«Ручной президент». Изменит ли Армению Армен Саркисян?
В конце прошлой недели в Армении появился новый президент - парламент тайным голосованием избрал им экс-премьера и экс-посла страны в Великобритании Армена Саркисяна.
Кандидатура Саркисяна была выдвинута фракциями правящей Республиканской партии и «Армянской революционной федерации Дашнакцутюн».
Кандидат был единственный и безальтернативный – оппозиционный «Елк» («Выход») не имел достаточного числа депутатов для выдвижения своего кандидата, а «оппозиционная» фракция «Царукян» не выразила к этому желания.
При том что для избрания кандидату необходимо было получить как минимум 79 голосов из 105, Саркисян получил 90 голосов, против него проголосовали 10 депутатов, а один бюллетень был признан недействительным.
В соответствии с внесенными в 2015 году поправками в Конституцию Армения впервые выбирает президента не путем общегосударственных выборов, а голосованием в парламенте. Поскольку республика перешла к парламентской форме управления, первым должностным лицом государства становится премьер-министр, а полномочия президента существенно сокращаются.
Принимая во внимание номинальные функции нового президента, нетрудно предположить, что каких-либо кардинальных изменений на политическом поле Армении не будет. Вся полнота власти по новой конституции концентрируется в руках премьера, и мало у кого вызывает сомнения, что это кресло займет пока еще действующий президент Серж Саргсян. Поэтому говорить о том, что новые конституция и форма правления подразумевают новую Армению, было бы неверно - по крайней мере, до тех пор, пока реальную власть удерживает Серж Саргсян. То есть, новая система правления в Армении - это не что иное как «новая обертка» старой власти.
Очень хорошо это понимает и армянская оппозиция, которая за день до избрания парламентом нового президента провела на Площади свободы в центре Еревана митинг в память о трагических событиях 10-летней давности. В митинге приняли участие сторонники Армянского национального конгресса, других оппозиционных партий, а также депутаты от блока «Елк».
Напомним, 1 марта 2008 года режим Саргсяна учинил жестокую расправу над мирными демонстрантами, которые осмелились протестовать против сфальсифицированных результатов выборов. В событиях «кровавого марта» погибли 8 демонстрантов и 2 служащих внутренних войск. За гибель людей так никто и не ответил…
Президентские полномочия Армен Саркисян примет 9 апреля – по завершении полномочий Сержа Саргсяна на этой должности. В тот же день правительство уйдет в отставку, и страна полностью перейдет к парламентской форме правления.
Поделиться своим мнением об избрании нового президента Армении мы попросили главу Центра стратегических исследований (ЦСИ) при Президенте Азербайджана Фархада Мамедова.
- По конституции Армении, кандидатуру президента могут выдвигать исключительно парламентские фракции. В армянском парламенте есть три группы: это правящая коалиция - Республиканская партия Армении (РПА) и «Дашнакцутюн», второй по численности блок «Царукян», и блок «Елк». Но у блока «Елк» недостаточное количество депутатов чтобы сформировать фракцию. Соответственно, кандидата могли выдвигать или правящая коалиция, или блок «Царукян».
По итогам голосования мы видим, что за кандидатуру уже избранного президента Саркисяна проголосовали правящая коалиция в лице РПА и «Дашнакцутюн», плюс блок «Царукян» (который не выдвинул собственного кандидата) - то есть, подавляющее парламентское большинство.
И здесь фактически не имеет значения, был там один кандидат или несколько - по конституции и процедуре все вроде бы верно.
Самое интересное то, что Серж Саргсян накануне заявил о ликвидации армяно-турецких протоколов. Что это значит? Он анонсировал это еще в сентябре, на Генеральной ассамблее ООН. И это стало месседжем дашнакам. Потому что, как мы знаем, партия «Дашнакцутюн» - это партия всемирного армянства. Те депутаты, то представительство в Армении являются только лишь офисом всемирной партии «Дашнакцутюн» в республике.
И мы знаем, что после подписания именно этих протоколов в 2009 году дашнаки вышли из тогдашней правящей коалиции, то есть, продемонстрировали свою принципиальную позицию относительно политики Сержа Саргсяна в отношении Турции.
И когда в прошлом году дашнаки формировали коалицию вместе с РПА, был поднят вопрос того, что причиной ухода из правящей коалиции в 2009 году было именно подписание армяно-турецких протоколов. Процесс тогда был заморожен, и никаких изменений не было, то есть причина выхода из коалиции в 2009 году не была устранена.
