«В случае вооруженных боестолкновений вся вина будет лежать на Пашиняне»
Напряженная ситуация в Армении не стихает даже после смены власти в стране.
Сменивший Сержа Саргсяна новый премьер Никол Пашинян в своих заявлениях демонстрирует ни чуть не меньше популизма в отношении Нагорного Карабаха, чем его предшественник.
О возможных переменах во внешнеполитическом курсе Пашиняна и отражении его на нагорно-карабахском конфликте мы решили поговорить с политическим аналитиком Джавидом Мамедзаде.
- Насколько изменится ситуация в Армении после прошедшей революции?
- Прошедшая революция в Армении не выведет ее из экономического кризиса, и страна уж точно не расцветет. Кто бы там ни пришел к власти, Армения все равно находится в блокаде и предложить ей миру и региону нечего. Если население Армении считает, что результатом избрания Пашиняна станет сильная экономика, безвизовый режим с ЕС и выход из-под влияния России, то оно сильно заблуждается.
Обратим внимание на тот факт, что при встрече с новым премьером Путин назвал Армению своим союзником и стратегическим партнером. Этого вполне достаточно, чтобы понять, что ничего по сути не изменится. Российская военная база, конечно же, останется в Гюмри, а политика Армении будет контролироваться Кремлем. Армения все также останется сателлитом России на Кавказе.
Джавид Мамедзаде
- Почему Армении не удастся выйти из-под влияния Кремля?
Для того чтобы выйти из-под влияния России, Армении необходимо сначала постараться выйти из блокады, осознав бесполезность своей оккупационной политики. Это, свою очередь, означает нормализацию отношений с соседями – Азербайджаном и Турцией. Под этим, конечно же, подразумевается возврат всех оккупированных Арменией земель Азербайджану и отказ от идеи добиться признания выдуманного «геноцида армян». Однако ни того, ни другого не произойдет. Если новый премьер Армении согласится на возврат земель, его рейтинг опустится на дно, и народ его растерзает. Это будет расценено как поражение, и не важно, что, вернув земли, армяне станут лучше жить. Если же Пашинян откажется от продвижения идеи «геноцида армян», то у него будут проблемы с армянским лобби, на котором практически держится Армения. Ни первое, ни второе Пашиняну не нужно, и поэтому он предпочтет роль вассала, как и всегда.
- В чем тогда разница между свержением Саргсяна и избранием Пашиняна?
Единственная разница – отстранение карабахского клана от власти в Армении. При всем желании Пашиняна изменить ситуацию к лучшему и при всех надеждах армянского народа на светлое будущее, положение останется прежним. Понимаете, у каждого избранного премьера или президента есть определенный кредит доверия со стороны народа. Стоит учитывать тот факт, что армяне находятся в состоянии революционной эйфории и ожидают мгновенного решения всех проблем со сменой власти. Азербайджан прошел через это в 90-х годах, когда народная волна смела муталлибовскую власть и некоторое время пребывала в состоянии революционного романтизма. Оказалось, что приход к власти стал самой легкой частью задуманного, а реализация – самой сложной. То же самое мы наблюдаем сегодня в Армении. Поэтому можно предположить, что, в конце концов, кредит доверия Пашиняну исчерпает себя, и народ потребует его отставки.
- Как вы думаете, к чему приведут резкие заявления нового премьера Армении по карабахскому вопросу?
Не стоит забывать, что Пашинян - бунтарь со стажем, а не политик. Поэтому политические ошибки, которые могут привести к катастрофическим для армян последствиям, вполне допустимы с его стороны. Если новый премьер Армении требует участия сепаратистского Нагорного Карабаха как третьей стороны в переговорах, то он должен признать Нагорный Карабах (марионеточный режим, созданный Арменией на оккупированных территориях Азербайджана) как республику. В таком случае Азербайджану не останется ничего кроме как начать войну за освобождение своих оккупированных территорий. Поэтому Пашиняну стоит оставить популистские высказывания и трезво оценить ситуацию.
С другой стороны, возможно, заявления Пашиняна служат для повышения собственного рейтинга в стране, в том числе и среди карабахских армян. Это еще можно понять.
В любом случае, это играет нам на руку. Весь мир видит, как Азербайджан пытается решить проблему мирным путем, а новый премьер Армении призывает к срыву переговоров, изменению статус-кво и фактической эскалации конфликта. Поэтому его резкие заявления укрепляют позиции Баку в глазах мирового сообщества, и в случае вооруженных боестолкновений вся вина будет лежать на нем.
1news.az