Тофиг Зульфугаров: Месседжи Президента в адрес МГ ОБСЕ отражают настроения нашего общества
Президент Ильхам Алиев в очередной раз решительно и категорично озвучил позицию Азербайджана по вопросу карабахского урегулирования.
В интервью азербайджанским телеканалам глава государства выступил с жесткой критикой и четкими месседжами в адрес Минской группы ОБСЕ: «Каков основной тезис их заявления – военный вариант невозможен. Кто сказал? Откройте Устав ООН и посмотрите, имеют страны право на самооборону или нет? Кем вы себя возомнили?! Вы выше ООН?! Вы выше Устава ООН?! В таком случае скажите: мы, сопредседатели Минской группы, считаем, что тезис, отраженный в Уставе ООН, - ошибочный. Ведь всему есть предел. Поэтому мы ожидаем от них более серьезных, конкретных и целенаправленных заявлений».
Президент подчеркнул, что Азербайджан не будет проводить переговоры ради имитации: «Знаете, мы сейчас проявляем терпение и стараемся быть конструктивными. Но сегодня переговорный процесс практически не идет. Видеоконференции министров иностранных дел Армении и Азербайджана не имеют никакого значения. Это просто показывает, что Минская группа как бы действует. Но сколько можно? Быть действующим означает действовать. Я говорил, что мы не будет проводить переговоры ради имитации. Мы хотим вести переговоры по существу».
«Сейчас они придумали выражение «субстантивные переговоры». Они сами придумали это выражение, его суть понятна – да, не меняя формата переговоров по существу и не дополняя имеющийся на столе предмет переговоров. В этом случае мы, конечно, будем участвовать в переговорах. В противном случае не будет никакой необходимости в проведении бессмысленных переговоров. Именно этого мы ожидаем от Минской группы и твердо стоим на своей позиции. Справедливость на нашей стороне. Мы доказали нашу правоту как на международных аренах, так и на поле боя, и пусть никто не забывает об апрельских боях», - заявил азербайджанский лидер.
Заявления и месседжи Президента в адрес Минской группы очень своевременны и отражают настроения азербайджанского общества, убежден экс-министр иностранных дел Азербайджана Тофиг Зульфугаров.
- Считаю, что Президент выступил с очень важным заявлением. Было озвучено несколько тезисов, которые определяют нынешнее отношение Азербайджана к ситуации, которая сложилась в процессе карабахского урегулирования.
Прежде всего, хотелось бы сделать некоторый экскурс, и отметить, что Минская группа была призвана обеспечить освобождение оккупированных на тот период Шушинского и Лачинского районов, причем ее задачей на раннем этапе была разработка графика вывода войск из этих оккупированных районов и обеспечение возвращения туда перемещенных лиц. Но Минская группа не выполнила даже эту задачу, и оккупация территорий продолжилась. И вот в течение всего этого периода с 1992 года Минская группа, по сути дела, не обеспечила выполнение своей главной задачи – той, которая на нее возложена, в частности, в резолюциях Совета Безопасности ООН, так как рабочая группа, созданная ОБСЕ, призвана выполнить, в том числе, и те задачи, которые продиктованы резолюциями СБ ООН.
Наверное, излишне говорить и каким-то образом доказывать, что Минская группа не выполнила ни одну из этих задач – то, что имеется перед нашими глазами, говорит само за себя. И даже такая классификация ситуации в резолюциях Совбеза ООН о том, что произошла гуманитарная катастрофа, не стала для них побудительным мотивом, чтобы обеспечить освобождение оккупированных территорий и возвращение внутренне перемещенных лиц, число которых, по данным ООН, насчитывает 857 тысяч человек. Все эти люди – азербайджанцы – стали жертвами тотальной этнической чистки, и эта ситуация, повторю, была названа в резолюциях гуманитарной катастрофой.
