Между Арменом и Кареном: Безработному Саргсяну грозит ереванский «Майдан»
Вот уже несколько дней в армянской столице кипят и бурлят народные протесты против Сержа Саргсяна, собравшегося поменять уютное президентское кресло на кабинет премьера, не менее комфортное для него после фальшивого конституционного референдума 2015 года, превратившего Армению в парламентскую республику.
Довольно тонко все рассчитав, Саргсян уступает своему почти однофамильцу Армену Саркисяну ничего уже не значащую должность президента с тем, чтобы завладеть портфелем премьера, в который он ловким движением руки перекинул все властные рычаги.
До сих пор вроде все бы все шло гладко - словно в некой каверзной игре Саргсян лавирует и юлит, и вожделенный портфель почти уже в руках, и на пособие по безработице жить не придется, как вдруг в хитроумно разработанную партию вмешивается случай, который в данном случае скорее стал закономерным следствием вышедшей из-под контроля ситуации.
11 апреля зал заседаний армянского парламента окутал едкий желто-зеленый дым – члены оппозиционной фракции «Елк» («Выход») Арарат Мирзоян и Лена Назарян зажгли на трибуне из трех дымовых шашек «факел свободы».
Акция стала кульминацией выступления Арарата Мирзояна: «Свободные граждане Республики Армения! Пришло время, когда мы можем предотвратить третий срок Сержа Саргсяна, поставить точку во власти РПА и создать Армению, о которой мы мечтали» (цитата по «Sputnik Армения»).
Он призвал людей прийти на митинг 13 апреля на площади Свободы, где они все вместе зажгут «факел свободы», после чего зажег фитиль дымовой шашки. Еще с двумя шашками к нему присоединилась Лена Назарян.
За несколько дней до этого, 31 марта, глава фракции «Елк» («Выход»), член правления входящей в одноименный блок партии «Гражданский договор» Никол Пашинян на своей странице в Facebook сообщил о начале 14-дневного шествия против правящей Республиканской партии Армении (РПА) и возможного премьерства третьего президента Армении Сержа Саргсяна.
«С площади Вардананц в Гюмри начинаю 14-дневное протестное шествие, которое завершится на площади Свободы в Ереване – против Сержа Саргсяна и РПА», – процитировали запись оппозиционного депутата армянские СМИ.
Справка: Никол Пашинян - армянский журналист (был главным редактором газеты «Айкакан жаманак») и политический деятель, депутат парламента Армении с 2012 года. Всегда выступал с оппозиционных позиций, в 2008 году присоединился к первому президенту Армении Левону Тер-Петросяну в его избирательной кампании и активно участвовал в событиях 1 марта, по итогам которых был объявлен в розыск и сдался полиции через год.
В 2010 году Пашиняна приговорили к 7 годам лишения свободы за организацию беспорядков, но он вышел на свободу в 2011 году по амнистии. Был избран в парламент по списку Армянского национального конгресса (АНК), возглавляемого Левоном Тер-Петросяном. Ныне возглавляет в парламенте фракцию оппозиционного блока «Елк».
Пашинян отметил, что в рамках акции он побывает в таких городах, как Гюмри, Ванадзор, Севан, Раздан, Абовян, попросив прощения у жителей населенных пунктов, которые на данном этапе не вошли в маршрут.
Он заявил, что 13 апреля, в 18:30, он и участники шествия дойдут до Площади Свободы в Ереване, выразив надежду на то, что к шествию присоединятся и другие.
Шествие завершилось 13 апреля митингом в Ереване и сидячей акцией на площади Франции. Цель акции - блокировать здание Национального собрания 17 апреля и не позволить войти туда депутатам для участия в выборах премьер-министра.
Стоит отметить, что две другие партии - «Светлая Армения» и «Республика», которые наряду с «Гражданским договором» входят в оппозиционный блок «Елк» и одноименную парламентскую фракцию, заявили, что не считают тактику уличных протестов целесообразной и не присоединятся к движению Пашиняна.
Вечером 15 апреля Никол Пашинян призвал сторонников к целому ряду действий – с точки зрения полиции, противоправных.
В частности, депутат призвал с раннего утра организовать «массовые акции гражданского неповиновения», в частности, блокировать улицы, перекрывать движение по мостам, нарушить работу метрополитена, обналичить все банковские счета.
А уже сегодня утром Пашинян вместе с единомышленниками перекрыли ряд ключевых дорог, в том числе, проспект Баграмяна, усевшись и улегшись на мостовой и не позволяя передвигаться автомобилям. По сообщению армянских СМИ, движение по центру города практически заблокировано, время от времени между водителями и демонстрантами происходят стычки.
Извиняясь перед спешащими на работу людьми, Пашинян заявил, что проводится политическая акция.
«Мы просим прощения у тех граждан, которым доставили неудобство. Но мы этим небольшим неудобством пытаемся избежать большего неудобства, имя которому – Серж Саргсян и РПА», - сказал Пашинян, пообещав, что вскоре будут перекрыты и другие улицы.
