Фархад Мамедов: «Саргсян абсолютно безграмотен в вопросах международных отношений»
Интервью с директором Центра стратегических исследований (ЦСИ) при Президенте Азербайджана Фархадом Мамедовым.
- Президент Армении Серж Саргсян 30 января встретился с руководящим составом МИД. На встрече он остановился на двух основных моментах: каковы среднесрочные задачи внешней политики РА и что нужно предпринять, чтобы усовершенствовать деятельность МИД, сделать ее более эффективной. То есть, выходит, он все-таки останется у власти и уже сейчас задумал переформатировать внешнеполитическое ведомство?
- Факт такой встречи сам по себе очень интересен. Обычно руководители государств встречаются со своими послами для того, чтобы давать указания, направлять внешнеполитическую деятельность. Таким образом, в предвыборный период Серж Саргсян проводит очередную встречу с профильными структурами, что лишний раз свидетельствует о том, что именно он будет руководить внешнеполитической деятельностью страны в будущие годы. Это всего лишь еще одна предвыборная заявка Сержа Саргсяна.
Справка:
Напомним, что в декабре 2015 года был проведен референдум по изменениям в конституцию Армении, после чего она стала полностью парламентской республикой.
Это означает, что все нынешние полномочия президента переходят к премьер-министру - главе правительства. Определение внешнеполитического курса, назначение глав силовых структур и т.д. – все это будет осуществляться главой правительства, а не президентом.
Второй срок президентства Сержа Саргсяна истекает 9 апреля 2018 года, после чего произойдет переход к парламентской системе правления.
Что касается внешней политики Армении последних 10 лет, то есть периода президентского срока Сержа Саргсяна, то за это время мы были свидетелями абсолютно непредсказуемых поворотов во внешней политике этой страны. Это и отказ от подписания Ассоциативного соглашения по Восточному партнерству с ЕС, и вхождение в Евразийский экономический союз с определенными условиями, которые были выдвинуты со стороны президента Казахстана и поддержаны белорусской стороной.
Во время апрельских боевых действий 2016 года мы видели, как союзники Армении по членству в ОДКБ и ЕаЭС проявили солидарность с позицией Азербайджана.
- В ходе встречи Саргсян указал, что Армения никогда не пыталась возложить на чужие плечи свою долю ответственности за решение международных и региональных проблем…
- Таким высказыванием Саргсян фактически проговаривается, что поддержка Армении со стороны ее патронов – свершившийся факт. Ненормально президенту независимого государства выражать подобного рода мнения вслух. Если он это говорит, значит, они все-таки перекладывают на плечи больших государств, особенно своих союзников, в частности России, те или иные вопросы для реализации своих внешнеполитических целей.
Этому есть много примеров. Например, на днях заместитель главы МИД России Григорий Карасин относительно реализации российско-грузинского соглашения 2011 года о функционировании транспортных коридоров между Грузией и Россией, которые должны пройти через Южную Осетию и Абхазию, указал, что Москва это делает по просьбе Еревана. Таким образом, Григорий Карасин откровенно заявляет, что армянская сторона просит их решить этот вопрос поскорее, чтобы они могли провозить свои товары и по этим транспортным коридорам.
Другой пример, полтора года назад посол США в Армении Ричард Миллз сделал на организованной в Ереване конференции по возобновляемой энергетике заявление, что Армения может привлечь до 8 млрд долларов инвестиций в сферу энергетики, но власти Армении должны при этом гарантировать соблюдение правил игры. Cразу же после этого МИД Армении распространил пресс-релиз о проведении консультаций на уровне руководителей управлений МИД РА и России по координации дипломатической деятельности в Северной Америке.
Вы представляете, что Россия консультируется с Арменией относительно своей политики в Северной Америке, где находятся три государства – Канада, США и Мексика? Это был показатель того, что любые внешнеполитические контакты Армении с миром и особенно с США находятся под контролем российского внешнеполитического ведомства.
Еще один пример: генеральный консул Армении в Лос-Анджелесе является гражданином РФ, или же еще один пример - советником главы МИД Армении был криминальный авторитет по кличке Робсон, гражданин Российской Федерации.
