Старый Каспий с новым статусом: почему это важно для Азербайджана?
В казахстанском городе Актау прошла встреча лидеров России, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и Ирана, по итогам которой был подписан исторический для региона документ — Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, - работа над которым велась 22 года.
И наконец, президенты пяти прикаспийских государств поставили свои подписи под главным документом – «Конституцией» Каспия.
Согласно документу, основная площадь водной поверхности Каспия остается в общем пользовании сторон, а дно и недра делятся соседними государствами на участки по договоренности между ними на основе международного права.
Судоходство, рыболовство, научные исследования и прокладка магистральных трубопроводов осуществляются по согласованным сторонами правилам. При реализации масштабных морских проектов в обязательном порядке учитывается экологический фактор. Конвенция фиксирует положение о недопущении присутствия на Каспии вооруженных сил внерегиональных держав, определяет пять прикаспийских государств ответственными за поддержание безопасности на море и управление его ресурсами.
Согласно новому документу, прибрежные государства имеют исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений в пределах своего сектора.
Ширина зон безопасности не будет простираться более чем на 500 метров, отмеряемых от каждой точки внешнего края таких искусственных островов, установок и сооружений.
Страны Каспия будут определять допустимый улов рыбы и других водных биологических ресурсов в Каспийском море и, исходя из этого, распределять его на национальные квоты, следует из подписанной Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.
Если страна не может освоить свою квоту, то она может предоставить другим государствам остаток своей квоты, говорится в документе.
«Пятерка» прикаспийских стран также договорилась о порядке и условиях прохождения военных кораблей и подводных лодок через территориальные воды.
В документе отмечается, что суда под флагами сторон могут осуществлять проход через территориальные воды с целью пересечь эти воды, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод, а также пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на таком рейде или у такого портового сооружения.
«Порядок и условия прохода военных кораблей, подводных лодок и других подводных транспортных средств через территориальные воды определяются на основе соглашений между государством флага и прибрежным государством, а в случае отсутствия таких соглашений – на основе законодательства прибрежного государства», — подчеркивается в Конвенции.
Также отмечается, что проход через территориальные воды не должен нарушать мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства и должен быть непрерывным и быстрым.
Еще одним важным пунктом Конвенции является недопущение милитаризации Каспия. Иными словами, военный вход на Каспий «шестой» страны строго запрещен.
Подписание Конвенции также открывает благоприятные возможности для инвестиций.
Кроме того, как отмечается в документе, любой спор между сторонами, касающийся толкования или применения Конвенции, по которому не удается достичь согласия, по выбору стран может быть передан на урегулирование другими средствами мирного разрешения споров, предусмотренными в международном праве.
Плюсы для Азербайджана
Для Азербайджана, который имеет почти тысячу километров морской границы и ведет активную экономическую деятельность на Каспийском море, подписание Конвенции создало прочную правовую базу.
Конвенция позволяет, чтобы Каспий из возможной зоны соперничества и конфликтов превратился в море сотрудничества к взаимной выгоде всех прикаспийских государств, в том числе и Азербайджана.
Конвенция позволит более широко привлекать инвесторов к участию в разработке энергоресурсов Каспия и их доставке на рынки. Азербайджан в настоящее время обладает самой развитой инфраструктурой на Каспии для разведки, добычи и транспортировки нефти и газа. У страны есть опыт и хорошие специалисты в этой области. Азербайджан может участвовать в проектах, расположенных в секторах соседних государств, к взаимной выгоде и приглашать к участию в своих проектах соседей.
Принятие Конвенции по статусу Каспия также определяет необходимую правовую базу для дальнейших прямых переговоров Баку с Ашгабадом и Тегераном без необходимости участия третьих стран.
Отметим, что вопрос определения правового статуса Каспийского моря получил актуальность после распада СССР, когда появление новых субъектов международного права — Азербайджана, Казахстана и Туркменистана — поставило вопрос о разграничении Каспия уже между пятью странами. Сложности определения статуса Каспия были связаны, в частности, с признанием его озером или морем, разграничение которых регулировалось разными положениями международного права.
Переговоры по определению статуса Каспийского моря начались в 1996 году.
В ноябре 2003 года Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Иран подписали Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря.
В июле 1998 года между Казахстаном и Россией было заключено соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование, а в мае 2002 года – протокол к данному соглашению. 29 ноября 2001 года и 27 февраля 2003 года были заключены соглашения между Казахстаном и Азербайджаном о разграничении дна Каспийского моря и протокол к нему соответственно. Также между Казахстаном, Азербайджаном и Россией 14 мая 2003 года было заключено соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря.
Саммиты глав прикаспийских государств проводились в 2002 году в Ашгабаде, в 2007 году - в Тегеране, в 2010 году - в Баку и в 2014 году - в Астрахани. Важные политические решения, принятые на саммитах глав прикаспийских стран в Баку и Астрахани, внесли вклад в согласование ряда принципиальных положений проекта Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.
С.Агаева