Золото Амулсара: Обогащение армянской элиты в обмен на экологический коллапс на Южном Кавказе – ФОТО – ВИДЕО
Разработка золоторудного месторождения Амулсар на юге Армении не сходит с повестки дня армянских СМИ: чем ближе начало эксплуатации, тем громче слышны голоса экологов и противников проекта.
Если правительство Армении ратует за сотни миллионов долларов, которые Амулсарское месторождение якобы должно принести казне, а еще должно способствовать развитию горнодобывающей отрасли, то экологи трубят об опасности загрязнения близлежащих рек и окисления озера Севан – экологической жемчужины Южного Кавказа.
Месторождение Амулсар – второе в стране по запасам чистого золота – находится на одноименной горе, на высоте около 3 тыс. метров, в долине рек Арпа и Воротан, всего в 13 км от курортного города Джермук. Золотую руду здесь нашли в 2006 году. По данным геологов, месторождение содержит около 31 млн тонн драгоценной руды и 40 тонн чистого золота.
Строительство рудника началось осенью 2016 года, и в 2018 году планируется начать добычу золота. Разработку проекта ведет британская компания Lydian International, которая взяла на себя обязательство по инвестированию 325 млн долларов.
Финансовое участие в проекте также принимают Международная финансовая корпорация (IFC) и Европейский банк реконструкции и развития (EBRD), за счет чего объем инвестиций достигнет 460-480 млн долларов. На сегодняшний день это крупнейший международный инвестиционный проект в Армении.
Компания-разработчик заверяет, что все работы будут проходить при строгом соблюдении международных стандартов, а все риски полностью управляемы, то есть находятся под контролем оператора.
Правительство также не видит поводов для беспокойства. На церемонии открытия строительства Амулсарского месторождения в 2016 году бывший в то время премьер-министром Армении Овик Абрамян сказал: «Мы прошли долгий путь, у нас были объективные и субъективные сложности, однако важно то, что строительство стартовало, чему я как глава правительства рад».
Все многочисленные выступления, вплоть до митингов, против начала эксплуатации золоторудного месторождения Амулсар, остались полностью проигнорированными со стороны властей.
На фото: акции протеста против разработки месторождения Амулсар, 2016.
Однако геологи, экологи и специалисты других относящихся к вопросу профессий полагают, что компания-оператор утаивает многие детали предварительных исследований, и предстоящие работы грозят крупными экологическими последствиями.
«Компания не провела оценки трех очень важных рисков: кислотного дренажа, мобилизации токсичных веществ и микросейсмичности», - заверяет руководитель Центра экологических исследований Академии наук Армении, доктор геологических наук Армен Сагателян, полагая, что 450-страничный доклад компании – это лишь попытка отвлечь внимание общественности от неуправляемых рисков.
«Между тем такие риски существуют, о чем они сами прекрасно знают, просто не хотят о них говорить, утверждая, что все риски управляемы», - говорит Сагателян.
«Амулсар является сульфидным месторождением, где имеется огромное количество серы. При наличии открытого месторождения все поверхностные воды и осадки будут сразу же просачиваться в толщу пород, растворяя в себе серу, которая попадет в речную сеть. Это неуправляемый риск», - говорит профессор.
Он отмечает, что природа не имеет механизма самоочищения от тяжелых металлов, а воздействие токсичных продуктов питания проявляется через десятки лет в форме онкологических заболеваний, поражения репродуктивной и наследственной функций.
«Тяжелые металлы эмбриотоксичны, то есть воздействуют на беременных женщин, мутогенны, то есть влияют на наследственность, канцерогенны – вызывают рак. Эту проблему мы фактически имеем в различных районах Армении, но, не решая ее, спешим создать новую в виде Амулсарского месторождения», - сказал Сагателян.
Руководитель Информационно-аналитического центра оценки рисков цепочки питания Давид Пипоян основную опасность разработки золотоносного месторождения Амулсар связывает с цианидом, который представляет собой испаряющееся вещество и вследствие эксплуатации месторождения может оказаться в почве, воде, попасть в пищу.
