Фархад Мамедов: «Пашинян не вынес для себя уроков из провальной политики прежнего руководства, что может привести к эскалации конфликта»
Интервью 1news.az с директором бакинского Центра стратегических исследований Фархадом Мамедовым.
- Премьер-министр Армении Никол Пашинян посетил оккупированные территории Азербайджана, где с марионетками во главе с Саакяном обсудил «повышение обороноспособности». С чем связан его визит?
- Любые действия Никола Пашиняна до очередных парламентских выборов нужно рассматривать в первую очередь в контексте динамики внутриполитических процессов.
За 3 месяца своего премьерства Пашинян нанес сильные удары по представителям карабахского клана.
Его высказывание в контексте нагорно-карабахского конфликта о том, что карабахцы его не выбирали и он не является их легитимным представителем, эхом отозвалось и на внутренней политике.
Он отдаляет карабахцев от власти в Армении и показывает им пространство – оккупированные территории Азербайджана, где они могут иметь активную политическую деятельность. Чтобы не создавать себе угрозы в Карабахе, он совершает эти визиты, демонстрируя, что держит руку на пульсе.
Кроме этого, после недавних акций в Карабахе именно Пашинян был той персоной, которая успокоила местное население, желавшее и стремившееся к продолжению армянской «бархатной» революции на оккупированных территориях АР и, в частности, напомним о событиях, приведших к уходу со своих «должностей» «глав силовых ведомств» марионеточного сепаратистского режима.
В Армении Пашиянан, заручившись поддержкой общества, простых граждан ведет борьбу с элитой и диктует свои условия. В то же время Пашинян указывает представителям карабахского клана на то, чтобы они не проявляли каких-либо инициатив в политической плоскости.
- С чем может быть связано освобождение арестованного за организацию мартовских событий 2008 года экс-президента Роберта Кочаряна?
- Решение об освобождении судом Роберта Кочаряна демонстрирует, что представители прежней власти, а также некоторые политические силы в Армении, которые в свое время поддержали Пашиняна, меняют свои взгляды, в них происходит определенная трансформация.
Уходит эйфория, идет консолидация антипашиняновских сил. И самым слабым звеном для Пашиняна являются командиры воинских частей, дислоцированных в Нагорном Карабахе.
На протяжении 20 лет ежегодный беспроцентный кредит из бюджета Армении сепаратистам, неконтролируемые пожертвования диаспоры и плюс большой военный бюджет Армении, составляющий $ 350 млн. Все это было хорошей кормушкой для этой группы людей.
Сегодня Пашинян проводит политику прозрачности борьбы с коррупцией и эта кормушка для бывшего состава тихо-тихо сужается.
С другой стороны, есть ностальгия по кочаряно - саргсяновскому периоду, когда карабахские командиры получали должности в руководстве Армении и могли обеспечить себе безбедную жизнь.
На сегодня группа этих людей, могущих создать проблему на оккупированных территориях, является наиболее неконтролируемой и непредсказуемой. Есть вероятность каких-либо провокаций и саботажа.
Все прекрасно понимают, что на любые провокации армян азербайджанская сторона ответит жестко, как это было в апреле 2016 года, и это может ударить по престижу и имиджу Пашиняна.
Поэтому его визит в Карабах и проведение встреч с командирами и руководящим составом показывает, что он достаточно внимательно следит за данной группой лиц, так как испытывает определенный страх перед ними. С другой стороны, как было уже отмечено, они самая непредсказуемая группа в армянской элите для него самого.
- На фоне сообщений о том, что Кочарян намеревался использовать карабахский вопрос для возвращения в политику, это выглядит попыткой Пашиняна сыграть на опережение и дать гарантии того, что он его не сдаст…
- Пашиянан митингом 17 августа показал, что у него все еще высокий рейтинг, и он добился этого своим популизмом, борьбой с коррупцией, разоблачениями, но долго сдерживать армянское общество этими популистскими шагами невозможно.
Поэтому он стремится как можно раньше провести парламентские выборы, чтобы монетизировать на выборах свой высокий рейтинг и добиться подавляющего превосходства в парламенте.
Единственный, кто сейчас открыто выступает против него, это Роберт Кочарян, и он проводит достаточно активную работу по аккумуляции всех обиженных политиков, бизнесменов с целью создания широкого антипашиняновского блока.
Здесь карабахцы выступают самым непредсказуемым образом, потому что за 20 лет они, во-первых, достигли достаточной консолидации, во-вторых, стали очень богатой и влиятельной кастой в самой Армении. И сейчас, когда есть угроза потери всего наворованного за эти годы, они могут перейти к действиям.
И если электорально они на сегодня не могут конкурировать с Пашиняном, то должны создавать для него проблемы, и они могут быть созданы на оккупированных территориях.
- Выходит, что призывы азербайджанской стороны не повторять ошибок прошлого руководства в вопросе урегулирования карабахского конфликта остались неуслышанными?
- Во-первых, действия Пашиянана направлены на удержание власти любыми методами до внеочередных парламентских выборов, во-вторых, на закрепление своих позиций на выборах.
До этого мы видели как радикальный тон Пашиняна по карабахскому урегулированию, так и более мягкий, но не были произведены какие-либо действия.
Мы должны всегда ставить черту между заявлениями и действиями армянского руководства.
Его риторика по развитию экономики Армении, чего в условиях изоляции невозможно осуществить, показывает, что он не учел ошибок прежнего руководства.
Если человек заявляет, что политика Саргсяна была провальной во всех сферах, но продолжает его политику в контексте урегулирования карабахского конфликта, это показывает, что либо у него нет пространства для маневра в этом вопросе, либо это целенаправленное действие для закрепления оккупации. А это приведет к тупику в переговорном процессе и к повышению эскалации на линии соприкосновения.
Эльшан Рустамов, И.А.