Все эти задачи, о которых я говорил – ни освобождение территорий, ни устранение последствий тотальной этнической чистки, ни на сегодняшнем этапе неприкрытая и открытая декларация политики аннексии оккупированных территорий и присоединения их к Армении – не вызывают никаких адекватных действий Минской группы.
Я хочу напомнить, что в Минской группе есть сопредседатели, и эти страны одновременно являются постоянными членами Совета Безопасности ООН. С их стороны не происходит даже классификации определения и оценки того что делает агрессор. Более того, они как постоянные члены СБ ООН не инициируют принятия каких-то мер, которые принудили бы агрессора остановить агрессию и устранить последствия оккупации территорий и тотальной этнической чистки.
Все это мы видим, и видим, что группа, на посредничество которой согласился Азербайджан, для того чтобы с помощью международного сообщества обеспечить политическое урегулирование нагорно-карабахского конфликта, не дала никаких результатов.
К сожалению, мы видим, что и Организация Объединенных Наций тоже не требует этого от такой своей подчиненной организации, как ОБСЕ – а мы знаем, что и ОБСЕ, и другие организации классифицируются как партнеры ООН и называются «организация регионального соглашения». Исходя из этого мы видим, что международное сообщество фактически самоустранилось от устранения последствий агрессии Армении против Азербайджана, не принимая (в отличие, например, от такой же ситуации в Украине) каких-то санкций, не свертывая каких-то отношений с агрессором. Наоборот, ей оказывается определенная помощь со стороны европейских государств, военная поддержка со стороны одного из сопредседателей – России и т.д. Вот эта вся комплексная ситуация говорит о том, что МГ ОБСЕ как группа, которая должна была бы реализовать принципы и отношение этих сверхдержав к нагорно-карабахскому конфликту, с этой задачей не справилась.
Или лица, представленные в группе сопредседателей, не в состоянии довести до руководства своих стран истинную ситуацию, или мы имеем двойственность позиции сверхдержав, которые представлены в качестве сопредседателей.
Потому что на двусторонней основе все эти государства декларируют незыблемость территориальной целостности и суверенитета Азербайджана на всей территории. Неоднократно на двусторонней основе эти страны декларировали, что видят урегулирование конфликта мирным путем в рамках территориальной целостности Азербайджана. А получается, что их усилия в качестве сопредседателей Минской группы приводят к тому, что обеспечения этих принципов не происходит. Вот такая раздвоенная ситуация.
И конечно, декларация Президента о том, что мы не намерены терпеть формальность этих переговоров – думаю, она очень своевременная, и отражает, в первую очередь, состояние и настроения азербайджанского общества. Потому что всякого рода переговоры – виртуальные или очные – они, откровенно говоря, вызывают конкретное раздражение, критику, и даже смех, как неудачная попытка каких-то театрализованных представлений по имитации переговорного процесса.
Последняя же видеоконференция министров стала, я бы сказал, неким эталоном бездарной политики, которую предлагают сопредседатели Минской группы. Когда все усилия сосредоточены на одном направлении – замораживании ситуации на линии соприкосновения. И больше, по сути дела, они ничего не предлагают. Не предлагают каких-то конкретных мер по освобождению оккупированных территорий, не предлагают мер, включающих давление на Армению по предотвращению ее действий, нацеленных на аннексию оккупированных территорий Азербайджана и их освоения. Ничего об этом не сказано - только комплекс мер, направленных на замораживание нынешней линии соприкосновения.
Конечно, данное отношение не могло не вызвать реакции Азербайджана. Эта реакция прозвучала в выступлении Президента. Я считаю, что это – одна из первых критических оценок, за которыми последуют еще более жесткие заявления, свидетельствующие об изменении видения Азербайджаном форм своего сотрудничества с международным сообществом в области осуществления посреднических усилий.
Азербайджан когда-то призвал ОБСЕ помочь осуществить посредничество [в процессе урегулирования]. С таким же успехом он может отозвать это предложение о посредничестве, и осуществлять свою политику по отпору агрессору в соответствии с Уставом ООН, который регулирует поведение и политику государств в условиях осуществления вооруженной агрессии одного государства против территории другого и этнической чистки в отношении его граждан.
