Эксперт: «Южный газовый коридор» обеспечит стабильность альтернативных поставок газа в ЕС
Тема ввода в эксплуатацию «Южного газового коридора» (ЮГК), первое звено которого было запущено 29 мая в Баку, находится в центре внимания как ведущих мировых СМИ, так и независимых экспертов.
Причина – этот проект стоимостью $40 млрд кардинально меняет карту поставок газа в Европу, предоставляя ЕС выбор большего числа источников «голубого топлива» и снижая его зависимость от РФ.
Европа увидит азербайджанский газ в 2020 году, но уже в 2018 году начинают реальную работу два из трех участков ЮГК – расширенный Южно-Кавказский трубопровод (проходит по территории Азербайджана и Грузии) и Трансанатолийский газопровод (TANAP) на территории Турции, которая будет получать с ЮГК др 6 млрд куб.м. газа в год.
TANAP до Эскишехира будет введен в эксплуатацию 12 июня 2018 года.
Первый источник газа в ЮГК – газ со второго этапа разработки каспийского месторождения «Шахдениз».
Ряд стран ЕС, подписавших в 2013 году контракты о закупке газа с «Шахдениз-2» (9 европейских компаний), с 2020 года будет суммарно получать 10 млрд куб.м. газа в год, но уже через 6-7 лет эти поставки могут удвоиться.
По мнению главы Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхама Шабана, высказанному 1news.az, «проект ЮГК способствует развитию сотрудничества между десятком стран мира и диверсификации источников газа для ЕС».
«Важность ЮГК в том, что этот проект внесет огромный вклад в стабильность поставок газа в Европу и обеспечение долгосрочной энергобезопасности. Это является ключевым элементом стратегии Энергетического союза ЕС, направленной на строительство полностью интегрированного внутриевропейского газового рынка», - сказал 1news.az И.Шабан.
По его мнению, для Азербайджана проект даёт шанс экспортировать значительные объемы газа за пределы Грузии и Турции, которые с 2007 года получают газ с первого этапа разработки «Шахдениз».
«Именно благодаря ЮГК Азербайджан получит возможность начать разработку своих крупных газовых запасов на Каспии. Так как без надежной инфраструктуры компаниям не было смысла инвестировать огромный капитал в освоение глубоководных месторождений. А соответствующая инфраструктура открывает путь к дальнейшим разработкам», - подчеркнул эксперт.
По его мнению, проект ЮГК также будет способствовать налаживанию энергетического партнёрства Азербайджана со странами, традиционно зависящими от одного источника, такими, как Болгария, Греция, а также со странами, нуждающимся в новых поставках, например, Албания.
Согласно графику, уже в 2021 году Турция с месторождения «Шахдениз» будет импортировать 12,5 млрд кубометров газа. Доля азербайджанского газа на её рынке вырастет с нынешних 12% до 20%.
Таким образом, пятая часть трубопроводного газа для турецкого рынка будет поступать из Азербайджана, что является очень большим достижением.
Лидером в поставках газа в Турцию является РФ. Также Турция покупает газ у Ирана и Алжира.
«Газ из Азербайджана, поступающий на рынок Турции, будет самым конкурентоспособным газом, что очень важно для местных потребителей, особо в сфере производства», - уверен И.Шабан.
ЮГК впервые даст возможность Турции стать транзитной страной и зарабатывать от прокачки азербайджанского газа. Каждая транспортируемая 1000 кубометров газа с «Шахдениз-2» принесет доход в бюджет как турецкой государственной компании BOTAS, так и государственный бюджет братской страны.
Отвечая на вопрос 1news.az о том, когда проект ЮГК может окупиться, эксперт подчеркнул, что это зависит от многих факторов.
«Самое главное, что все сегменты ЮГК работают по рыночным механизмам и как единая коммерческая машина: заплатил – груз доставили, не успел - и газ не получишь. Именно при таком подходе газопровод точно не будет убыточным. Это позитивно влияет на его эксплуатацию, которая будет идти согласно графику, предусмотренному нормативным стандартам. И кредитные платежи будут во время оплачены, а акционеры будут получать дивиденды», - отметил И.Шабан.
