The New York Times указала на двойные стандарты Евросоюза в вопросе отношения к сепаратистам – ФОТО
Довольно интересный анализ событий, происходящих в Испании, на фоне реакции Евросоюза и международного сообщества, представила газета New York Times.
В статье автора Стивена Эрлангера в частности отмечается, что несмотря на довольно жесткие методы подавления сепаратистского референдума со стороны центрального правительства, использовавшего дубинки и резиновые пули, ЕС с его «моральными ценностями» отделался весьма легкой критикой по поводу методов Мадрида, при этом решительно поддержав территориальную целостность Испании.
Как отмечает газета, будь на месте Испании иное государство, не являющееся частью европейского сообщества, критика была бы куда более жесткой.
Впрочем, подобного рода мнение озвучивается не впервые. Многие политики и эксперты неоднократно указывали на господствующие сегодня в мировой политике двойные стандартыю Так, в случае с Косово (отделившейся от неугодной в то время для Брюсселя Сербии), ЕС поддержал сепаратистское движение, а в случае Крыма – решительно осудил сепаратистов, заявивших о решении перейти под юрисдикцию России.
Схожая двоякость присутствует и в отношении Нагорного Карабаха, в конфликте вокруг которого до сих проявляется двойственность подходов – ЕС и прочие мировые центры одновременно заявляют о необходимости сохранения территориальной целостности Азербайджана, при этом поддерживая право армянских сепаратистов на т.н. самоопределение, которое интерпретируется ими как однозначное получение независимости и закрывая глаза на оккупацию 20% территории Азербайджана.
Статья The New York Times может считаться очередным свидетельством актуальности данного вопроса.
Публикуем перевод данной статьи с небольшими сокращениями.
Полицейские в черной форме Робокопа и шлемах Дарта Вейдера не давали возможности людям голосовать. Они избивали людей дубинками, стреляли резиновыми пулями, ранили даже пенсионеров.
Все это было запечатлено на телефонах обычных граждан и камеры новостных изданий, став достоянием всего мира.
Обычно такой масштаб насилия Евросоюз с его высокими моральными ценностями осудил бы, предложив наказание. Но на этот раз все не так просто, ведь страна, где происходит все перечисленное, одна из своих. Это Испания.
Каталонская ситуация поставила Европейский Союз и его членов в неудобное положение. Блок защищает основополагающие демократические права на свободу слова и свободу собраний, а также права на волеизъявление через голосование.
Но в то время Европейский Союз – это, прежде всего, союз суверенных государств. В Брюсселе опасаются поощрять сепаратистские силы, которые угрожают единству многих стран-членов.
Противоречия и относительное молчание Брюсселя по этому поводу не остались незамеченными, в особенности самими каталонцами, которые симпатизируют Евросоюзу, и заявляют, что хотели бы быть частью блока в качестве независимого государства.
«Евросоюз не может продолжать смотреть в другую сторону», - сказал глава правительства Каталонии Карлес Пучдемон в воскресенье, огласив результаты референдума – 90% каталонцев проголосовали за отделение от Испании.
В понедельник Пучдемтон сказал, что Еврокомиссия как исполнительный орган Евросоюза «должна содействовать международному посредничеству» в диспуте Каталонского региона с Испанией.
Однако это маловероятно. Брюссель рассматривает Каталонскую ситуацию как проблему для Испании, а не для Европейского Союза или его членов.
Причина проста. Каталонское голосование было объявлено неконституционным судами Испании, и в эпоху растущей тенденции национализма и популизма, меньше всего Евросоюзу хотелось бы поощрять региональный сепаратизм.
Как и во время референдума 2014 года в Шотландии, который, в отличие от Каталонии, проводился с согласия центрального правительства, и где идея независимости не нашла поддержки, страны-члены опасаются поощрения сепаратистских тенденций у себя дома: фламандцев в Бельгии, лангобардов в Италии, корсиканцев во Франции, трансильванцев в Румынии.
