«Изгнание Бако Саакяна – вопрос предрешенный»
Глава марионеточного режима Нагорного Карабаха Бако Саакян накануне заявил, что намерен покинуть пост «президента» так называемой «Нагорно-Карабахской Республики» в 2020 году.
Чем была вызвана необходимость в подобном заявлении, мы попытались разобраться в беседе с политологом, профессором Западно-Каспийского университета Фикретом Садыховым.
- Фикрет муаллим, что, на Ваш взгляд, стоит за решением Бако Саакяна не выдвигаться в «президенты» этого самопровозглашенного, марионеточного образования в 2020 году?
- Я считаю, что судьба Бако Саакяна предрешена, ему пора уходить. Он должен покинуть свой пост задолго до 2020 года, потому что в Нагорном Карабахе уже зреют очень серьезные процессы, и сторонники премьер-министра Армении Никола Пашиняна, видимо, настроены достаточно решительно по отношению к этому самозванцу.
Но то, что он сейчас говорит о намерении уйти в 2020 году – это вовсе не значит, что он действительно собирается это сделать. Он - человек подневольный. Здесь, скорее, расчет на то, чтобы успокоить людей, которые уже раздражены его режимом. Саакян надеется таким образом сбить накал, добиться стабилизации обстановки, спада напряженности, прекращения митингов и требований о его отставке. Я думаю, ему это не удастся, потому что там уже созрело довольно серьезное недовольство Саакяном и его сторонниками. Ведь все хорошо понимают, что Карабах, так же как и Армения, находится в тупике, и выход из этой ситуации не виден. Они рассчитывают на смену людей.
Но я не уверен, что человек, который придет на место Саакяна, будет настроен на конструктивный диалог по карабахской проблеме.
Однако неоспоримый факт сегодняшнего положения в Нагорном Карабахе заключается в том, что народ просто устал от этих дармоедов, которые обещали золотые горы, а на деле фактически завели и Армению, и Карабах в столь тупиковую беспросветную ситуацию.
- А не может ли быть так, что Саакян, как протеже прежнего президента Армении Сержа Саргсяна, просто не хочет работать с новыми властителями Армении?
- Тут дело не в том, что хочет или не хочет работать он с новым руководством Армении. Саакян – фигура управляемая и подконтрольная Еревану, самостоятельно ничего не решающая. Сам по себе этот марионеточный режим существует только благодаря Еревану. Жители этого псевдогосударства ездят за рубеж с армянскими паспортами, на территории оккупированного Нагорного Карабаха стоят армянские вооруженные силы, в ходу денежные знаки Армении, то есть, ничего своего у них нет. Зависимость режима Нагорного Карабаха от Армении настолько очевидна, что это не может быть связано с желанием или нежеланием Саакяна работать с новым руководством Армении.
По сути, Саакян понимает, что смена власти в Ереване автоматически требует и смены режима в Ханкенди. Плюс недовольное население, нерешенные экономические и социальные проблемы. Естественно, в этой ситуации единственный выход – это как можно быстрее уйти со своего поста, чтобы не нести ответственности и всей тяжести происходящего на своих плечах. Потому что представители режима Саакяна хорошо понимают, что в противном случае завершат свою карьеру в местах не столь отдаленных.
Из всего сказанного можно сделать один вывод: изгнание Бако Саакяна – вопрос предрешенный.
- Как известно, Пашинян с первых же дней своего прихода к власти заявил о важности привлечения самопровозглашенного режима к переговорам по карабахскому урегулированию. Участие в переговорах автоматически повышает ответственность переговорной стороны. Может ли заявление Саакяна об уходе в 2020 году быть связано с желанием избежать ответственности за ход дальнейших переговоров по Карабаху?
- Заявление Пашиняна о необходимости привлечения карабахских сепаратистов к переговорам абсурдно и далеко от реалий мирного процесса, оно в то же время не учитывает происходящих в регионе процессов. Пашинян, прежде всего, делает ставку на популизм, именно этим можно объяснить его далеко идущие многообещающие заявления на митингах и его поездку в Нагорный Карабах после избрания премьер-министром.
На фото: профессор Западно-Каспийского университета, политолог Фикрет Садыхов
Я убежден, что марионеточный режим никак не может быть стороной переговоров, поскольку в признанном устоявшемся формате переговоров режим в Карабахе является всего лишь заинтересованной стороной наряду с изгнанной из этого региона азербайджанской общиной. А сторонами переговоров являются Армения и Азербайджан. Пашинян просто пытается продлить статус-кво, а на фоне устранения от руководства в Армении карабахского клана - сделать подобным образом реверанс карабахцам за то, что убрал с политической сцены карабахца Саргсяна и его сторонников. Пашинян проявляет видимое беспокойство и демонстрирует попытку привлечь этот режим к переговорному процессу.
Но это все шито белыми нитками, потому что есть официальные документы, в которых четко указано, что сторонами конфликта являются Армения и Азербайджан, а армянская и азербайджанская общины Нагорного Карабаха – это заинтересованные стороны. То есть, армянам Карабаха, если они хотят мира, следует разговаривать с азербайджанской общиной. Вот это может привести к какому-то поиску компромиссов, а не высокопарные заявления о привлечении одной общины региона к переговорному процессу. Так что, Саакяну не светит быть стороной переговоров, тут он может не беспокоиться относительно своей ответственности за дальнейший их ход.
- Пашинян не может не понимать, что Баку никогда не согласится на участие в переговорах марионеток в качестве стороны конфликта. Какую же цель он тогда преследует, настаивая на своем?
- Да, это вздорное, безосновательное требование, по сути, чистой воды популизм, за которым стоят провокационные намерения официального Еревана. Например, срыв переговорного процесса, продление статус-кво, попытки втиснуть в этот переговорный процесс тех, кто никакого отношения к нему не имеет, и провокации на линии соприкосновения с целью пытаться продемонстрировать степень своей уязвимости от растущего военного потенциала Азербайджана и обвинить нас в том, что мы вынашиваем агрессивные намерения.
Ялчин Алиев