Это некое логическое продолжение того бездействия, которое мы терпели на протяжении без малого 30 лет, и это естественная реакция, которая когда-нибудь должна была произойти. Уверен, что мы, как я уже сказал, услышим еще более жесткие заявления и более жесткие действия Азербайджана.
Выражая отношение к последнему заявлению сопредседателей МГ ОБСЕ, в котором они подчеркнули безальтернативность военного пути решения конфликта и настоятельно призвали стороны предпринять дополнительные шаги для укрепления режима прекращения огня и подготовки населения к миру, Тофиг Зульфугаров сказал:
- Международные посредники могут давать советы, они не могут управлять ситуацией. Сопредседатели представляют организацию, которая является, как я отметил выше, региональным соглашением для ООН. Правом выносить императивные, то есть, обязательные для выполнения, решения, обладает только ООН. И то, они могут декларировать необходимость выполнения тех или иных решений, в редких случаях – создавать механизм для их реализации. Давайте посмотрим: более высокая организация, чем ОБСЕ, и чем ее Минская группа, продекларировала резолюциями Совета Безопасности необходимость незамедлительного освобождения оккупированных территорий. Армения проигнорировала этот призыв, и он остался «висеть в воздухе».
Поэтому, когда они [сопредседатели] нам что-то советуют в своих заявлениях - это не более чем совет. И в принципе наивно было бы предполагать, чтобы они сказали: «мы ничего не можем сделать с армянами, начинайте войну» - такое представить просто невозможно и этого никто никогда не услышит.
Да, по ряду своих причин и своих функций они говорят то, что считают правильным. А наше право - придерживаться этого или нет.
Поэтому, скажу откровенно, давайте не будем придавать большого значения их заявлениям. Особенно при том, что опыт почти 30 лет показывает, что они абсолютно ничего не могут сделать в направлении урегулирования ситуации. Просто «фабрика» по производству заявлений – такая у них функция.
А их последняя риторика, которая может показаться чуть более жесткой, чем обычно, вызвана тем, что они ощущают, что наступил момент истины, и что они ничего не могут предложить сторонам конфликта.
Конечно, война – это плохо. Мы знаем это, их заявления для этого не нужны. А что они сделали и предлагают для того чтобы наше граждане вернулись в свои дома, чтобы были устранены последствия тотальной этнической чистки азербайджанского населения на 20 процентах оккупированных территорий? Ничего не предлагают. Поэтому и к их заявлениям надо относиться соответственно.
Какие шаги в сложившейся ситуации может предпринять Азербайджан? Наше государство, хотя и молодое, но ничего нового в международной политике придумать не может. Азербайджан подвергся агрессии. Если, призвав международные структуры, мы не добились результата, если агрессия не была остановлена и ее результаты не были устранены, то, в соответствии с Конституцией республики, азербайджанское руководство - при полной поддержке народа Азербайджана - должно восстановить суверенитет и территориальную целостность страны, что будет соответствовать нормам и принципам международного права и, в частности, Уставу ООН. Все. Ничего нового мы не придумаем.
И это надо четко и ясно объяснить армянам. Сопредседатели могли бы объяснить – пользы от них было бы больше. Россия могла бы сказать, что не будет обеспечивать для Армении «зонтик безопасности» в отношении оккупированных территорий Азербайджана. Соединенные Штаты - заявить, что при неконструктивной позиции Армении не будут оказывать ей никакой материальной помощи. С аналогичным заявлением могла бы выступить Франция, и т.д. Если они не будут этого делать, то и агрессора не остановить.
Значит, придется нам самим остановить агрессора и прогнать с нашей территории. Все. Никаких других действий в мировой практике просто не существует, и мы здесь ничего нового не придумаем. Да и придумывать ничего не нужно – надо просто четко и ясно называть все своими именами.
Ф.Багирова