Обгоревший орден гвардии капитана Алигейдара Ибрагимова | 1news.az | Новости
Точка зрения

Обгоревший орден гвардии капитана Алигейдара Ибрагимова

16:52 - 21 / 05 / 2020
Обгоревший орден гвардии капитана Алигейдара Ибрагимова

Сабухи Ахмедов

Доктор философии по истории, доцент

В коллекции Национального Музея истории Азербайджана хранится необычная награда: обугленный советский орден Александра Невского. Эта награда принадлежали уникальной личности в военной истории Азербайджана - Алигейдару Ибрагимову.

Алигейдар Алигулу оглу Ибрагимов родился в 1906 году в селении Бильгя недалеко от Баку. Он окончил четыре класса городского училища и один класс реального училища в Баку. В 1923 году Алигейдар поступил на кавалерийское отделение Азербайджанской объединен­ной военной школы. Успешно окон­чив школу получил назначение в кавалерию и служил в должностях командира кавалерийского взвода, командира эскадрона, начальника полковой школы и помощника начальника штаба полка. Алигейдар, благодаря участию и победам на ряде соревнований, прославился как умелый кавалерист. В Национальном Музее истории Азербайджана хранится бронзовая скульптура всадника, подаренная лично маршалом С.Буденным А.Ибрагимову после одной из его побед на всесоюзных соревнованиях военных кавалеристов.

По предложению маршала С.Буденного, кавалерист со стажем Алигейдар Ибрагимов в 1935 году уволился в запас и был назначен заместителем директора Пятигорского ипподрома, находящегося под личным патронажем маршала. Параллельно с работой, Ибрагимов успел полу­чить высшее образование и специальность зоотехника в Ростовском зоотехническом институте. Результаты работы Пятигорского ипподрома превзошли все ожидания.  За отличную работу по развитию коневодства в СССР Алигейдар Ибрагимов был награжден орденом Знак Почета и в 1939 году назначен директором Ба­кинского ипподрома. Здесь он женился, в семье родилось двое детей.

В 1941 году с началом Великой Отечественной войны остро возникла необходимость в опытных командирах. С первых дней войны кадровый командир-кавалерист Алигейдар Ибрагимов сражался на Западном фронте. В 1941 году в бою под Пол­тавой он был контужен, затем в составе 17-го казачьего кавалерийского кор­пуса участвовал в битве за Кавказ. В августе 1942 года за доблесть, проявленную в боях на Кавказе, корпус был преобразован в 4-й гвардейский Кубанский казачий ка­валерийский корпус.

В начале 1943 года в ходе наступления советских войск на Ростовском направлении гвардии капитан Ибрагимов командовал отдельным зенитным пулеметным эскадро­ном.

В одном из боев он чуть не попал с боевым товарищем Джамботом Тазартуковым в окружение, но они сумели вырваться, а после боя в знак боевого побратимства обменялись шашками.

В августе 1943 года его эскадрон отличился в ходе Таганрогской на­ступательной операции, умело поддерживая огнем стремительные действия кавалеристов корпуса. За отвагу и героизм Алигейдар Ибрагимов был награжден медалью «За оборону Кавказа».

В сентябре 1943 года Алигейдар Ибрагимов был повышен в должности и назначен заместителем командира 4-го отдельного гвардейского истребительного противотанкового артиллерийского дивизиона 4-го гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского корпуса.

Корпус в составе 3-го Украинского фронта форсировал Днепр, в марте 1944 года развивал наступление в направлении г.Новый Буг. Гвардии капитан Ибрагимов особо отличился в непрерывных боях 6-18 марта 1944 года. 10 марта 1944 года в районе Баштанка Алигейдар Ибрагимов лично руководил отражением двух атак про­тивника, в ходе которых немцы оставили на поле боя более 60 трупов. 14 марта Ибрагимов с эскадроном кубанских каза­ков и пятью танками ворвался в колонну противника силой до полка пехоты с артиллерией и самоходками. Отряд Ибрагимова разгромил и рассеял колонну врага. На поле боя осталось до 170 трупов солдат и офицеров противника. За умелое руководство действиями подраз­деления и проявленное при этом личное мужество Приказом №028/н командующего артиллерией 3-го Украинского фронта от 8 апреля 1944 г. Алигейдар Алигулу оглу Ибрагимов был награжден орденом Александра Невского.