Он опроверг мнение ряда недоброжелателей ЮГК о том, что этот проект не оправдан с коммерческой точки зрения.
«Давайте сравним разработку «Шахдениз-2» (первый источник газа под ЮГК) с другим гигантским каспийским проектом – казахстанским проектом освоения месторождения «Кашаган». Если оценить вложенные средства и полученные объемы товарных углеводородов, то можно со 100% уверенностью заявить – вложения в $40 млрд в ЮГК, включающий в себя и разработку «Шахдениз-2», коммерчески себя оправдывают», - заявил эксперт.
Он напомнил, что капитальные вложения только в первую фазу проекта «Кашаган» составили $56 млрд, причем без учета инфраструктуры. Там ежегодно будет добывать 11-13 млн тонн нефти.
«Теперь посмотрим на проект «Шахдениз». В рамках «Шахдениз-1» за 11 лет добыто 90 млрд кубометров природного газа и 23 млн тонн конденсата – капитальные вложения составили около $8 млрд. Сейчас Азербайджан приступает к разработке более значительных объемов каспийского газа, вкладывая в его извлечение $22,7 млрд (в добычу ежегодно 16 млрд кубометров природного газа с «Шахдениз-2» и 4 млн тонн конденсата. Разве не оправданы эти риски? Причем ВР и партнеры по «Шахдениз» сумели пробурить скважины до глубины 7301 метр, а добыча на глубине моря 550 метров впервые проводится на Каспии с помощью монифольдов – подводных роботов», - сообщил И.Шабан.
Он также пояснил, что когда речь идет об инвестициях в $40 млрд в ЮГК, это подразумевает в совокупности и инфраструктуру по разработке «Шахдениз», создание нового газового терминала, прокладку новых трубопроводов.
«Если взять чистую стоимость самого газопровода ЮГК, без учета работ по извлечению газа с «Шахдениз-2», то она не так и велика - приблизительно чуть более $17 млрд. Так что с коммерческой точки зрения проект ЮГК оптимален», - отметил эксперт.
Важным является и то, что ЮГК будет открыт для третьих сторон.
«Конечно, это не означает, что все, кому не лень, смогут занять очередь для транспортировки своего газа по ЮГК. Ведь Азербайджан и партнеры инвестируют многомиллиардные средства не для того, чтобы потом кто-то на этом делал «деньги». Это понимают и должны понять все поставщики газа, включая тех, кто присоединился к «Третьему Энергетическому Пакету» ЕС. Хочу напомнить слова вице-президента SOCAR Эльшада Насирова по этому поводу: «Для использования нашей газовой инфраструктуры грузоотправитель должен сам быть собственником газа и иметь покупателя в Европе». Кроме того, естественно, на контрактный период в трубопроводе должен быть свободные мощности. Когда все эти моменты совпадут, для транспортировки газа третьих сторон не будет никаких проблем. И они выгодны для самого SOCAR и партнеров, так как они, транспортируя газ других, смогут зарабатывать на этом», - пояснил эксперт.
Отметим, что к ЮГК проявляют интерес Туркменистан, Узбекистан, Иран, Кипр и даже РФ.
Таким образом, весь скепсис по поводу этого нового газопровода абсолютно не оправдан.
К 2030 году Европа будет нуждаться дополнительно в 77 млрд кубометров газа в год, к 2040 году – 88 млрд кубометров газа в год, поэтому востребованность в газе, доставляемом по ЮГК, не вызывает никаких сомнений.
На первом этапе Южный газовый коридор свяжет между собой 7 стран мира, но позднее к числу получателей газа по этому трубопроводу могут присоединиться также Босния и Герцеговина, Хорватия и Черногория.
«Азербайджан впервые дал старт проекту, требующему столь широкомасштабного международного экономического и политического сотрудничества, стал его инициатором. Уверен, что проект ЮГК послужит дальнейшему углублению сотрудничества в Европе и в нашем регионе не только в энергетическом секторе, но и во всех других областях», - заявил 29 мая в Баку Президент Азербайджана Ильхам Алиев, давая старт ЮГК.
Лада Евграшина, Г.Р.