Чтобы не допустить продвижения участников акции по проспекту Баграмяна, полиция оцепила место проведения акции, призвав их воздержаться от нарушающих правопорядок действий, и не ставить под угрозу права и свободы сограждан.
В заявлении полиции отмечается, что на митинге 15 апреля на площади Франции Пашинян призвал сторонников с утра 16 апреля начать действия, предполагающие очевидное нарушение требований закона Армении «О свободе собраний» и содержащих признаки правонарушения, что подлежит привлечению к ответственности в установленном законом порядке:
«Часть этих действий, помимо того, что нанесет существенный ущерб свободе передвижения граждан, другим смежным правам, естественной работе организаций, в отдельных случаях может быть реальной угрозой жизни и здоровью граждан. Призываем организаторов собрания и некоторых его участников воздержаться от нарушающих правопорядок действий, не ставить под угрозу права и свободы сограждан, законные интересы организаций».
В полдень около 100 участников акции вошли в здание Армянского государственного педагогического университета, призывая студентов присоединиться к протестам.
Сторонники Пашиняна попытались также блокировать станцию метро «Еритасардакан», чему воспрепятствовали полицейские.
«Наша цель - дойти до здания парламента», - заявил своим сторонникам Пашинян. В ответ полиция заблокировала все подступы к зданию парламента, где на 17 апреля назначены выборы нового премьер-министра. Кандидатура экс-президента Армении на этот пост официально утверждена правящей партией в минувшую субботу.
История прекрасно помнит, что на пути к власти Саргсян не остановится ни перед чем.
О том, что происходит в Ереване, и может ли протестная акция перерасти в новый армянский «Майдан» или повторить события марта 2008 года, мы побеседовали с директором Центра стратегических исследований при Президенте Азербайджана Фархадом Мамедовым:
- Сегодня члены «Гражданской инициативы», во главе которой стоит депутат армянского парламента Никол Пашинян, после нескольких дней активной пропаганды перешли к акции гражданского неповиновения. Можно сказать, что основные улицы Еревана перекрыты, акция началась, можно сказать, со вчерашнего дня и активизировалась утром.
Вообще, очень интересная ситуация складывается – время, на которое приходится пик акций, выбрано вовсе не случайно. Во-первых, Серж Саргсян сложил свои полномочия после инаугурации президента Армена Саркисяна.
То есть, сегодня Серж Саргсян фактически является безработным и числится лидером Республиканской партии Армении.
Во-вторых, правительство тоже ушло в отставку, и сегодня весь армянский Кабинет во главе с премьер-министром является «исполняющим обязанности». То есть, именно в эти несколько дней после инаугурации президента и до голосования в парламенте по кандидатуре премьер-министра в Армении все должностные лица находятся в статусе «исполняющих обязанности».
Судя по прямым включениям с акции протеста, полиция практически бездействует, потому что никто из фактического руководства Армении не хочет брать на себя ответственность в подавлении акции.
То есть, президент страны вступил в должность, но не имеет полномочий руководить силовыми структурами, а нового премьер-министра пока еще не избрали. Исполняющий обязанности премьера Карен Карапетян также не с особой охотой будет принимать решение о применении силы против митингующих, потому что он сам выдвинул кандидатуру Сержа Саргсяна и уступил ему в борьбе за пост фактического руководителя Армении.
То есть, складывается очень интересная ситуация - сегодня с утра митингующие совершили множество противоправных действий - по кадрам видно, что был нанесен ущерб государственному имуществу, взломаны двери Общественной радиостанции Армении, улицы Еревана перекрыты мусорными баками. Основываясь на этом, полиция может и должна применить силу, однако на этот час мы этого не видим, потому что все пока находятся в «подвешенном состоянии» и, в принципе, никто, кроме Сержа Саргсяна, не заинтересованы в подавлении этой акции.
С другой стороны, сейчас в парламенте Армении проходит заседание фракции РПА совместно с партией «Дашнакцутюн», которые должны выдвинуть кандидатуру Сержа Саргсяна на пост премьер-министра Армении, и только завтра или послезавтра будет голосование в парламенте.
На данный момент полиция оцепила здание парламента, и если наблюдаемое сейчас недовольство населения будет продолжаться, то, можно сказать, голосование по кандидатуре премьера может состояться даже этой ночью, чтобы быстро решить этот вопрос и наделить полномочиями фактического руководителя Армении Сержа Саргсяна с тем, чтобы именно он принял решение о подавлении акции протеста.
Это очень символично – уж очень все похоже на мартовские события 2008 года, когда приказ о применении силы и автоматического оружия против митингующих также был отдан в период, скажем так, межпрезидентства – то есть, выборы прошли, но инаугурации как таковой не было, Кочарян тогда был в роли уходящего президента, а Серж Саргсян еще не вступил в должность. Вот тогда и было применено оружие, в результате чего когда погибло более 10 человек и десятки получили ранения.