На сегодня можно сказать, что этим своим шагом [аннулированием протоколов] Серж Саргсян как бы цементирует коалицию с дашнаками с целью избрания на пост премьер-министра Армении в апреле этого года.
То есть, все фактически по сценарию, по которому избирается президент, а затем, в апреле - премьер-министр. Серж Саргсян полностью обеспечивает необходимое большинство своей кандидатуре в парламенте со стороны РПА и партии «Дашнакцутюн».
И, отменяя эти протоколы, он как бы создает для дашнаков возможность более комфортно себя чувствовать в принятии решения в отношении себя в апреле этого года.
На фото: Серж Саргсян и представитель Бюро АРФ «Дашнакцутюн» Грант Маркарян
- В условиях такой безальтернативности, не считаете ли вы, что избрание президента было уже спланированным и решенным вопросом?
- Да, все было решено заранее.
- Как бы охарактеризовали личность Армена Саркисяна, чем он запомнился на политической арене Армении?
- Известен он тем, что является одним из немногих ученых в Советском Союзе, который имел возможность обучаться, а затем преподавать в Кембридже. После возвращения на родину он работал на дипломатических постах, и после скандальных выборов Левона Тер-Петросяна, был назначен премьер-министром, проработав на этой должности всего три месяца.
Запомнился он и тем, что у него были не самые хорошие отношения с тогдашним министром обороны Вазгеном Саркисяном, который, кстати, и стал причиной его увольнения.
Если мы посмотрим на хронологию тех событий, министр обороны Армении просто избил его в своем кабинете, и поскольку Армен Саркисян оказался не в самом лучшем положении, так как не смог ответить, он решил покинуть страну и вернуться на дипломатическую работу.
Конечно, его больше знают на Западе, потому что он представлял Армению и в Европейском Союзе, и в Ватикане, и долгое время в Великобритании. Также он имеет бизнес с западными кругами. То есть, его функции как руководителя страны будут заключаться еще и в развитии связей Армения - диаспора. В особенности, речь идет о европейской и американской диаспоре, потому что за последние 10 лет ее отношения с правящим режимом Армении испытывали большие сложности - видные семьи покинули фонд «Хаястан», не участвовали в благотворительных акциях и т.д.
- Переговоры по Карабаху в его полномочия не входят…
- Нет, внешняя политика, оборонная политика и экономическая политика – все это будет закреплено за премьер-министром. Именно он будет вести переговоры по карабахскому урегулированию, а также определять внешнюю политику страны.
- Каков ваш прогноз относительно дальнейшего развития ситуации?
- Саркисян примет полномочия 9 апреля, и за день, или в тот же день в парламенте состоятся выборы премьер-министра. Что касается прогноза, то наиболее вероятным является избрание Сержа Саргсяна, и в принципе, в этом направлении уже ведется работа, сделаны соответствующие заявления и т.д.
Хотя, есть еще вариант – в принципе, выборов может и не быть. Это второй сценарий, потому что он не прописывается ни в одном законодательном акте, ни в конституции. Потому что есть действующий премьер - Карен Карапетян, который должен сложить с себя полномочия. И лишь после этого избирается новый премьер-министр в лице Сержа Саргсяна.
И здесь все идет к тому, что Карену Карапетяну будет сделано предложение, от которого он не сможет отказаться.
То есть, он все-таки сложит с себя полномочия и не пойдет на открытый конфликт. А открытый конфликт – это вотум недоверия правительству.
- Как в этой ситуации может повести себя реальная оппозиция Армении?
- Сейчас есть календарный повод для активизации протестов – 1 марта, когда в Ереване был расстрелян оппозиционный митинг. То есть, «тень 1 марта» до сих пор висит над Сержем Саргсяном и его командой.
Оппозиция стремится не дать возродиться власти Саргсяна, но опять же, в парламенте она малочисленна, а вне парламента, как показали последние события, не представляет никакой опасности.
И, хотя социальное недовольство в Армении находится на достаточно высоком уровне, армянские оппозиционные силы не могут его аккумулировать в политическое направление. То есть, мы видели, как и во времени «Электромайдана», или при других событиях десятки тысяч людей выходили на улицы, но к каким-либо политическим изменениям это не приводило.
- Возвращаясь к новоизбранному президенту Армении, можно ли говорить о том, что Армен Саркисян вообще не будет иметь никакого влияния на политическую жизнь страны?
- Да, по прописанным в армянской конституции полномочиям, у него чисто представительские функции. И опять же, он будет играть роль главного переговорщика с диаспорой. Вот в этом отношении у него будет очень активная роль.
Ф.Багирова