Орден Александра Невского одна из редких, так называемых «полководческих» наград СССР. Она была утверждена 29 июля 1942 года для награждения командного состава Красной Армии за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях за Родину. В статуе ордена указывалось, что «орденом награждаются командиры дивизий, бригад, полков, батальонов, рот и взводов за проявление, в соответствии с боевым заданием, инициативы по выбору удачного момента для внезапного, смелого и стремительного нападения на врага и нанесение ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск». Как удалось установить исследователям Азаду Гусейнову и Гейдару Мирзаеву, авторам книги «Азербайджан 1941-1945. Кавалеры ордена Александра Невского» (Баку, 2015 г.), орденом Александра Невского были награждены 92 офицера азербайджанца, из них четверо – дважды. Одним из награжденных «полководческой» наградой был и Алигейдар Ибрагимов.

5 апреля 1944 года дивизион гвардии капитана Ибрагимова с 14-ю танками атаковал станцию Раздельную. Ворвавшись на станцию, гвардейцы в ожесточенном бою уничтожили находящийся здесь не­мецкий гарнизон и захватили семь паровозов и пять эшелонов с ар­тиллерийским вооружением, боеприпасами, продовольствием и сна­ряжением. В ходе боя было уничтожено до 400 солдат и офицеров врага. За успешно проведенную операцию 4-му отдельному гвардей­скому истребительно-противотанковому дивизиону было присвоено почетное наименование - «Раздельненский». 7 и 8 апреля 1944 года в боях в районе Беляевки дивизион Ибрагимова неоднократно отбивал контратаки крупных сил противника. На подступах к Одессе дивизион принял участие в атаке на Дальники. В результате 10 апреля 1944 года части корпуса ворвались на окраины города, отрезав противнику пути к отступлению. В боях отличился А.Ибрагимов.

После освобождения Одессы в начале лета 1944 года корпус принял участие в Белорусской стратегической наступа­тельной операции. Кавалеристы корпуса освободили города Столбцы, Барановичи, Слоним, приняли участие в освобождении Минска. Гвардии капитан Ибрагимов был назначен командиром 4-го отдельного гвардейского Раздельненского истреби­тельно-противотанкового дивизиона.

13 июля 1944 года дивизион под командованием гвардии капитана Ибрагимова получил боевую задачу форсировать р.Зельвянку (Запад­ная Белоруссия) и закрепиться на ее западном берегу. Под ураганным огнем противника дивизион форсировал реку, выбил немцев из села на противоположном берегу и захватил господствующие высоты. Действия дивизиона обеспечили выход частей корпуса на западный берег реки и захват плацдарма в районе села Цыгановка. В этих боях дивизион уничтожил более 50 вражеских солдат и подавил семь огневых точек противника. За совершенный подвиг Приказом №0110 командующего артиллерией 1-го Белорусского фронта от 8 августа 1944 г. гвардии капитан Алигейдар Ибрагимов был награжден орденом Красного Знамени.

В конце июля Ибрагимова принимал участие в боях по освобождению г.Бреста и крепости Брест. На подступах к Бресту противник подготовил хорошо укрепленную оборону. Люблин-Брестская наступательная операция началась 18 июля 1944 года. Наступление на Брест велось с разных направлений, конно-механизированные части под командованием генерала Иссы Плиева атаковали с южного и юго-западного направлений. Войска в ночь на 28 июля штурмом овладели городом и крепостью, 30 июня северо-западнее Бреста была уничтожена Брестская группировка противника. В честь освобождения г. Бреста в г. Москве был дан салют двадцатью артиллерийскими залпами из 224 орудий. Ибрагимов был представлен в медали «За боевые заслуги», которую ему вручили позднее, конце 1945 года, когда он находился в госпитале.

В этих боях гвардии капитан Ибрагимов был тяжело ранен. Близким взрывом снаряда его коня разорвало, сам всадник получил 17 ран, лицо и грудь были опалены взрывом. Жар от взрыва был настолько сильным, что одежда на всаднике загорелась, эмаль ордена Александра Невского обуглилась. Командир корпуса генерал Плиев узнав о ранении Ибрагимова, потребовал немедленно доставить его в госпиталь, выделив для этого самолет.

Сменив несколько госпиталей Ибрагимова доставили в госпиталь в Пензе. Здесь извлекли осколки, но оказалось, что ранения очень тяжелые, а самое главное – герой потерял оба глаза. Узнав о страшном диагнозе, он попытался покончить с собой, а когда медперсонал предотвратил это, отказался принимать пищу, фактически обрекая себя на медленную смерть. Руководство госпиталя пошло на экстраординарный для периода Второй Мировой войны шаг: в Баку, супруге героя Асии Сираджетдин гызы Гусейн-заде была направлена телеграмма с просьбой срочно приехать в госпиталь. С большими трудностями А.Гусейнзаде сумела добраться до госпиталя, где лежал её муж.

