Нет дела до детей? В армянских селах школы рушатся на глазах, а в уцелевших некому учиться
Потрескавшиеся и отсыревшие из-за дождя стены, обветшалые и прохудившиеся крыши, залепленные пленкой окна – плачевное положение, в котором находятся школы в армянских приграничных селах, усугубляет отсутствие в них тех, для кого они были построены.
В канун нового учебного года в Армении всерьез озаботились тем, что в приграничных селах школы находятся в аварийном состоянии, а в относительно дееспособных некому учиться. Издание «Sputnik Армения» побывало в селах Тавушской области, через которую проходит 350 километров государственной границы, 300 километров из которых - с Азербайджаном, и констатирует, что здесь неумолимо сокращается число учащихся.
В Барекаване, например, в этом году совсем нет первоклассников, а 160 учащихся школы в Навуре занимаются в ветхой, сырой и холодной школе.
Директор школы Камо Марданян, показав потрескавшиеся и отсыревшие из-за дождя стены, крышу, несколько новых окон и немного отремонтированный спортзал, говорит, что эти три года школу кое-как ремонтировали на свои средства.
По его словам, они еще с 2000 года бьют тревогу о плачевном состоянии школы. За это время было составлено три проекта капитального ремонта учреждения, однако все они так и остались на бумаге. Согласно последнему проекту, разработанному в сентябре 2017 года, капитальный ремонт оценен в 505 миллионов драмов (около миллиона долларов).
«Но после революции программа так и не реализовалась. Написали письмо премьер-министру. Из министерства территориального управления и инфраструктур нам ответили, что ремонт школы учтен в бюджете 2019 года, и что в 2020 уже приступят к строительству. Некоторое время спустя нам позвонили и сказали, что программу передали Комитету по градостроительству. Я позвонил в Комитет, там мне ответили, что программу направили в министерство образования. Позвонил в Минобразования, а там сообщили, что нас убрали из программы на этот год», - говорит директор школы.
В селе Барекамаван той же Тавушской области, несмотря даже на хорошее состояние здания, в этом году в школу не идет ни один первоклассник. Такое в последние годы в школе бывает часто.
Сельский староста Барекамавана Джоник Микаелян в беседе с изданием рассказал, что в 2017 году у них вообще не было первого класса, а в 2018 году к ним поступил только один ученик. В школе, рассчитанной на 350 учеников, на сегодняшний день учатся всего 16 человек. «Хотя в последние годы люди не мигрируют, но молодых мало, рождаемости нет. Большинство жителей нашего села – пенсионеры», - сказал он.
Кстати, слова тавушского старосты и директора школы прекрасно иллюстрируют, как новые власти Армении выполняют данные народу обещания.
Разительным контрастом на этом фоне предстает азербайджанская глубинка, те же приграничные села. Только один пример – село Джоджуг Марджанлы Джебраильского района, жизнь в котором после блестящей победы Азербайджанской армии в апрельских боях стала полностью безопасной. За очень короткий срок село было восстановлено, здесь были построены дома, дороги, мечеть, к родным очагам вернулись азербайджанцы, которые некогда, спасаясь от армянских обстрелов, были вынуждены их оставить. И - прекрасная школа, каждое утро наполняющаяся звонкими голосами и заливистым смехом детей.
Что мешает достичь такого же благоденствия в Армении? Ведь нищета и разруха, в которой сегодня прозябают армянские приграничные села - мрачная атмосфера, разбитые дороги, потемневшие зданий, заброшенные дворы, ветхие дома, обреченность на измученных лицах их обитателей, и опустевшие школы – является зеркальным отражением того плачевного состояния, в котором сегодня прозябает вся Армения. Барахтаясь в болоте безысходности, она бросается от одного «спасителя» к другому, обещая одному одно, другому – другое.
Именно с внешнеполитической призмы рассматривает проблему недостатка учащихся в армянских школах и политический обозреватель Фархад Мамедов. Делая во внешней политике хоть какие-то телодвижения, в первую очередь нужно позаботиться о внутренних ресурсах, которых мало, пишет эксперт на своей странице в Facebook.
По его словам, по мере приближения визита Никола Пашиняна в США и визита президента России в начале октября в Ереван активизируется дискуссия о приоритетах Армении во внешней политике.
«Не следует обращать внимания на заявленные принципы, приоритеты и цели во время встречи премьера с дипломатическим корпусом Армении. Важно следить за действиями. А действия таковы: для нормализации отношений с США премьер Армении пошел на крайне непопулярный шаг, разрешил работы на Амулсарском месторождении американской компании.
А что же сделано в направлении стратегических активов России (ценообразование на газ, уголовное дело в отношении ЮКЖД, уголовное преследование Р.Кочаряна)?! Пока что ничего! Наверняка он готовит предложение непосредственно к встрече, как это было в прошлом году во время визита в Москву. Но, как показывает практика, руководство России не любит сюрпризов и последние ТВ-передачи о Р.Кочаряне на государственных каналах России - сигналы о том, что ответы на вопросы следует давать до визита. Ну, в принципе, Россия требует такого же отношения к себе, как к США. Американцы уже ответили на Амулсар восстановлением помощи. Принцип «вечером деньги - утром стулья» должен заработать и в отношении России», - отмечает Фархад Мамедов.
Однако здесь, по мнению эксперта, есть одно но... Сторонники Пашиняна требуют исполнения всей революционной повестки: от закрытия Амулсара до ареста Р.Кочаряна и раскулачивания олигархов:
«В то же время его сторонники – проамериканские, и он может объяснить им разрешение на работы в Амулсаре как условие американской стороны на восстановление отношений. Объяснить этой же группе уступки России будет крайне сложно, поэтому ожидающиеся потери в рейтинге он стремиться восполнить на карабахском направлении, делая провокационные заявления.
Времени остается мало...»
Ф.Багирова