После выхода из Евросоюза Великобритании, в ЕС мало желания содействовать еще большей экономической неопределенности, правовым нарушениям и моральной неразберихе.
Председатель Европейского Совета Дональд Туск сообщил в понедельник, что он позвонил премьер-министру Испании Мариано Рахою, выразив поддержку его позиции, но призвал его «избегать дальнейшей эскалации и применения силы».
Just spoke to @MarianoRajoy. Sharing his constitutional arguments, I appealed for finding ways to avoid further escalation and use of force. — Donald Tusk (@eucopresident) 2 октября 2017 г.
Согласно заявлению Елисейского дворца, президент Франции Эммануэль Макрон также говорил с премьером Рахоем, поддержав «конституционное единство» Испании.
С осторожностью относясь к тенденциям регионального сепаратизма, 5 из 28 государств-членов Евросоюза, включая Испанию, до сих пор не признают независимости Косово, хотя сама НАТО боролась против усилий Сербии по сохранению своей территории. Евросоюз также не признает решения курдов Ирака и крымчан.
Таким образом, официальная позиция Еврокомиссии и реакция европейских политических лидеров на события в Каталонии были в значительной степени ожидаемыми: Испания суверенна, референдум незаконен, но насилие нежелательно, и стороны должны договориться.
Даже если произошедшее в воскресенье в Каталонии несравнимо с кровопролитием в Боснии, Косово или событиями арабской весны, все же это произошло в государстве-члене ЕС.
Мариано Рахой также обеспокоен эффектом домино, который провозглашение независимости Каталония может спровоцировать в других регионах Испании. Баскский регион в течение десятилетий боролся за независимость от Испании, задействовав вооруженную повстанческую группу ETA, которая считалась террористической организацией.
Как и Ирландская республиканская армия, ETA в итоге согласилась сложить оружие, но баски отвоевали значительную автономию от Испании, в том числе контроль над налоговыми поступлениями региона, что также является одним из основных требований Каталонии. По мнению Блокмана, этот пример указывает на пути выхода из нынешнего кризиса.
По словам эксперта, Европейская комиссия в глазах каталонцев – больше не нейтральный посредник. Эту роль может взять на себя Венецианская комиссия - группа международных юристов в составе Совета Европы, где также присутствуют все государства ЕС.
В любом случае, испанскому премьеру Рахою, Испании и каталонцам нужна помощь, чтобы выбраться из той ямы, в которой они оказались, говорит Блокман.
«Обе стороны оказались в ловушке своей собственной логики. Рахою необходимо возобновить диалог по конституционной реформе, а каталонцы не должны выдвигать крайние требования, рискуя сорвать дальнейшие переговоры», - говорит он.
Согласно правилам, отколовшееся государство покидает Евросоюз, но имеет право вернуться, пройдя заново всю процедуру вступления. Условием для принятия новой страны в члены ЕС является единогласная поддержка всех 28 стран-членов. В данном случае, все говорит о том, что Испания воспользуется правом вето. И вероятно, не только Испания.
Действующий председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер недавно поддержал принцип «верховенства права», сказав, что Брюссель должен уважать решения испанского правительства и его конституционного суда.
Было не раз заявлено, что голосование в поддержку независимости Каталонии будет признано только если референдум будет пройдет в соответствие с испанской конституцией.
Юнкер приветствовал региональное многообразие, но отметил, что региональные традиции не должны становиться «элементами сепаратизма и фрагментарности в Европе».
Европарламент также встал на сторону Испании. Председатель Европарламента Антонио Таяни сказал недавно в интервью каталонской газете, что игнорировать конституцию Испании – значит подорвать правовую основу всего Евросоюза. «Правила есть правила», - сказал он.
Правоцентристская группа Европарламента также поддерживает уважение к конституции Испании.
Перевод: Елена Остапенко