Из воспоминаний Асии Гусейн-заде: „… В палате лежали восемнадцать человек офицеров. Когда меня подвели к кровати моего мужа, я его не узнала. Он был в ужасно изуродованном виде. Вместо глаз зияли красные гнойные ямы, одной ноздри не оказалось, вся челюсть была разбита и обтянута металлической шиной, сломана была лопатка и перерезаны пять пальцев на обеих руках. Всего у него было семнадцать ранений. Все лицо было забито осколками. Я подошла к нему и спросила его по-азербайджански: — Алиша, это ты? Он ответил: „Да“. Я обняла его, прижала к своей груди и почувствовала, что он плачет. Чтобы самой не разреветься, я прикусила настолько сильно губу, что и по сей день у меня остался рубец. Врачи начали меня торопить, чтобы я его покормила, ввиду того что он уже тринадцать суток не принимал пищи. Мне принесли стакан какао, и я его начала поить с ложечки. После этого он мне задал вопрос: приехала ли я за ним и не брошу ли я его, такого изуродованного? Я ему ответила, что любила его раньше, а теперь люблю вдвое больше и очень его жалею, если бы даже он остался слепым и без рук и без ног, то и в таком случае я не оставила бы его. Я сказала ему, что он мне очень дорог. Он с радостью начал пить какао, и у него появилось желание поскорее поехать домой…»

На излечение от осколков и переломов ушел год, который Ибрагимов перенес в госпитале в Баку. Затем, окрепнув, он долго ездил по разным офтальмологическим клиникам и госпиталям в Баку, Одессе, Гаграх, Москве, однако все оказалось тщетным. И все это время его жена была верным спутником, поддерживая в нем надежду и жажду жизни. Светила советской офтальмологии оказались бессильны вернуть зрение бесстрашному командиру. Последнюю точку поставил профессор Филатов, который сказал: «Больной Ибрагимов, ваши глаза — это ваша жена. Живите друг для друга и берегите себя. Наука идёт вперёд, не теряйте надежды.»

После дли­тельного периода лечения и восстановления Алигейдар полностью потерял зрение, был уволен из Вооруженных Сил и вернулся на Ро­дину инвалидом 1-й группы. Ему выдали новый орден Александра Невского, взамен покореженного, но разрешили сохранить прежний.

Алигейдар Ибрагимов пытался вести прежний образ жизни, что давалось ему с огромным трудом. Так, до войны усиленно занимавшийся спортом, он стремился поддерживать форму. Из воспоминаний супруги: «Я набивала мешок песком килограммов на 16, который я ему клала на плечи и водила его по комнате или вокруг стола. Или же он посадит нашу дочь себе на плечи и ходит по комнате». А. Ибрагимов обожал плавание, теперь же, уходя в море, обвязывался длинной веревкой, конец которой держала жена, сидевшая на берегу. Такая картина как-то заинтересовала писателя Петра Симонова, отдыхавшего в том же санатории, где была семья Ибрагимовых. Узнав от врачей историю семьи, поближе познакомившись с героем, он написал книгу  «Два сердца», которую посвятил истории любви супругов из Баку. Книга разошлась по всему СССР, в печати появились многочисленные очерки и статьи о герое войны Алигейдаре Ибрагимове и его преданной жене.

Однако такая жизнь оказалась очень тяжелой для некогда неугомонного и жизнерадостного кавалериста. Из воспоминаний жены: «В течение девяти лет, которые он прожил слепым, он никак не мог примириться с жизнью слепого, очень нервничал и стал раздражительным. Он стал замкнутым, в театр и на концерты не ходил. Только однажды я повела его на концерт Рашида Бейбутова, и когда артист запел „Песенку слепого нищего“, он во время пения разорвал на себе рубашку в отчаянии, что он не может видеть певца и публики. Все это, конечно, отражалось на нем и на его сердце.»

Гвардии капитан Алигейдар Ибрагимов скончался 6 ноября 1953 года.  

Нелегкой судьбе гвардии капитана Ибрагимова советский писатель С.С. Смирнов посвятил заключительную главу своей книги «Брестская крепость», а также одну из своих радиопередач.

На стене дома в Баку, в котором жил А.Ибрагимов (недалеко от мечети Тезе Пир), установлена мемориальная доска.

21 февраля 1958 года в селении Бильгях у могилы героя установлен бронзовый горельеф работы лауреата Государственной премии Фуада Абдурахманова с изображением Ибрагимова и надписью: «Здесь похоронен доблестный сын азербайджанского народа, участник боев за Брестскую крепость гвардии майор Али Гейдар Али Кули оглу Ибрагимов. 1906-1953».

Поделиться:
4765

Последние новости

Все новости

1news TV