Сам себе враг: о том, почему наша диаспора проигрывает армянской

Диаспора и лобби какого-либо определенного государства обязательно работает по конкретно выработанному механизму.
При чем, этот механизм выработан годами, а порой и веками. Добиться каких-либо успехов мгновенно есть абсолютная ошибочное предположение и если последовать ему, то можно еще долго функционировать безуспешно. Так, как же образовывается эффективный механизм работы диаспоры и где он берет начало?
Качество работы абсолютно любой диаспорной организации за рубежом зависит от двух факторов: внутреннего и внешнего. Внутренний фактор представляет собой концепцию единения нации по определенным факторам, в то время как внешний - допускаемая возможность широко функционировать в стране нахождения. Внешний фактор напрямую зависит от внутреннего, так как успех деятельности за рубежом исходит из качества единения. Итак, рассмотрим сначала элементы создающие благоприятные почву для произраильского лобби в США. Опорным пунктом эффективности в данном случае является религия, превратившая организации в коалицию десятков еврейских религиозных объединений, учреждений по защите гражданских прав, благотворительных фондов и братских обществ.
Во-первых, мотивацией для законодателей и деятелей образовательной сферы США служат поездки в Израиль, организованные такими некоммерческими организациями как Американо-израильский образовательный фонд. Такие путешествия устраиваются каждые два года. При этом, произраильское лобби ни в коем случае не делит американских конгрессменов и сенаторов на республиканцев и демократов, напротив работает с обоими лагерями. Помимо этого, у произраильского лобби есть и научная сторона, содержащая экспертов, готовящих аналитические отчеты. Это такие научные организации как Вашингтонский институт ближневосточной политики, Институт американской инициативы, Центр политики и безопасности, Институт исследования международных отношений и т.д.
Вторым эффективным инструментом произраильского лобби является наличие команды активистов, исчисляющихся тысячами, одна из функций которых оказывать непрямое давление на сенаторов и конгрессменов. С их помощью, можно завалить офис конгрессмена или сенатора бесчисленными письмами, звонками, пикетами перед зданием, а также задавать неудобные вопросы на пресс-конференциях. К активистам причисляются и еврейские студенты, критикующие в университетах профессоров, осуждающих политику Израиля. Обычно, студенты выставляют высказывания преподавателей в социальные сети и делают это предметом общественного обсуждения призывая других сообщать о преподавателях, замеченных в антиизраильской ориентации. Также, студенческие общества, при поддержке влиятельных еврейских спонсоров, призывают к разработке закона о мониторинге антисемитизма в учебных заведениях.
Это делается с целью приостановить государственную поддержку со стороны Конгресса таким университетам.
Затем следуют такие религиозно-сетевые структуры как "Коалиция национального единства для Израиля", "Христиане для Израиля", "Международное христианское посольство Иерусалима". Ассоциация "Христиане сплотившиеся в поддержку Израиля" выступает в качестве "зонтика" для всех христианских организаций, поддерживающих Израиль. Целью является продвижение израильских интересов в среде политиков и контакт с каждым сенатором и конгрессменом.
Безусловно никто не станет сомневаться в эффективности работы произраильских организаций. Вернемся к изначально описанным двум факторам. Единение привело к широким возможностям. Результатом грамотной лоббистской деятельности стала полуофициальная должностная позиция "еврейская связь" (jewish liaison) в аппарате Белого дома, передающая точку зрения еврейского сообщества администрации. Кстати, данная позиция существует еще со времен Дж. Картера.
Азербайджанская же диаспора, к сожалению, похвастаться своими успехами сегодня пока не может. Очевидно, что корень проблемы находиться в первом факторе - единения. Причиной фактической безрезультативности диаспорных структур является борьба организаций между собой. Очень часто доводиться слышать о том, что диаспорные организации не только не желают сотрудничать друг с другом, но и вдобавок конкурируют по различным причинам. Соперничество в данном случае, не приносит никакой пользы, напротив это самая страшная болезнь системы диаспоры. В таком случае, вызывает сомнения наличие определенной стратегии действий, так как мало кто слышал об успехах азербайджанской диаспоры и групп лоббирования за рубежом. Помимо этого, по сути никто и не слышал о зарубежной деятельности азербайджанских институтов научного, культурного или политического характера, даже если она есть. Остается надеятся на то, что новоназначенный глава диаспоры приложит все усилия с целью изменить ситуацию к лучшему. Однако, ему понадобиться помощь азербайджанцев проживающих иностранных государствах.
Несомненно, ассимиляция и умение вливаться в социум есть положительная черта, однако нашим соотечественникам за рубежом не стоит забывать о своей национальной принадлежности. В результате безоглядного растворения в иностранном обществе происходит потеря идентичности, приводящая к ослаблению азербайджанского сообщества в определенной стране. А это в свою очередь, сказывается на работе диаспоры. Кто-то может возразить, что азербайджанское сообщество за границей должно поддерживаться диаспорными организациями и это тоже будет правильным аргументом. Должен соблюдаться баланс сотрудничества между структурами диаспоры и проживающими там азербайджанцами. Диаспоре стоит больше уделять им внимание, интересоваться их положением и привлекать к совместной работе. Нашим соотечественникам же в иностранных государствах следует стараться занимать больше позиций в различных сферах и активно участвовать в жизни стран проживания, не забывая при этом о вечной службе родному Азербайджану.
Джавид Мамедзаде
Статья отражает точку зрения автора