«Игра престолов» в Саудовской Аравии: борьба с коррупцией или переход к единовластной монархии – ФОТО – ВИДЕО | 1news.az | Новости
Точка зрения

«Игра престолов» в Саудовской Аравии: борьба с коррупцией или переход к единовластной монархии – ФОТО – ВИДЕО

14:31 - 14 / 11 / 2017
«Игра престолов» в Саудовской Аравии: борьба с коррупцией или переход к единовластной монархии – ФОТО – ВИДЕО

Всего за несколько дней в Саудовской Аравии – богатейшем и наиболее влиятельном государстве региона – произошли кардинальные и никем не прогнозируемые перемены.

По обвинениям в злоупотреблении властью, растрате и отмывании денег были арестованы десятки представителей королевской семьи, высокие чиновники и крупные бизнесмены, задействованные в ключевых сферах госуправления.

В частности, снят с должности министр экономики и командующий Национальной гвардией, владельцы трех крупнейших телеканалов, а также один из богатейших людей мира, крупный инвестор Альвалед бин Талал. В общей сложности более 60 человек.

Уникален как сам процесс чистки, так и факт содержания арестантов: все принцы содержатся под стражей в пятизвездочном отеле Ritz-Carlton в Эр-Рияде, из которого выселили постояльцев.

По мнению политических аналитиков, за всем этим стоит 32-летний и все более могущественный принц Мохаммед бин Салман, который в 2015 году был назначен на должность министра обороны, а в июне этого года объявлен кронпринцем Саудовской Аравии. Действует он под эгидой своего отца, действующего короля Салмана.

Издание Time так описывает образ Мохаммеда бин Салмана: за период менее трех лет он превратился из малоизвестного члена королевской семьи (его имя всплывало разве что в контексте покупки яхты за 550 млн. долларов) в одного из наиболее влиятельных и противоречивых лидеров на Ближнем Востоке.

За два года его пребывания на посту главы министерства обороны в соседнем Йемене, где Саудовская Аравия ведет негласную войну против повстанцев-хуситов, погибло более 10 тысяч человек. 

Правительство Саудовской Аравии объясняет многочисленные аресты последних дней усилиями по борьбе с коррупцией, но мир воспринял эти события как меры по консолидации верховной власти в стране в руках одной из ветвей королевской династии.

Традиционно власть в Саудовской Аравии после смерти ее основателя Ибн Сауда в 1953 году распределяется между сыновьями монарха по общему согласию внутри королевской семьи. Представители каждой из наследных ветвей традиционно контролируют ключевые сферы – финансы, армию, средства массовой информации.

Сегодня, судя по всему, происходит смена традиционной системы: вся власть переходит в руки короля Салмана, к его сыну, коронованному принцу Мохаммеду бин Салману, а также к его собственным союзникам. Один из братьев Мохаммеда назначен новым послом Саудовской Аравии в США.

New York Times называет одним из значимых шагов снятие с должности главы Национальной гвардии принца Митеба – сына и близкого советника предшественника короля Салмана, короля Абдуллы.

«Не нужно быть фанатом «Игры престолов», чтобы увидеть логику в этом действии: не позволяй потенциальному врагу держать руку на пуске военных сил королевства, - пишет NYT. – Точно так же и арест богатейшего человека королевства, международного инвестора, владеющего миллиардами, – Альвалида бин Талала – и подрежет ему крылышки, и станет сигналом того, что никто не находится за пределом досягаемости».

Система распределения власти в Саудовской Аравии между наследниками действовала без проблем более чем полвека, пока на властные должности в один период времени претендовали около 30 – 40 братьев. Сегодня это становится все более затруднительным, поскольку наследников в королевстве, по разным оценкам, насчитывается от 6 до 15 тысяч человек.

«Мохаммед бин Салман пытается создать единую линию преемственности, включая лишь потомков своего отца, короля Салмана. Для этого потребуется немалая энергия», - пишет NYT.

Ссылаясь на неназванный источник, близкий к семье Саудитов, издание объясняет, почему король Салман выбрал в качестве своего преемника именно Мохаммеда, несмотря на то, что он не старший сын. «Король верит, что Мохаммед – самый сильный. Он нажмет курок, когда это будет нужно», - сказал источник. 

