Мубариз Ахмедоглу: «Пашинян намерен отделить нагорно-карабахскую проблему от армяно-азербайджанских отношений»

Фон, созданный заявлениями Никола Пашиняна во время первого визита в Нагорный Карабах, отодвинул на задний план некоторые вопросы в экспертной и общественно-политической среде.
Об этом сказал глава Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу.
По его словам, экспертная среда воспринимала Н.Пашиняна как лидера, который вернет Азербайджану 7 районов:
«Общественно-политическая среда, а также большая часть народа подсознательно давно готова к возвращению 7 районов Азербайджану. Это является одной из основных причин многочисленности митингов Н.Пашиняна. Большая часть армян Еревана являются сторонниками возвращения даже Нагорного Карабаха Азербайджану.
Повторение Н.Пашиняном привычных для ушей армян мыслей о Нагорном Карабахе вызвало оживление в экспертной среде. Экспертная среда, которой нравится самообман, не захотела видеть некоторые тональности в озвученных Н.Пашиняном мыслях.
Некоторые из озвученных им мыслей сенсационны: Н.Пашинян заявил, что будет вести переговоры с Азербайджаном лишь от имени Армении. По мнению Н.Пашиняна, Нагорный Карабах должен отдельно присоединиться к процессу переговоров».
Он отметил, что на самом деле такая позиция Н.Пашиняна полностью соответствует официальной доктрине Азербайджана в нагорно-карабахском урегулировании: для Азербайджана названием нагорно-карабахского конфликта является «Армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт».
«По мнению официального Баку, конфликт между армянами и азербайджанцами содержит 2 составные части:
ı. Вытекающие из истории проблемы между Арменией и Азербайджаном. Сюда входит возвращение поэтапно Иревана, Зангезура и Гейча и других территорий Азербайджану, возвращение азербайджанцев, депортированных из Армянской ССР начиная с 1987 года, в республику Армения и соответственно, создание условий для возвращения покинувших Азербайджанскую ССР армян в Азербайджанскую Республику.
ıı. Решение нагорно-карабахской проблемы. На начальном этапе возвращение 7 районов под контроль Азербайджана. А затем постепенное возвращение Нагорного Карабаха в состав Азербайджана. Армяне Нагорного Карабаха могут вновь предпочесть остаться в составе Азербайджана, как и в 1923 году.
Н.Пашинян предлагает свой вариант поэтапного урегулирования: Сначала нормализуются армяно-азербайджанские отношения. Это возможно. В качестве первичного условия Армения выводит все свои войска из оккупированных территорий, включая Нагорный Карабах, и после этого начинается обсуждение транспортных связей, инвестиций, совместных экономических проектов и вопросов присоединения к региональным проектам. Обсуждения заканчиваются за короткий срок времени, и начинается практическая деятельность.
Созданное Н.Пашиняном движение и назначение его премьер-министром создали активность в нагорно-карабахском урегулировании. Вот здесь Н.Пашинян действовал совсем противоположно Сержу Саргсяну. Всей деятельностью Сержа Саргсяна было торможение процессов, связанных с нагорно-карабахским урегулированием. Совершал имитацию.
Активность Н.Пашиняна создала определенные надежды у ЕС, США и РФ. То, что верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф.Могерини в поздравительном послании Н.Пашиняну назвала нагорно-карабахское урегулирование первоочередной задачей для ЕС, является неслучайным. Н.Пашинян, видимо, смог создать не только активность и надежду, но также и аппетит», - сказал политолог.
Архитектор апрельской провокации 2016 года назначен министром обороны в Армении.
Мубариз Ахмедоглу также отметил, что новый министр обороны Д.Тоноян, назначенный со стороны нового премьер-министра Армении Н.Пашиняна, не является новым человеком для военной среды Армении: «Однако его самой большой деятельностью является то, что он был архитектором апрельской провокации 2016 года. Д.Тоноян являлся чрезвычайно активным заместителем министра. Несмотря на то, что связи с Россией были минимальными, на Западе ему были открыты все двери. Используя эти возможности, он подготовил военно-политическую концепцию «от «Статичной обороны» к «Системе укрощения/сдерживания»». Обсудив эту концепцию дважды в резиденции НАТО в Брюсселе, он представил новую концепцию в штаб-квартире ОБСЕ в Вене и на обширных обсуждениях в Chatham House в Лондоне. Финал этих обсуждений, произошедших в феврале 2016 года, состоялся во время встречи с Д.Тонояном в Союзе писателей Армении.
Такова краткая суть концепции: Азербайджанская армия большая и сильная. Военные операции, происходящие в положении статической обороны, приносят успех Азербайджану. Объяснить сложившуюся ситуацию армянскому обществу становится сложно. Поэтому армия Армении, создав возможности, нанося удары по азербайджанской армии, должна отвести ее от военных операций против Армении. Победы, достигнутые элитными войсками армянской армии во время операций по быстрому реагированию, ещё больше воодушевят армянский народ.
Эта концепция привела к апрельским боям 2016 года и результат известен. Д.Тоноян вскоре из-за того, что не ладил с новым министром обороны Вигеном Саркисяном, был отстранен от должности заместителя министра. Однако из-за того, что его связи с Западом и потенциал совершения провокаций были высоко оценены со стороны тогдашнего президента Сержа Саргсяна, он был назначен министром по чрезвычайным ситуациям. Д.Тоноян забыл основную функцию министерства по чрезвычайным ситуациям и превратил это министерство во второе военное министерство. За счет полученной от США и НАТО поддержки провел целенаправленные военные учения. Самым наглядным примером того, что министерство по чрезвычайным ситуациям не занималось своей функцией, является беспомощность этого министерства во время лесных пожаров в Армении в период, когда Д.Тоноян был министром по чрезвычайным ситуациям.
Н.Пашинян назначил Д.Тонояна министром обороны именно из-за его связей с Западом и потенциала совершать провокации. Потому что Н.Пашинян продолжает путь Сержа Саргсяна. Понимает, что привлечение России к военным провокациям на Южном Кавказе является большим геополитическим и финансовым ресурсом для Армении. Сценарий провокации в Нахчыванском направление нужен для Армении как воздух и вода. Если бы Н.Пашиняну нужны были нормальные военные связи с Россией, то он не назначил бы Д.Тонояна министром. Армяне Нагорного Карабаха выдвигали идею о назначении Вагаршака Арутюняна на должность министра обороны.
Н.Пашинян по манере авантюриста повторил Сержа Саргсяна. Однако С.Саргсян сознательно готовил провокации и мог получить поддержку определенных кругов на Западе. Но Н.Пашинян не обладает таким способностями и доверием.
То, что Н.Пашинян с первых же дней поставил подножку России в вопросах региональной безопасности, в любом случае не может остаться без ответа со стороны Кремля. Потому что геополитические процессы вынуждают Москву как минимум уважать себя».