Российский политолог: «Для Путина Пашинян – это «черт из табакерки»
Интервью 1news.az с российским политологом, ведущим экспертом политологического центра «Север-Юг» Александром Караваевым.
- В Армении низкий уровень участия граждан во внеочередных парламентских выборах (48,63%) связывают с отсутствием граждан в республике.
- Мы не можем говорить, что была низкая явка, а может это реальная явка. Возможно, только сейчас мы увидели реальную явку последних лет. Действительно, обещание не предпринимать каких-то манипуляций с подсчетом голосов среди ключевых сторонников Пашиняна было исполнено, поэтому подсчитали столько, сколько есть избирателей на данный момент в Армении.
Читайте по теме:
Могло бы быть их больше, вот в чем вопрос. Тот факт, что идет постоянный отток населения из Армении – это же не новость последних лет. Армения так развивалась с момента распада СССР, почти 30 лет.
Возможно также, что некоторые избиратели просто остались дома ввиду того, что, по большому счету, расклад был понятен. Бывшая правящая Республиканская партия полностью деморализована. Они оказались просто в коллапсе. Значит, люди, которые могли бы выражать им поддержку, не пошли на выборы.
Я не думаю, что если бы они пришли на избирательные участки, то РПА могла бы как-то усилить свои позиции. Она могла бы попасть в парламент в составе трех-четырех человек, но не более того.
- Эйфория прошла, что будет дальше? Сможет ли Никол Пашинян выполнить все свои обещания?
- Какую-то часть обещаний, безусловно, он выполнит. Многие проводят аналогии с первыми годами правления Михаила Саакашвили в Грузии, который действительно провел фундаментальные реформы. Дальнейшие политические последствия – это другой разговор. Скорее всего, Пашиняну тоже удастся что-то сделать в плане реформ в управлении аппаратом госслужбы, сокращении бюджетных расходов или их более эффективном использованим.
Однако вместо прежних коррупционных схем со временем придут новые. Это, как показывает история революций в других постсоветских странах, также является фактором экономической жизни наших обществ.
Все обещания он выполнить не сможет, просто будет выполнена какая-то часть, в том числе сокращение министерств. Будет произведена серьезная манипуляция с органами правопорядка, полиции, налоговым ведомством, теми службами, которые взаимодействуют с массой граждан на местах. Параллельно с этим будет вестись политическая борьба. Будет происходить обрастание новых структур какими-то новыми схемами ведения бизнеса.
- Можно ли ожидать от Никола Пашиняна конструктивного подхода к урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта?
- Дело в том, что мы имеем дело с трудно прогнозируемым политиком, популистом, который обещал многое своим гражданам. Карабахский конфликт – один из элементов положения Армении в мире. Что он сможет сделать? Количество возможных комбинаций у него, по сути, невелико. Он зажат в тиски собственной предвыборной риторики, а она направлена на ту часть общества, которая является носителем ура патриотических настроений. Поэтому мне трудно сказать, что можно ожидать в этом направлении.
Нынешняя пауза, которая возникла, выглядит многообещающей. По косвенным признакам можно сказать, что у Никола Пашиняна с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым возникло какое-то объяснение, в ходе которого Пашинян попросил время на то, чтобы утряслась внутриполитическая ситуация, и после этого были начаты более конструктивные переговоры с Баку.
Я делаю вывод из того, что Ильхам Алиев в принципе никак не комментирует то, что происходит по Пашиняну. В этом плане Баку выполняет свою часть негласной договоренности.
- А как Пашинян будет выстраивать отношения с Москвой?
- Самое сложное – это то, как Пашинян будет выстраивать отношения с Москвой. Для Путина Пашинян – это «черт из табакерки», который спутал все карты по важному для России направлению Южного Кавказа.
В Москве, в целом, смирились с той ситуацией, которая произошла по поводу ОДКБ, серии антикоррупционных дел в отношении совместных многочисленных предприятий в Армении. Москва понимает, что вся конструкция российско-армянских отношений должна оставаться. Однако Пашинян все-таки является человеком не того круга, в котором Путин находит взаимопонимание у таких лидеров как Назарбаев, Алиев.
Он другой человек, и здесь для Москвы неясно, как вести дела с Пашиняном. Мне кажется, что не совсем ясно, как завершится пауза авансов, выданных Пашиняну со стороны Москвы и лично Путина. Хочу отметить один момент – немного ранее Путин поздравил бывшего президента Армении Роберта Кочаряна с днем рождения, что было важным сигналом, а его повторно арестовали.
Видимо, Москва до конца придерживается тактики не вмешательства, но, тем не менее, говорить о том, что в Москве приняли ситуацию, в которой оказалась Армения, пока преждевременно. Просто пока отношения повисли на паузе.
А индикатором того, что пауза закончилась, станут какие-то движения по линии межправительственных экономических контактов. Если будут одобрены новые российские кредиты для Армении, тогда можно будет говорить, что пауза закончилась. Пока такого нет.
Эльшан Рустамов, Г.Р.