The Jamestown Foundation: «Повлияет ли региональная и глобальная напряженность на работу Минской группы ОБСЕ ?»

Массовые уличные протесты в Армении, которые начались в конце марта, заставили недавно занявшего пост премьер-министра после десятилетнего президентского правления Сержа Саргсяна уйти в отставку.
Вскоре после этого 8 мая оппозиционный политик и лидер демонстраций Никол Пашинян был избран новым главой правительства.
Об этом говорится в статье директора Центра стратегических исследований (ЦСИ) при Президенте Азербайджанской Республики Фархада Мамедова.
Статья «Влияние перемен в Армении на карабахский конфликт: взгляд из Баку» опубликована на сайте Jamestown Foundation.
Таким образом, политическая история этой Южно-Кавказской республики вступает в качественно новую фазу, потому что переход руководства – это не просто смена политической элиты.
В публикации говорится, что для Азербайджана, возможно, самый важный вопрос, как эти политические изменения в Ереване повлияют на армяно-азербайджанский конфликт вокруг Нагорного Карабаха.
«За последние 25 лет внутренняя политика Армении всегда была тесно связана с процессом урегулирования конфликта», - подчеркивается в статье.
В публикации указывается, что происходящее вокруг карабахского конфликта оказало сильное влияние на такие события, как отставка первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, передача власти в Армении карабахскому политику Роберту Кочаряну, а затем и Сержу Саргсяну, стрельба в армянском парламенте в 1999 году, в результате чего погибли спикер и премьер-министр, захват полицейского здания вооруженной группой «Сасна Црер» в июле 2016 года и отставка правительства Овика Абрамяна осенью 2016 года.
Хотя международное и местное освещение в СМИ, не говоря уже об экспертном сообществе, с энтузиазмом сосредоточилось на «демократическом профиле» недавних протестов в Армении, многие не смогли выделить два важных вопроса, которые будут по-прежнему оказывать значительное влияние на внутреннюю политику, несмотря на изменения в правительстве.
«Во-первых, так называемый «карабахский клан» представляли, в основном, коррумпированные и связанные с криминалитетом генералы, которые пришли к власти в 1990-х годах, во время и после карабахской войны.
Во-вторых, страна по-прежнему изолирована на региональном уровне, а 83 процента ее границы (с Турцией и Азербайджаном) закрыто в результате оккупации Арменией территории Азербайджана», - говорится в статье.
В материале указывается, что новое правительство Армении надеется, что сможет возобновить процесс «турецко-армянской нормализации», то есть по открытию границы, которую Анкара закрыла в 1993 году в поддержку территориальной целостности Азербайджана.
«Подобные попытки потерпели неудачу в прошлом, в то время как стратегический характер турецко-азербайджанского сотрудничества охватил ряд совместных региональных проектов в области энергетики и других инициатив», - указывается в публикации.
В статье говорится, что популистские заявления нового премьер-министра предлагают участие сепаратистов непосредственно в переговорах по конфликту и что «НКР» должна быть частью Армении, и отмечается, что новое правительство Армении может негативно повлиять на процесс урегулирования конфликта.
«В этом контексте особенно важна активность международных посредников, сопредседателей Минской группы ОБСЕ - России, США и Франции.
Вопрос заключается в том, будут ли сопредседатели продолжать проводить согласованную линию, или же региональная и глобальная напряженность также повлияет на работу формата Минской группы», - говорится в материале.
Эльшан Рустамов, Г.Р.