Мубариз Ахмедоглу: Москва может быть заинтересована в начале Азербайджаном военной операции в Нагорном Карабахе

Речь идет не об антироссийских шагах, предпринятых Арменией, в особенности Николом Пашиняном.
При том, что Н.Пашинян занимается подхалимством в лицо, в реальности он предпринимает серьезные антироссийские шаги, и это носит заказной характер. Участие армянской делегации в голосовании в ПАСЕ является еще одним примером этого. Это неподобающее стратегическому союзнику России поведение. Речь не идет даже о реализации Д.Тонояном прозападных планов; ситуация намного серьезнее.
Армения может попасть в блокаду со стороны как Грузии, так и Ирана. Россия расценивает происходящее в Грузии как игру Запада. По мнению России, антироссийское движение в Грузии будет направлено на укрепление Запада в Грузии, и в итоге потянет Армению за собой. Война между США и Ираном предвещает опасную ситуацию для региона. Предпринятые Ираном некоторые шаги также не создают ясную ситуацию для России.
Распространившаяся информация об убийстве членов террористической группировки в Чалдыране говорит о том, что Иран сместил центр тяжести событий на север страны - в направлении Азербайджана и Армении. Никто не может сказать, чем обернется в итоге для Армении распространенная Ираном информация об аресте террористической группировки в Чалдыране.
Отложим в сторону вопросы, связанные с Азербайджаном, целью в нынешних региональных процессах является Армения. Как неопределенность со стороны Ирана для Армении, так и угроза в происходящих со стороны Грузии процессах серьезно беспокоят Кремль. В такой ситуации самым очевидным выходом или укрепляющим позицию России вариантом может стать начало функционирования Мегринской железной дороги. Запуск Мегринской железной дороги увеличит присутствие России на Южном Кавказе, усилит ее геополитическую, геоэкономическую и военную позицию.
Запуск Мегринской железной дороги также сильно усилит позицию России в географии Ирана и Турции. Сейчас для РФ значимость этого является архиважным.
Функционирование Мегринской железной дороги на данный момент отвечает в большей степени интересам самой Армении. Потому что войны в Грузии и Иране могут привести к блокаде Армении, и неизвестно, когда ей удастся выйти из блокады.
Единственным препятствием для запуска Мегринской железной дороги является Армения. Большая часть азербайджанских земель должна быть освобождена от оккупации для начала функционирования Мегринской железной дороги. Политика Армении выступает против увеличения участия России. Эта политика Армении не случайна; недопуск России в регион может создать для армян ещё большие геополитические дивиденды, чем нагорно-карабахский конфликт. Поэтому несмотря на то, что зампредседатель ОАО «Российские железные дороги» А.Мишарин недавно был в Ереване, премьер-министр Н.Пашинян отказался принимать его. Его визит в Армению вызвал большую шумиху. Как минимум руководство Армении расценило визит А.Мишарина в Армению в качестве давления в вопросе открытия Мегринской железной дороги, и поэтому так реагирует.
Если Армения не соглашается мирным путем на открытие Мегринской железной дороги, то Россия должна подумать о дополнительных шагах.
Согласно элементам войны, общим параметрам военных операций наименее рискованными военными операциями являются разрушения Азербайджаном коридоров из Нагорного Карабаха в Армению. Лачинский коридор и другие территории, которые попадут под удар, являются территориями Азербайджана, и там не проживает население. Ни одно государство не сможет высказать претензию из-за отсутствия потерь населения и принадлежности территории Азербайджану.
Вторым самым важным направлением является продолжение незавершенных военных операций из Агдере в направлении Кельбаджара, и выход отсюда к границе с Арменией.
Третий вариант - продолжение незавершенных военных операций, начиная с Ляля-Тепе в направлении Мегринской железной дороги, и освобождение железной дороги до границы с Арменией. Таким образом, можно создать условия для деятельности России в области восстановления железной дороги.
Россия заинтересована во всех этих трех военных операциях. Однако в Приаразском варианте при освобождении дороги, где проходит Мегринская железная дорога, необходимо учитывать Иранский фактор. Потому что Приаразская территория также означает границу с Ираном. Во всех остальных случаях Азербайджан не будет сталкиваться с какими-либо дополнительными препятствиями во время войны, напротив в будущем власть может получить большие дивиденды со стороны России взамен этого.
Таким образом, нагорно-карабахский конфликт, который до сих пор решал судьбу властей в регионе, выйдет из строя.
Мубариз Ахмедоглу, глава Центра политических инноваций и технологий