Сейчас повторяется та же история, когда население активно выступает против, и протесты проходят именно в период от инаугурации до назначения премьер-министра. По всему видно, что зачинщиками все этого выступает не одна политическая партия. Да, это демонстрируется как инициатива отдельно взятого депутата парламента Николы Пашиняна, но мы все прекрасно знаем, что если мобилизуется большое количество людей, устраиваются прямые эфиры, то за этим, конечно, стоят определенные силы, у которых может быть две цели. Во-первых, воспрепятствовать назначению Сержа Саргсяна премьер-министром Армении, и во-вторых, создать определенные ограничения для его будущей деятельности.
То есть, если разгон митинга все же состоится, и если при этом будут жертвы – это, конечно же, сузит его активность в западном направлении, и вообще, во внешнеполитической деятельности на ближайшие месяцы.
- Какие силы, на ваш взгляд, в этом заинтересованы?
- Здесь могут быть разные варианты, но если оглянуться на 2008 год, когда после выборов погибли более 10 человек, Серж Саргсян практически в течение года был нерукопожатным на Западе, где с ним никто не хотел иметь дела. И только после инициирования и активной реализации подписания Цюрихских протоколов он мог легитимизировать свою власть, и быть принятым на Западе.
Соответственно, если мы посмотрим на данную ситуацию, на активность связанных с внешними игроками медиа-структур и так далее, мы можем наблюдать, что заинтересованность в нынешней ситуации и в последующем сценарии ее обострения есть. Мы можем констатировать, что планирование протестов именно в дни, когда есть вакуум во власти, персонификация Сержа Саргсяна – это, конечно же, метод давления на руководителя государства; а если государство слабое и общество не консолидировано, то это приводит именно к таким акциям.
- Как вы считаете, мог Серж Саргсян ожидать такого поворота?
- Общественное недовольство в Армении находится на очень высоком уровне, но ни одна оппозиционная политическая партия не может аккумулировать это недовольство в избирательный процесс.
Сторонники Сержа Саргсяна и определенные эксперты утверждали, что игра сделана, парламент, который после конституционных реформ приобретает основную роль в жизни страны, сформирован, его легитимность принята, и там конституционное большинство составляет РПА. То есть, переход власти от президента Сержа Саргсяна к премьер-министру Сержу Саргсяну должен был пройти безболезненно и, скажем так, формально.
Сегодня же мы видим, что это уже не формально, есть общественное недовольство, которое выливается в гражданскую массовую акцию неповиновения. Если к этому прибавить отсутствие адекватной реакции правоохранительных силовых структур, то этот ком может еще разрастись. Главное – есть основания: плохое экономическое положение населения с одной стороны, с другой – изоляция Армении от региональных проектов, усиление олигархической системы, которую Саргсян не отменял и которую не смог реформировать премьер Карен Карапетян. То есть, во всех этих смыслах, конечно же, есть естественная среда, в которой это недовольство может быть.
А если такое недовольство есть, и оно не аккумулируется политическими партиями, то оно выливается в такие акции гражданского неповиновения.
- Как по-вашему, почему другие оппозиционные партии не присоединились к акции Пашиняна?
- Начнем с того, что Никол Пашинян – достаточно одиозная личность. В свое время он был в Армянском национальном конгрессе (АНК), потом, раскритиковав его деятельность, отстранился и, создав вместе с несколькими партиями коалицию «Елк», прошел в парламент. Повторю, Пашинян - достаточно одиозная фигура, и сегодня именно он олицетворяет это движение. Но опять же, если оно не получит поддержку со стороны населения, не станет таким же социальным протестом, как, например, «Электромайдан» в Ереване - то, конечно, политические партии не хотят затрачивать свой и без того мизерный авторитет на поддержку движения, олицетворением которого является Никол Пашинян.
- То есть, речь идет о неприязни именно к личности Пашиняна?
- Совершенно верно.
- Могут ли, на ваш взгляд, сегодняшние протесты перерасти в тот же «Электромайдан» или события марта 2008 года?
- Дело идет именно к этому. Потому что если сейчас движение персонифицировано относительно Сержа Саргсяна, то впоследствии оно может трансформироваться в требования социально-экономического характера. Если движение будет набирать обороты, то так и случится.
- Как вы думаете, удастся Пашиняну и его сторонникам прорваться в парламент?
- Я думаю, все-таки правоохранительные органы не позволят этому случиться, но теоретически все возможно.
- В этом случае, учитывая опыт 2008 года, может все это в конечном итоге привести к кровопролитию?
- Это возможно. Потому что неизвестно, какое количество людей поддержит эту акцию, с учетом того, что она началась вчера, и пока идет по нарастающей. Впереди ночь, и если манифестанты сумеют активно противостоять полиции до момента избрания Сержа Саргсяна премьер-министром, то, конечно, кровопролития не избежать.
- То есть, Саргсян пойдет на все.
- Да, абсолютно.
Ф.Багирова
P.S. На момент сдачи материала на проспекте Баграмяна в Ереване царит напряженная ситуация. Недалеко от здания парламента начались столкновения митингующих с силами полиции. Стычки начались после того, как Никол Пашинян попросил полицейских пропустить его и многочисленных сторонников к зданию парламента.
Пашиняна пропустили через колючую проволоку. За ним последовали и другие демонстранты. После этого полицейские применили спецсредства. Полиция подогнала к месту митинга водомет.