По словам эксперта, только детальное изучение территории Амулсар позволит понять, каким именно изменениям могут подвергнуться сельхозпродукты в этом регионе после начала эксплуатации месторождения. Однако такие изучения не проводятся и, вероятно, не будут проведены, так как в этом не заинтересовано ни государство, ни компания-оператор проекта, говорит он.
На фото: озеро Севан, Армения.
Опасения экологов в связи с разработкой Амулсарского месторождения заключаются в том, что загрязнению подвергнутся местные реки, водохранилища и озеро Севан, а городок Джермук может из курортного превратиться в шахтерский.
В октябре 2016 года экологи и жители Джермука – водолечебного и климатического курорта – даже провели митинг протеста перед зданием правительства Армении с требованием приостановить проект эксплуатации Амулсара.
«По нашим сведениям, компания, которая занимается эксплуатацией, арендовала здание санатория, где должны жить шахтеры. Но ведь курортный и оздоровительный город – это одно, а шахтерский – совсем другое», - сказал тогда защитник природы Апрес Зограбян.
Другой участник акции протеста, представитель Всеармянского экологического фронта Левон Галстян отметил, что по результатам социологического опроса, проведенного среди местного населения, 90% респондентов высказались против эксплуатации рудника, при этом большая часть опрошенных считает, что не в силах бороться против могущественных организаций, находящихся под покровительством государства.
Наряду с Джермуком разработка Амулсарского месторождения может угрожать водным ресурсам региона — рекам Арпа и Воротан, Кечутскому и Спандарянскому водохранилищам и, самое главное, высокогорному озеру Севан – крупному источнику пресной воды.
Учитывая, что для повышения уровня воды в Севане в 1960-е годы был построен 48-километровый тоннель «Арпа – Севан», то загрязнение реки Арпа неминуемо повлечет за собой загрязнение Севана.
Многие армянские экологи полагают, что разработка Амулсарского месторождения несет риски не только экологии близлежащих территорий и живущих там людей, но имеет масштаб республиканского, а возможно, и регионального характера.
На фото: курортный город Джермук, Армения
Армянские экологи считают, что губительный для Джермука проект содержит и коррупционные риски, в противном случае компания Lydian International не получила бы право на эксплуатацию месторождения, расположенного неподалеку от курорта.
По словам председателя общественной организации «Союз зеленых Армении» Акопа Санасаряна, есть предположения, что месторождение Амулсар, помимо золота и серебра, богато также залежами алюминия, радиоактивных урана и тория. Таким образом, по его версии, компания-разработчик планирует получить значительно больший доход, чем заявлено.
Информация из открытых источников говорит о том, что интерес в разработке Амулсарского месторождения имеет высшее руководство Республики Армения, в частности, президент Серж Саргсян.
Об этом можно судить исходя из того факта, что посол Армении в Великобритании Армен Саркисян, который недавно был выдвинут Сержем Саргсяном в качестве кандидатуры на пост президента страны на выборах в марте этого года, известен обширными связями с западными элитами и обладает целой бизнес-империей.
В частности, он является членом совета директоров компании Lydian International, имеющей в Армении свою дочернюю структуру Lydian Armenia. В мае 2013 года Армен Саркисян сопровождал принца Чарльза во время поездки в Армению. Тогда поездку принца связывали с лоббированием деятельности компании Lydian International в вопросе участия в проекте Амулсар.
Армен Саркисян также является учредителем компании Knightsbridge Group, занятой в более чем 15 различных отраслях промышленности в Казахстане, Узбекистане, Китае, России, Индии, Монголии. У него есть доли в компании Pepsi в Грузии, в составе учрежденного им холдинга Highbury Group действует корпорация «Ленинград», имеющая акции в компании «Энергопроект», которая задействована в крупных энергетических проектах в РФ.
С 2000 года он является основателем и президентом организации Eurasia House International. В разные годы выступал консультантом British Petrօleum, Alcatel, Telefonica и других крупных компаний.