«В настоящий момент в Саудовской Аравии складывается интересная форма диктатуры. Мохаммед бин Салман становится верховным лидером», - сказал изданию New Yorker Джамаль Хашогги, известный саудовский колумнист, бывший редактор и советник саудовских дипломатов, которые в настоящее время находятся в ссылке. 

«Правящий дом Саудов и весь мир теперь знают, что кронпринц Мохаммад бин Салман готов использовать любые средства, чтобы занять престол после смерти или отречения его 82-летнего отца, короля Салмана, - сказал изданию New Yorker другой эксперт – Дэвид Оттауэй, научный сотрудник Центра Вудро Вильсона в Вашингтоне. 

«Никогда прежде в истории Саудовской Аравии не происходило ничего подобного, и создается впечатление, что королевство сейчас вступает на неизведанную территорию с неясными перспективами», - добавил он.

Саудовскому королю Салману скоро 83 года, он перенес инсульт, сложную операцию на позвоночнике, а некоторые наблюдатели и вовсе подозревают у него болезнь Альцгеймера и деменцию.

Несмотря на то, что весь мир говорит о попытке престарелого короля консолидировать власть в руках сына, готовя себе преемника, в Эр-Рияде официально опровергли эту информацию.

«Отказ короля от престола абсолютно исключен», – заявил высокопоставленный саудовский чиновник Bloomberg News на условиях анонимности, отметив, что саудовские короли обычно остаются у власти, даже если плохое состояние здоровья мешает им выполнять свои обязанности.

Визитной карточкой принца Мохаммеда бин Салмана стала его программа амбициозных экономических и социальных перемен «Видение: 2030», которая имеет большую поддержку среди молодежи, и благодаря чему кронпринца называют реформатором.

Как отмечает Би-би-си, предлагаемый им план реформ предусматривает приватизацию энергетического сектора, здравоохранения и образования, части военной промышленности, неиспользованных государственных земель.

Предполагается акционирование основы саудовской экономики – крупнейшей нефтедобывающей компании ARAMCO и глубокое развитие других отраслей экономики, не связанных с нефтедобычей – обрабатывающей и горнодобывающей промышленности, банков, туризма.

По оценкам самого принца, к 2020 году поступления в бюджет от не связанных с нефтью отраслей могли бы составить до 100 миллиардов долларов. Среди амбициозных проектов принца и строительство города будущего Neon – центра сосредоточения высоких технологий, т.н. арабской «Силиконовой долины».

Мохаммед бин Салман – сторонник предоставления женщинам королевства права водить автомобиль, а также пользоваться спортивными стадионами, наряду с мужчинами. Принц убежден, что такое направление развития приведет его страну с малообразованным, но многочисленным молодым населением в 21 век.

Недавно кронпринц говорил о «современном исламе, открытом миру и всем другим религиям». Несмотря на традиции, он женат только на одной женщине, от которой у него двое сыновей и две дочери.

Однако, несмотря на радужные перспективы реформ, некоторые представители экспертного сообщества не разделяют оптимизма и считают реформаторские инициативы принца лишь ширмой, за которой он проводит свою политику по созданию в королевстве автократии.

The New Yorker отмечает, что беспрецедентные в истории Саудовской Аравии аресты произошли с согласия президента США Дональда Трампа.

По пути в Азию, всего за несколько часов до начала чистки в субботу, 4 ноября, президент Трамп побеседовал с королем Салманом по телефону, находясь на борту президентского самолета. Он похвалил короля и кронпринца за заявления о «необходимости создать умеренный, мирный и терпимый регион».

Как было сказано в заявлении Белого дома, это «необходимо для гарантии благополучного будущего народа Саудовской Аравии, для пресечения финансирования террористической деятельности и для победы над радикальной идеологией – раз и навсегда – чтобы мир, наконец, освободился от ее зла». Текст статьи The New Yorker представлен изданием Иносми.

7 ноября Трапм опубликовал и твитт, в котором выразил уверенность в действиях короля Салмана и его наследника. «Я полностью уверен в короле Салмане и кронпринце Саудовской Аравии. Они точно знают, что делают…» - написал Трамп. 

1news.az

Материал написан на основе открытых источников

Поделиться:
9145

Последние новости

Все новости

1news TV