«Армения саморазоблачилась, впервые признав, что именно ее армия оккупировала территории Азербайджана»
Похоже, стремление нарываться на неприятности у армянского президента в крови – в конце прошлой недели Серж Саргсян, в очередной раз грубо нарушив нормы международного права, посетил оккупированные территории Азербайджана.
От вызывающе-хамской бравады этого «визита» - военная форма, армейское совещание, «масштабные учения» - веяло явной провокационностью, наталкивая на мысль о том, что Саргсян делает все, чтобы сгустить «тучи войны» в небе над Нагорным Карабахом.
Основания для такого предположения дает и факт того, что на этот раз к учениям сепаратистских сил впервые были подключены подразделения ВС Армении.
О том, для чего Саргсяну понадобилась провокация под названием «объединенная группа войск», мы побеседовали с главой Центра стратегических исследований при Президенте Азербайджана Фархадом Мамедовым.
- Фархад муаллим, как бы вы прокомментировали привлечение армянских ВС к последним учениям на оккупированных территориях Азербайджана? Не думаете ли вы, что это уже открытое признание Ереваном того, что именно Армения стоит за захватом азербайджанских земель?
- Незаконные военные учения армии Армении на оккупированных территориях Азербайджана проводятся периодически. К сожалению, международная общественность в лице сопредседателей Минской группы ОБСЕ не реагирует на эти провокационные действия страны-оккупанта.
Однако Армения впервые признала факт участия своих воинских формирований, назвав это «объединенной группировкой войск» Армении и непризнанного образования.
Таким образом, Армения впервые признала, что именно их вооруженные формирования оккупировали и продолжают удерживать под оккупацией международно признанные территории Азербайджана. В самых больших военных учениях, которые проходили на оккупированных территориях Азербайджана в 2015 году, принимали участие 43 000 солдат и офицеров Армении - это порядка 90 процентов армии Армении, и последние учения продемонстрировали, что почти вся армия Армении находится на оккупированной территории. Таким образом, Армения разоблачила сама себя, официально признав этот факт.
- Как по-вашему, связано ли это с принятым недавно на саммите ОДКБ политическим заявлением «О поддержке посреднических усилий стран-сопредседателей МГ ОБСЕ по нагорно-карабахскому урегулированию», которое армянская сторона расценивает как выгодный для себя документ?
- Официальная пропаганда Еревана преподнесла это заявления как дипломатический успех Армении. Это было сделано после заявления саммита Восточного партнерства и провала на Парламентской ассамблее стран-членов ОЧЭС, где однозначно был поддержан принцип территориальной целостности. В заявлении ОДКБ нет ничего нового: поддержка трех принципов Хельсинкского Заключительного Акта и действий Минской группы ОБСЕ.
В этом контексте напомню о реакции стран членов ОДКБ во время апрельской эскалации на линии соприкосновения в апреле 2016 года, когда Беларусь и Казахстан однозначно поддержали принцип территориальной целостности. Это вызвало гнев Армении, и МИД Армении даже выразил ноту протеста Беларуси.
Армения своими действиями хочет противопоставить членов ОДКБ Азербайджану, однако этого не выйдет. Со всеми странами-членами ОДКБ, за исключением Армении, у Азербайджана взаимовыгодное сотрудничество, а с другой стороны нет международно-правовой базы для вовлечения ОДКБ в армяно-азербайджанский конфликт. Все провокации Армении в этом направлении будут пресекаться и впредь.
Максимум, чем они могут себя тешить - это заявление прежнего генерального секретаря ОДКБ Бордюжи, которое он сделал в последний день пребывания в должности, и которое было удалено с сайта организации, а сам сайт закрыт на месяц. Это - максимум, на что может рассчитывать Армения.
- Для чего же Саргсяну понадобилась столь явная провокация?
- Во-первых, в следующем году, в апреле, будет решаться вопрос определения премьер-министра Армении, и на эту позицию метит сам Саргсян. Он создает фон безальтернативности своей кандидатуры на этот пост, так как после апреля 2018 года именно премьер-министр станет определять внешнюю политику и будет участником переговорного процесса.
Во-вторых, после завершения создания объединенной группировки войск с Россией, С.Саргсян проводит учения на оккупированных территориях, называя те же вооруженные формирования Армении «объединенной группировкой Армении» и непризнанного образования.
Таким методом он дает понять, что две объединенные группировки - это одно и то же. Хотя всем ясно, что оккупационные войска - это войска Армении, и при возможной эскалации на линии соприкосновения эти войска будут уничтожены, вне зависимости от принадлежности к той или иной объединенной группировке. Это было и в апреле 2016 года, когда 95% погибших были гражданами Армении и призывались с армянской территории.
- Не считаете ли вы, что таким образом армянское руководство нарывается на «второй апрель 2016-го»?
- Президент Азербайджана не раз отмечал, что провокации Армении против мирного населения Азербайджана будут иметь разрушительные последствия для Армении.
В апреле 2016 года было продемонстрировано, что для разрушения оборонительной линии врага азербайджанской армии требуется несколько часов. Именно Армения просила остановить вооруженные действия, так как был развеян миф о «непобедимости» ее армии и вскрыты слабые стороны противника, в результате чего уволены с десяток генералов вооруженных сил именно Армении, а не непризнанного образования.
Переговорный процесс на данный момент имеет свою динамику, однако это не остановит армию Азербайджана от защиты мирного населения и нанесения разрушительного удара по оккупантам, в случае их провокаций на линии соприкосновения на оккупированных территориях.
Беседовала: Ф.Багирова