На фото: посол Армении в Великобритании Армен Саркисян
Рискованная инициатива разработки Амулсарского золоторудного месторождения – не единственный армянский проект, который несет в себе опасность экологическому состоянию Южного Кавказа. О том, что в регионе есть и другие государства, которые не обязаны ощущать на себе экологические последствия безответственных действий армянского руководства, в Ереване не всегда помнят.
Среди таких опасных проектов можно назвать эксплуатацию атомной станции в Мецаморе, которая дает республике 40% потребляемой ею электроэнергии. О необходимости закрытия станции, эксплуатационный срок которой завершился еще в 2010 году, говорят и азербайджанские специалисты, и международные эксперты.
Евросоюз не раз призывал к скорейшему закрытию Мецаморской АЭС. Так, в страновом отчете в рамках Европейской политики соседства за 2012 год отмечается, что Мецаморскую АЭС «невозможно обновить до уровня международно признанных стандартов ядерной безопасности».
Также в обновленном соглашении о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Арменией, которое стороны подписали в ноябре прошлого года, четко говорится о необходимости закрытия Мецаморской АЭС и постепенном переходе Армении на возобновляемые источники энергии.
Читайте по теме:
Саргсян проигнорировал пункт о закрытии Мецаморской АЭС в новом соглашении с Евросоюзом
Мецаморская АЭС в Армении: легкая мишень для террористов
Также Армения более 25 лет контролирует ресурсы Сарсангского водохранилища, расположенного на оккупированных азербайджанских территориях, умышленно загрязняет реки, текущие с территории Армении в Азербайджан.
Летом прошлого года в Армении и вовсе задумались над тем, чтобы ограничивать водные потоки реки Араз, которая проходит по территории обеих стран и впадает в Каспий, забирая воду из нее «для собственных нужд орошения».
«Вода наших рек миллиардами кубометров уходит в Аракс (ред. - Араз) и вливается в Каспий. Мы должны лучше использовать ее сами. Здесь нужны решения не на один – два года, а надолго», – бесцеремонно заявил замминистра экологии Армении Эрик Григорян.
Читайте по теме:
Экологический террор: Армения намерена осушить Араз
Не раз поднимался и вопрос о незаконной экономической деятельности иностранных и армянских компаний на оккупированных территориях Азербайджана.
Среди основных направлений деятельности иностранных компаний в Нагорном Карабахе – телекоммуникационный сектор и, опять же, горнодобывающая промышленность, которая может иметь пагубные последствия для экосистемы региона. Оценка рисков и отчетность по поводу этой деятельности остается закрытой информацией.
Под армянской оккупацией находится свыше 155 различных месторождений полезных ископаемых Азербайджана, в том числе пять золотоносных, шесть ртутных, два медных. По данным Минэкономразвития Азербайджана за 2007 год, за последние годы в Нагорном Карабахе было создано свыше 30 компаний для разработки подземных ресурсов Азербайджана.
Стоит отметить, что любая экономическая деятельность на оккупированных землях Азербайджана запрещена как азербайджанским законодательством, так и международным правом.
Читайте по теме:
Незаконный бизнес в Карабахе: как выявляются случаи, и кто несет ответственность?
На фото: Мецаморская АЭС
МИД Азербайджана неоднократно поднимал проблему экологически безответственной деятельности Армении.
«Мецаморская атомная станция, построенная в 1976 году по технологии печально известной Чернобыльской АЭС, устарела и, более того, расположена в сейсмоопасной зоне. Утаивание армянским руководством опасности, которую несет эта станция – безответственность перед международной общественностью», - говорил, в частности, глава пресс-службы МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев.
Касательно умышленного загрязнения трансграничных рек и контроля над Сарсангским водохранилищем МИД Азербайджана не раз заявлял, что Армения использует воду как средство экологического террора и угрозы. Хикмет Гаджиев отмечал, что Армения не присоединилась к т.н. «Водной конвенции ООН» с целью уклонения от цивилизованного поведения и выполнения обязательств.
Незаконная деятельность иностранных юридических лиц на оккупированных территориях Азербайджана также всегда находится в центре внимания МИД Азербайджана, отмечал Хикмет Гаджиев. В МИД имеется четкий список таких компаний.
1news.az