Читайте по теме:
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что по всем параметрам Армения является форпостом РФ в этом регионе. Она перекладывает свои внешнеполитические задачи на плечи более сильного, более активного в международных делах государства, в частности РФ.
- Саргсян озвучил мысли и об «укреплении» за последние 10 лет позиции РА в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Что якобы РА смогла закрепить право на самоопределение как основополагающее начало урегулирования конфликта.
- В 1975 году был принят Хельсинкский Заключительный акт, и там этот принцип был прописан, но он был прописан как фактор разрушения колониального мира, и уж точно не в контексте армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Саргсян вообще безграмотен в международно-правовых делах, в международных отношениях, и здесь он проявляет свою безграмотность в очередной раз. Основополагающие принципы не противоречат друг другу. Об этом заявляет и Азербайджан, и все другие государства.
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ ссылаются на основные принципы Хельсинкского Заключительного акта, где все прописано. Международное право предоставляет большие возможности для урегулирования конфликта с соблюдением как права на самоопределение, так и сохранением территориальной целостности. Президент Азербайджана заявлял, что армяне могут самоопределиться на уровне автономии. В то же время, следует отметить, что Азербайджан никогда не согласится на создание второго армянского государства на азербайджанских землях.
Все эти принципы могут согласовываться друг с другом, дополнять друг друга и, если будет принципиальная позиция международного сообщества, мы можем достичь результатов. Но, к сожалению, мы этого не видим. Политика двойных стандартов, забывчивость ведущих государств мира приводят к продолжению оккупации, не реализуется санкционная политика в отношении страны-агрессора Армении. В конечном итоге, все это приводит к наглым выступлениям Саргсяна в ПАСЕ и на других площадках.
Читайте по теме:
Декларация саммита Восточного партнерства признает территориальную целостность всех партнеров ЕС
В мире фактически имеет место девальвация международного права, когда постоянные члены Совбеза ООН – США или же РФ – избирательно относятся к принципам международного права, выводя в приоритет тот или иной принцип в соответствии со своими интересами. Например, в Косово США поддержали право народов на самоопределение, РФ поддержала принцип территориальной целостности государств. В крымском вопросе они поменялись местами. РФ поддержала право на самоопределение, США – территориальную целостность Украины.
- А как вообще можно подытожить 10-летнее правление Сержа Саргсяна?
- Результат налицо. Об этом говорили и второй президент Армении Роберт Кочарян, и многие другие политики этой страны. До сих пор Армения по параметрам бюджета и трансфертам из-за рубежа не дошла до уровня 2006-2007 годов. И с каждым годом экономическая ситуация в Армении ухудшается. Все это результат ущербной внешнеполитической деятельности Армении за последние 10 лет. Это результат деятельности Саргсяна.
- В своем выступлении Саргсян также отметил, что настало время пересмотреть стратегию национальной безопасности. Он также увязал ее с деятельностью МИД. Что по вашему это значит?
- Все это надо рассматривать в контексте предвыборной кампании, что «Армения должна начать жить по новым принципам». В этом отношении непонятно что пересматривать. Угрозы, которые они для себя обозначили, это результат их внешнеполитической деятельности, агрессивной политики.
Страна, не имеющая выхода к океану, у которой закрыты две самые протяженные границы, должна задуматься о том, что она делает что-то неправильно. Однако у них идет укоренение этой неправильной политики в отношении своего государства, нет компромисса между естественными интересами этой страны и с интересами правящей верхушки.
В результате отсутствия этого компромисса и неверного толкования национальных интересов происходит миграция и невозможно экономическое развитие. И как следствие, потеря атрибутов независимости, таких как охрана границы, невозможность реализации независимого внешнеполитического курса.
В выступлении Саргсяна можно заметить одобрение деятельности главы МИД Эдварда Налбандяна, что можно трактовать как еще один знак внимания российской стороне, потому что Налбандян больше ассоциируется с российской дипломатией, чем с армянской. И все мы прекрасно знаем, как Россия и в частности ее внешнеполитическое ведомство лоббируют присутствие Налбандяна на посту главы МИД РА.
Эльшан Рустамов