосчастной попытки государственного переворота, правительство Турции заявило о существовании некой структуры «параллельного государства» – подпольной сети целого ряда государственных мужей – политиков и бизнесменов, судей и прокуроров, военных и полицейских, журналистов и общественных деятелей, занимающих ответственные посты и тайно получающих приказы из Пенсильвании. Считалось, что именно через этих людей, внедренных в различные сферы деятельности государственного аппарата, Фетхуллах Гюлен и принимал участие в управлении государством до путча. Последующие аресты и массовые увольнения причастных к путчу людей, конечно, не заставили себя долго ждать. Это было закономерностью, несмотря на то, что на Западе «чистку» государственного аппарата от внутренних врагов стали клеймить «охотой на ведьм» и т.д.
Однако турецкая оппозиция изначально негодовала по поводу того, что к уголовной ответственности не привлекается никто из политиков, функционеров правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и членов правительства, в то время как арестовываются сотни судей и прокуроров, генералов и адмиралов, профессоров и учителей, общественных деятелей и правозащитников. Ведь ни для кого не было секретом, что многие партийные функционеры имели тесные связи с Гюленом, многократно гостили у него в США и охотно позировали фотографам с этим религиозным проповедником. Многих раздражало то, что старший брат одного из организаторов военного переворота генерал-майора Мехмета Дишли - один из функционеров ПСР Ахмет Дишли - даже не счел нужным уйти со своего поста.
Мехмет Дишли
Даже лидер Партии националистического движения Девлет Бахчели, который неоднократно поддерживал правящую партию в трудных ситуациях, выразил свое возмущение тем, что, мол, «политическая ветвь» организаторов государственного переворота до сих пор не дешифрована и правительство не предпринимает никаких шагов в этом направлении.
В роли поборника справедливости и защитника обиженных решила выступить крупнейшая оппозиционная Народно-республиканская партия во главе с Кемалем Кылычдароглу. В этом смысле, арест депутата Великого национального собрания Турции от НРП, бывшего журналиста Эниса Бербероглу стал кульминационным моментом. НРП организовал так называемый «Марш справедливости» от Анкары до колонии содержания арестованного депутата в Стамбуле. Эта масштабная акция, в ходе которой сам Кылычдароглу успел продырявить три пары туфель, вызвал большой резонанс во всем мире.
Судя по всему, Кылычдароглу решил привлечь внимание мировой общественности к проблемам страны и добиться усиления международного давления на правительство Турции. Следует отметить, что поставленной цели он добился, но эффект обратного результата, по-видимому, не предусмотрел.
Дело в том, что тонкости турецкой политики порой заставляют придумывать сложную комбинацию с умонепостижимыми результатами. Да, лидеры западных стран, выжидающие удобного момента, с новой силой ополчились на Реджепа Тайипа Эрдогана. Тем не менее, складывается такое впечатление, что главе Турецкого государства это и было нужно.
Турецкий обыватель слишком чувствителен, когда речь заходит о таких темах, как «внешние враги», «недруги Турции», «мировой заговор против турецкого народа» и т.д. Поэтому, чем больше у Турции условных врагов, вражда с которыми, в основном, ограничивается лишь словесными перепалками между официальными лицами, тем больше оптимизма прибавляется у электората. В Турции любят иметь врагов и побеждать их по-своему. Образ внешнего врага, постоянно выжидающего удобного момента, чтобы напасть на раненого льва подобно стае гиен, всегда актуален в Турции. Это укоренилось в сознании турок, а посему политикам иногда приходится импровизировать... следующие выборы-то не за горами.
Что касается слов турецкого президента касательно возможного привлечения лидера оппозиции к уголовной ответственности, то я не допускаю подобное развитие событий.
Будучи лидером политической партии, то есть политическим лидером, зависящим от воли избирателей, Реджепу Тайипу Эрдогану в отличие от своих предшественников еще и приходится заботиться о своей партии.
Слова президента могут быть направлены на снижение рейтинга крупнейшей оппозиционной партии. Возможно, это - сигнал Кемалю Кылычдароглу, чтобы тот больше не затрагивал особо болезненные для правящей партии темы.
С другой стороны, шаткое положение Кылычдароглу может спровоцировать Эниса Бербероглу на дачу показаний против своего партийного лидера. Будь функционер НРП склонен к сотрудничеству со следствием, то обвиненный в разглашении государственной тайны и оказавшийся за решеткой после громкого скандала с фурами Национального разведывательного управления – MİT, Бербероглу теоретически может рассчитывать и на помилование или досрочное освобождение.
Подобное стечение обстоятельств могло бы нанести непоправимый урон престижу главной оппозиционной партии Турции, и разнести в пух и прах значение «Марша справедливости» и всего оппозиционного движения».
Ф.Багирова